Русскоязычные жители Азербайджана уже второй год подряд находятся в смятении: не удается определить первоклашек в русский сектор обучения, хотя в стране таких школ свыше трех сотен.
Проблема возникла еще в прошлом году, когда появился небывалый ажиотаж с зачислением в русский сектор первоклашек. Но, при этом в азербайджанском секторе оказался недобор. Министерство образования попыталось исправить ситуацию, и с 2019 года был введен экзамен по навыкам устной речи для учебы в секторах общеобразовательных школ с обучением на других языках. Идея была в том, что если ребенок не говорит, например, на русском, то его родители не смогут подавать заявку на поступление в первый класс с обучением на русском языке.
Ведь многие до сих пор считают русский сектор – бесплатными курсами по обучению русскому. Такое было и в советское время. Но тогда было больше учителей и классов. Кроме того, ажиотаж на русский сектор вызван не только тем, что родители хотят, чтобы их дети говорили на русском. Считается, что качество образования там выше.
Как бы там ни было, но, то ли министерство недооценило масштабы проблемы, то ли просчиталось, не взяв во внимание коррупционный фактор. Многие пользователи соцсетей считают, что родители платили за то, чтобы приемная комиссия закрывала глаза на незнание ребенком русского языка.
Выбор школы с обучением на русском языке для жителей страны закончился за 15 минут. Он начался 1 мая в 10.00, а в 10.15 мест в русском секторе уже не было.
В Министерстве образования, куда обратился корреспондент Dalma News, пока что разводят руками, обещают в ближайшие недели что-нибудь придумать. Директор одной из бакинских школ, попросившая не называть ее имя, сказала, что есть только один вариант: «Открыть больше начальных классов с обучением на русском языке. Но найдется ли столько учителей?».
Социальные сети, между тем, бурлят. «С этой проблемой столкнулись и мы. Мы русскоязычная семья. Все экзамены прошли без проплаты кому-либо… А вот в первый класс попасть не можем…», — пишет С.К.
«А почему не открыть (новый – ред.) класс. Спрос же есть. Славянский университет кого выпускает???? Почему нервируют родителей и детей. Надо обратиться к президенту и Первой леди. Только так решится вопрос!!!! Каждый человек имеет право выбора!», — пишет в свою очередь пользователь по имени Гюльнара.
Солмаз: «Это добром не кончится. Создают противостояние. Почему бы открыто не сказать, что все учитесь на таком-то языке. Почему люди мучаются с оформлением детей в школу?..».
Лала К.: «Не понимаю зачем искусственно раздувать проблему. Откройте дополнительные классы и учите деток! Выдумали — мест нет. Как нет? Понастроили дополнительные корпуса. Если нет места в русском секторе, значит в азербайджанском секторе недобор, сделайте плюс здесь, вот и соблюдайте баланс!».
Эльфира Ф.: «Это какой-то беспредел. Как так возможно. У нас в Говсанах (поселок в черте Баку) регистрация в школу началась в 10:00 и закончилась 10:05. Многие дети остались за бортом».
Гуламова: «Очень странные вещи творятся. Раньше не было такого, чтобы ребенок не мог пойти в первый класс русского сектора. Что происходит, когда же прекратятся эти беспорядки?».
Суния К: «Я никак ситуацию не пойму. В школе мест нет. Спрашиваем у сотрудника (управления- ред.) образования Баку: что нам делать с ребенком. Отвечает — не знаю. А кто знает?????».
Лейла А.: «Это безобразие. Издевательство над детьми. Мы успешно прошли экзамены, но в школу определить я ребенка не могу».
К выводу, который делает пользователь Рагима А., приходит большинство комментаторов: «Гнать в шею всех из Минобразования. Не компетентны — пусть ищут другую работу. Сплошные нервы и расходы».
Своя точка зрения на происходящее имеется у доктора философских наук, профессора, бывшего главы Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафика Алиева, который ответил на вопросы Dalma News.
— В этом году вновь возникли проблемы с приемом в первый класс русского сектора школ. Ситуация стала даже хуже, чем в прошлом году…
— …Да, как минимум несколько сотен детей только в Баку не попали в первый класс…
— Почему такой наплыв в русский сектор?
— Первое – это изменение политической ситуации в мире. Второе – за последние 20 лет люди поняли, что без русского языка далеко не уедешь. Раньше было плачевное положение, когда русскоязычные жители Баку в какой-то мере чувствовали себя чужими. Зарождавшийся тогда национализм в итоге захлебнулся в своей неграмотности и некомпетентности.
Малограмотные люди насаждали мнение о том, что нам не нужен русский язык, нужен английский, французский и т.д. Но одно другому не мешает! В итоге неправильное понимание ситуации привело к тому, что мы имеем сейчас. Я сам многие годы писал о том, что русский язык нам нужен.
Нынешний наплыв – естественен. Даже в Баку трудно устроится на работу, если человек не знает три языка: азербайджанский, русский и английский. Многие наши бизнесмены связаны с Россией, и, соответственно, нужен русский язык. Вот используют русский сектор как курсы обучения русскому.
— Недавно, кстати, была история с обвинениями учеников русского сектора в том, что они пьянствуют, курят и вообще занимаются какими-то непотребствами…
— Да, у какой-то части общества этот негатив к русскому языку сохранился.
Я бы отметил еще и недавние разговоры о том, что с младших классов и в университетах, начнут в обязательном порядке изучать религию. Я к этому отношусь резко отрицательно. Это все играет на руку тем, кто борется с русским языком. Якобы они мусульмане, испытывающие нелюбовь к «кяфирам».
Я уверен, что русский язык нам многое дал, и до сих пор дает.
— Но что теперь делать детям? Как выйти из ситуации, ведь они не попали в школы. Увеличить количество начальных классов? Но в прошлом году говорили, что не хватает учителей…
— И в этом году их не хватает! Посмотрим на ситуацию: лет 5-6 назад в русском секторе, в группах, были 5-6 человек. Сейчас желающих учиться на русском стало в 10-15 раз больше, а учителей стало меньше. Нужно где-то 1000-1500 преподавателей. А где их найти?
Даже в таком вузе как Азербайджанский педагогический университет ликвидировали кафедру русского языка. Кто будет готовить учителей? Все это означает, что у Министерства образования не было нормального плана работы на будущее. Вот мы и оказались в ситуации, когда потребность в образовании на русском языке есть, а учителей нет. У нас, по Конституции, есть право на получение образования на том языке, на котором хотим. Это право нарушается.
— Получается, сложилась тупиковая ситуация?
— Сами себя загнали в тупик. Какая дорога из тупика? Только в обратную сторону. Но и там ничего уже нет. Назад на 20-25 пойти? Как? Так что надо искать решение. Возможно, пригласить учителей из России, попросить российское Министерство образования. Попросить учебники.
Президент, Первая леди не раз говорили о важности русского языка, была большая статья ректора Бакинского филиала МГУ им. Ломоносова, вице-президента Национальной академии наук Азербайджана, академика Наргиз Пашаевой. А чем все это время занималось Министерство образования?
Мамед Мамедзаде