Dalma News представляет интервью с Министром Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, большим другом армянского народа — Умаровым Джамбулатом Вахидовичем.
— Джамбулат Вахидович, скажите, пожалуйста, представлена ли армянская диаспора в Чеченской Республике, и если да, то сколько армян проживают на её территории.
Армянский народ жил на территории Чечни испокон веков, они, армяне, — созидатели и ремесленники. Это можно наблюдать в изобразительном искусстве чеченского народа.
Я вырос вместе с армянами. Это одни из самых тёплых моих воспоминаний. Дядя Завен, который жил буквально от нас через забор, Карен, Володя, Юля – с ними я вырос. Судьбы многих из них мне неизвестны. Кто-то сейчас живёт в Краснодаре, Армавире, в Москве. Считаю, что для чеченского народа и для нашей Республики отъезд этих людей большая потеря. Мы в лице армянского народа потеряли громадное количество учёных, врачей и просто хороших, сердечных людей. Я надеюсь, что судьба снова меня сведёт с ними. Хорошие были времена, когда в Чечне жили армяне. Сейчас в этом направлении ведётся работа. Было бы очень хорошо, если бы армянская община возродилась на территории Республики. Коллеги любезно предоставили мне карту города Грозного 1915 года, где было два храма Армянской Апостольской Григорианской Церкви. Армян в Грозный нужно возвращать. Многие мои армянские друзья испытывают ностальгию по Грозному. Но они осторожничают и пока не спешат.
Наш президент Рамзан Ахматович Кадыров подписал первый документ об утверждении концепции государственной национальной политики Чеченской Республики.
— В прошлом году вы были в Армении. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом визите. Какие впечатления оставила Армения?
Весной 2018 года по приглашению правительства Армении у меня состоялся продуктивный визит. Был организован ряд встреч: с министром культуры, министром диаспоры, первым заместителем министра иностранных дел и со многими другими людьми, благодаря которым для нас открылись двери Матенадарана.
Мой друг Ваан Тер-Гевондян, доктор исторических наук, востоковед, арабист, возглавляет музей – хранилище древнейших рукописей. Он замечательный специалист – языковед. Во время экскурсии мы говорили на арабском языке, и все думали, что мы от них что-то скрываем. И нам снова пришлось перейти на русский язык. В Матенадаране хранятся древнейшие рукописи всех народов мира. Это своего рода коллективный разум разных стран и эпох. Там есть труды гениальных и великих людей мира. И также представителей разных цивилизаций и религий, мусульманской, христианской и многих других конфессий. Там я видел свитки иудейские, и армяно-григорианские, и мусульманские. Вообще частица древнейшего Корана, которая хранится на Кавказе, находится в Ереване. Казалось бы, христианская страна, откуда столько внимания к Исламу? Это совершенно уникальное намоленное место, где хранятся труды великих армянских учёных, таких как Ананий Ширакаци, Моисей Хоренский, он же — Мовсес Хоренаци, и многих другие.
Сурен Еремян — патриарх современной исторической науки Армении. Благодаря ему нам удалось пролить свет в научном плане — на изучение истории этногенеза нахов. Когда для меня открыли двери в Матенадаран, я зашёл в святая святых, и мне вынесли маленькую кожаную древнюю книжицу, то я был потрясён.
Огромная благодарность профессору Варданяну тем кудесникам, которые переводили с древнеармянского языка всё то, что было написано о нахах.
Мовсес Хоренаци проникся этой темой не просто как учёный, но и как поэт, который различает краски. И вот он описывает – жаркие степи, прекрасные, целебные, живительные своей прохладой водопады, горы. Судя по описанию, видно, что древних армянских учёных, монахов и богословов очень манил этот край. Любовь к нашему краю была искренняя. Он изучает Родину вайнахов так, как будто изучает собственную – Армению. От имени всего вайнахского народа, чеченцев, от имени ингушей и других наций выражаю благодарность за изучение нашей истории.
Главный источник для изучения вайнахской истории – «Армянская география. Ашхарацуйц». Уважаемый профессор Варданян подсказал мне пути дальнейшего поиска информации, за что я ему весьма благодарен. Наши поиски будут вестись в Вене. А так же на острове Сан-Лазаро, который находится в Средиземном море, недалеко от Венеции, есть Мхитарианский монастырь, где хранятся письменные источники, которые могут пролить свет на многие белые пятна нашей истории, особенно истории I тысячелетия до нашей эры и раннего Средневековья. Мы договорились с учёным с мировым именем академиком Ашотом Мелконяном, о создании совместной научной рабочей группы, которая будет заниматься расшифровкой, переводом этих рукописей, чтобы они стали предметом исследования для подрастающего поколения. Студенты, аспиранты, докторанты заинтересованы в изучении собственной истории, этногенеза.
Я являюсь гражданином Российской Федерации. Культура армянского народа глубоко интегрирована в русскую культуру, в культуру многих других российских народов. Благодаря советскому режиссёру Георгию Данелия и легендарному армянскому актёру Фрунзику Мкртчяну был создан образ простого рабочего армянина в знаменитом фильме «Мимино». Этот образ остался в сознании наших граждан – лучезарный, простой, добросердечный. Таким мы видим весь армянский народ, который даст дельный, глубокий, содержательный совет о том, как правильно и достойно прожить свою жизнь.
У меня состоялась также встреча с Католикосом; мы затронули тему создания общины в Чеченской Республике. Как только появятся первые желающие жить и работать у нас, мы предоставим им место для будущего храма. И будет поставлен первый хачкар, и на его месте воздвигнут храм, чтобы в нём могли молиться представители армянского народа. Думаю, что эта светлая перспектива не за горами, очень надеюсь, что мне будет оказана посильная помощь в этом вопросе, и уверен, что братство армянского и чеченского народа, которое крепилось веками, будет продолжаться.
— Планируете ли Вы совершить новую поездку в Армению?
Да, безусловно. Мы хотели пригласить академика Ашота Мелконяна с коллегами в Грозный для того, чтобы организовать нахский научный семинар, но пока отложили в связи с политическими перипетиями и сменой власти в Армении. Но я думаю, что это все будет решаться, и в ближайшем будущем мы посетим Армению и продолжим комплексное общение с Национальной академией наук.
Также хотелось бы наладить деловые связи. Как известно, транспортными коридорами попасть в Армению непросто, всё проходит через территорию Грузии. Представители Чеченской Республики посещают Армению, но, к сожалению, пока через Тбилиси. Либо по дорогам, которые проходят через Верхний Ларс. Было бы неплохо, чтобы были прямые рейсы из Еревана в Грозный и обратно. Я думаю, что желающих посетить Армению было бы гораздо больше. И армяне с удовольствием приезжали бы к нам в Грозный.
У нас очень много общих исторических тем. Это великая страна Наири, или, как мы её часто называем, древнее государство Урарту — IX-VI век до нашей эры. Есть определённые сведения, что в I веке до нашей эры, во времена царствования великого армянского царя Тиграна, во время великих войн, участвовала конница, которая состояла из наших далёких предков вайнахов. А уж если говорить об истории армян в Грозном, так это вообще была отдельная нация. Она называлась «грозненцы», там не разделяли, кто ты: армянин, чеченец, русский или еврей. Это удивительная история по своим краскам, насыщенности и по высочайшему градусу взаимного уважения. Мы не приемлем в Грозном такие слова, как «толерантность», «терпимость». Зачем «терпеть» друг друга, когда можно друг друга любить и уважать?
— Вы произнесли трогательную речь на мемориале Геноцида армян при Османской империи. Как можно избежать религиозных войн?
Эти войны к религии никакого отношения не имеют. Ни трагедия, которая произошла во времена Османской империи (1915-1924 гг.) с армянами, греками и ассирийцами, и которая происходит сегодня на Ближнем Востоке. Нападение мусульман на христиан, или христиан на мусульман. Возьмите тот же самый буддизм. Несмотря на то, что он не является классической, монотеистической религией, основана на терпении, добре и любви.
Ни в одной конфессии нет призыва ко злу, к притеснению, несправедливости, ибо это ипостаси дьявола. Религия – это духовная возможность борьбы с дьяволом, которая нас постоянно сдвигает куда-то в сторону нечестия, всего негативного, что можно будет собрать в этой жизни.
Хотя жизнь складывается по-разному. Многие ищут себя в таких противоречиях, противостояниях. Пытаются найти свой путь таким образом.
Я пишу про это в своей книге «Фактор КРА. Антитеррор». Как человек, чеченец, мусульманин, который прожил и учился, получал второе высшее образование в университете политологии им. М. Бургибы в Северной Африке в Тунисе, имею хорошее понятие об арабо-мусульманском социуме. Для меня абсолютно понятно, что противоречия в данном случае они созданы искусственно для того, чтобы одни политические круги или альянс каких-то стран диктовали свою волю всему остальному миру. Чтобы достичь какой-то гегемонии в геополитике. А терроризм всегда был, есть и остаётся. Посмотрите, кто финансирует эти организации. Это очень практичные люди, мощные корпорации, которые бьются за влияние на углеводородном рынке, за месторождение этих углеводородов и многих других ресурсов, которыми богата наша Земля. Многие политики пытаются достичь своих целей, не стесняясь в средствах. Для них все средства хороши, даже если это терроризм. Это всегда кровь, страшные жертвы, репрессии, ненависть. Среди людей нужно сеять разумное, наводить правильные мысли и мосты взаимопонимания. Учитывать фактор политики, который искусственно создаёт все, что, угодно включая террористические организация для того, чтобы оказывать давление на своих противников в очень тонких, экономических прописанных, финансово понятных играх, которые ведутся сегодня отдельно между странами, корпорациями. У них одна цель, это так называемая мягкая сила – soft power. Некоторые заокеанские и западные политические круги это прекрасно понимают, и мы с вами это должны воспринимать, что средством достижения таких политических выгод является межнациональная рознь и межконфессиональная ненависть. Вот два основных инструмента воздействия на ту или иную страну. Для того, чтобы свергать режимы, навязывать свой образ, мышление, менталитет, свои так называемые демократические ценности, которые Соединённые Штаты Америки навязывают сегодня по всему миру.
Мне очень приятно, что Армения, которая руководствуется фундаментальной мудростью своих благородных предков, очень разумно, дипломатично, гибко, в самом хорошем смысле этого слова, ведёт себя на международной арене. Очень приятно видеть, что во всех крупных международных соревнованиях, конкурсах в сфере культуры, экономики и во многих других сферах маленькая Армения, которая находится в этой гористой местности, сегодня представлена во всем мире, во всех направлениях жизнедеятельности человечества. Приятно видеть и слышать армянских бизнесменов в Европе, в Юго-Восточной Азии и даже в Индии. К сожалению, Шарля Азнавура нет больше с нами, во всём мире его любят, а во Франции его почитают чуть ли не за бога музыкальной культуры этой великой страны. Приятно следить и за Шер — представительницей армянского народа.
Знаете, кавказец, прежде чем принимать какие-то действия и решения, если он государственный и политический деятель, то он, в первую очередь, должен примечать, что в любом доме есть всего четыре угла. И если загорелось где-то, значит, как правило, горит весь дом. У него должно быть понимание, что в любом доме есть всего четыре угла и из этого дома деваться некуда. Если загорелось где-то, то как правило, сгорает весь дом. И жители этого дома — единая семья кавказских народов. Мы с вами должны понимать, что в этом доме, нашем хрупком доме, играть с огнём нельзя. Это смертельно опасно на Кавказе. Поэтому Кавказу нужен мир. Кавказец, не интересующийся своей историей, не любящий свою культуру – не кавказец. Это подтвердит любой чеченец и любой армянин. На Кавказе много языков, но в тоже самое время есть один язык, этот язык понимают все, этому языку учились, он передавался из поколения в поколение. Язык называется — мудрость. И если языком мудрости мы начнём говорить друг с другом, не языком политики, экономики ещё чего-то, то всё можно уладить. Самое главное, чтобы был популярен язык мудрости. Если мы научимся говорить на этом языке, многие так называемые конфликтогенные точки, язвы на теле великого, красивого Кавказа залечатся. Если мы будем говорить на языке мудрости, то уверяю, что у нас будет самое главное – ощущение общности нашего дома. Нашей ответственности перед Кавказом.
— Джамбулат Вахидович, кто среди политических деятелей служит для вас примером, чей курс развития и укрепления межнациональных связей приемлем, и вдохновляет Вас?
Главным источником моего вдохновения, особенно по части тех книг, которые я написал, является Рамзан Ахматович Кадыров. Ключевым образом — национальный лидер и спаситель чеченского народа — Ахмат Абдулхамидович Кадыров. Человек, который пронзительно и символично вошёл в историю чеченского народа. И вот в этом славном пантеоне исторических героев, которые прославились во времена всех мыслимых и немыслимых войн, среди которых наиболее кровопролитная была Кавказская война, которая шла в течение всего XIX века. Все эти течения, протесты, восстания, репрессии, кандалы, казни, выселки за стенки НКВД, эти скотские вагоны, в которых выселяли нас с нашего родного края — Даймохка, когда нас выдворяли из своего дома, обрекали на смерть в холодных степях Азии в 1944 году. Вдруг через вереницу всех этих трагедий появляется некий свет из каких-то внутренних, совершенно неизученных недр чеченского народа, этот спасительный луч, о котором мы молили на протяжении всей этой истории. Появился человек, который пришёл озарять наши лица этим Божьим словом и призвал нас к спасению. Единственный путь к национальному спасению состоял только в единении и согласии. Этого смог добиться великий Ахмат Хаджи Кадыров. Вокруг было столько подлости, предательства, непонимания, вражды и ненависти, которая буквально разливалась кровавыми реками на его пути. Он шёл по этим тропам, ранил руки, ноги. Он шёл вперед, и его сердце светилось. Вражеские силы, которые думали, что они его убьют, не понимали, что шахиды не умирают, ибо в религии Ислам чётко сказано: «Не считайте мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха». Поэтому Ахмат-Хаджи жив, он всегда среди нас. Когда мы строили нашу прекрасную столицу — Грозный, он нам помогал, потому что мы всегда думаем о нём.
Да, сегодня трудно. Есть непонимания, санкции, крикуны и болтуны где-то в Европе, ещё в каких-то уголках, есть ИГИЛовские (ИГИЛ – запрещённая в России террористическая организация) эмиссары, есть те, кто не верят в наше экономическое чудо, есть завистники и ненавистники.
Но разве может наш светлый парусник — Чеченская Республика, приплыть к великой цели без того, чтобы его не бросало, болтало или штормило? Это огромные валы, которые в своё время изобразил гениальный армянин Айвазовский. Я хорошо помню разницу между волнами и валами. И по этим валам несётся этот парусник к свету, который озарил великий Ахмат — Хаджи…
Благодарим Ренессанс Москва Монарх Центр за предоставленную возможность и помощь в проведении интервью.
Беседовала Лусине Григорян