Современное грузинское государство благодаря своему географическому положению приобретает достаточно большое значение в геополитическом аспекте. Естественная задача любого грузинского руководства использовать этот фактор в свою пользу и не позволить любому другому государству получать выгоду из геополитического положения Грузии в ущерб интересам самой Грузии. На сегодняшний день, к огромному сожалению, успешным решением этой важнейшей внешнеполитической задачи не может похвастаться ни одно грузинское правительство, а у кормила власти их за годы независимости побывало немало. Все вышесказанное абсолютно справедливо и по отношению к нынешним властям, представляющим побеждающую на всех выборах с 2012 года «Грузинскую мечту».
В последнее время политологи и эксперты стали реже упоминать цивилизационную теорию конфликтов, сформулированную в свое время профессором Принстонского университета Самуэлем Хантингтоном, и совершенно напрасно, так как она далеко не потеряла своей актуальности. Профессор Хантингтон считал, что главные конфликты современности вспыхнут по линиям цивилизационных разломов, и современность, при всей спорности этой теории, на наглядных примерах доказала ее объективность.
Руководители же грузинского государства, включая и нынешних, почему-то решили, что могут позволить себе роскошь игнорировать эту теорию. Иначе достаточно трудно объяснить абсолютно алогичный внешнеполитический курс, при котором Турция и Азербайджан являются главными политическими и экономическими партнерами, причем в явно доминирующем качестве, а лидер православного христианского мира Россия объявлена злейшим врагом и оккупантом, а с другим исторически единственным христианским соседом — Арменией, у Грузии вежливо-корректные, но достаточно прохладные отношения.
Подтвердить это примерами несложно, так как элементы русофобии и армянофобии в Грузии наблюдались всегда, и этого не станет отрицать ни один серьезный и честный человек, а вот тюркофобия начинает только зарождаться, причем ее носители властями моментально маргинализируются, даже при учете того, что эти действия являются в значительной степени ответом на действия турецких и азербайджанских властей.
Сегодня никто не станет отрицать, что ислам с начала своего возникновения распространялся по миру самым радикальным образом. Не миссионеры и проповедники несли другим народам его учение, а могучий армии, которые за столетия покорили пространство от Испании до Индии. Говорить правду о том, в каком положении находились на покоренных территориях те, кто сопротивлялся исламизации, не помешает никакая политкорректность. Методы были самые жестокие, и они не остались в глубинах истории, а существуют и сегодня, о чем свидетельствуют телерепортажи Исламского Государства с публичным отрезанием голов. Ведь не случайно весь мир, какими противоречиями он бы не был раздираем, объединялся против этой сатанинской силы.
Интересно узнать, слышали ли что-нибудь нынешние руководители Грузии об идеях пантюркизма?
Раньше казалось, что Первая мировая война поставила точку в этом вопросе, однако это далеко не так. Экономический подъем в Турции и распад Советского Союза, в составе которого были республики Средней Азии, вдохнул в эту идею новую жизнь. Появился и ярко выраженный и достаточно харизматичный лидер Турции Реджеп Эрдоган. Он с самого начала и не думал скрывать ни своего исламизма, ни приверженности к идеям пантюркизма. Его конечной политической сверхзадачей является утверждение неоосманизма и возрождение былого величия Турции. Отсюда то огромное внимание, которое уделяется Турцией Азербайджану и республикам Средней Азии. Это политические, экономические, культурные и военные связи, упорные и энергичные попытки сколачивания общего тюркского пространства.
Надо ли напоминать грузинским властям, что Грузия является небольшим христианским анклавом, разрезающим тело Великого Турана? Турция и Азербайджан вполне официально провозгласили лозунг об одном народе, разделенном на два государства. В дальнейшем надо полагать количество «разделений» будет только возрастать. А Грузия, между прочим, и есть страна, которая и разделяет единый народ, мешает его частям соединиться в единое государство.
Стоит ли после этого удивляться тому, что на картах, издаваемых в Турции, Аджария и некоторые другие районы Грузии обозначены как турецкие, а в азербайджанских учебниках истории черным по белому записано, что современная Грузия со своей столицей расположена на азербайджанских землях. На этом фоне вполне логичным выглядит то, что происходит с монастырским комплексом Давид-Гареджи и с грузино-азербайджанской границей.
Всем должно быть понятно, что Эрдоган и не стремится в Европу. Все должны понимать, что Турция не может с ней объединиться, в первую очередь, в силу цивилизационного несоответствия. В свое время шах Ирана, активно европеизируя свою страну, и стал главной причиной исламской революции. Эрдогана недаром называют султаном. Чем быть пасынком на задворках Европы, он предпочитает стать лидером исламского мира, в котором именно пантюркизм станет доминирующим фактором.
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария во время своего недавнего визита в Турцию говорил о тесных братских отношениях, стратегическом партнерстве, экономическом сотрудничестве и особенно об обеспечении безопасности Черноморского региона. В контексте того, что Турция ведет боевые действия на востоке страны против собственных граждан и осуществила с нарушением всех международных норм вооруженную интервенцию против суверенного сирийского государства, можно представить, какого рода безопасность обеспечит эта страна.
На заре независимости некоторые грузинские политики радостно подсчитывали количество соотечественников в Турции, стыдливо, избегая термина «отуреченные». Века назад от отуречевания и полной ассимиляции Грузию спасла именно «оккупантская» Россия. Кто ей теперь придет на помощь, коль она, не дай Бог, понадобится. Как США поступают со своими союзниками, в Грузии многократно убедились.
P.S. В свое время грузинская культура выдавала на гора прекрасные художественные произведения и фильмы, рассказывающие о патриотах, защищавших свою Родину. Достаточно вспомнить «Георгия Саакадзе», «Баши-Ачуки», «Мамлюк», «Майя Цкнетели» и многих других. Сегодня же грузинский кинематограф создает трогательные истории однополой любви… Так, куда же мы движемся!?
Давид Купатадзе (Тбилиси)