Парламент Грузии сегодня, 1 мая, в третьем и последнем чтении, утвердил поправки в закон «Об общих судах», которые касаются критериев отбора судей Верховного суда страны. За утверждение законопроект проголосовали 87 депутатов парламента Грузии, при 33 «Против». Все это несмотря на недовольство грузинских НПО и оппозиции, которые до последнего момента настаивали на необходимости доработки законопроекта, обвиняя правящую партию в желании закрепить в суде «клановую систему» и поставить ее в зависимость от политического влияния властей.
Таким образом, спустя шесть лет после прихода к власти по итогам парламентских выборов, правящая партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», которая пришла под лозунгом справедливости, сегодня уже сама критикуется оппонентами по причине «отсутствия справедливости». Кроме того, скандально известный список бессрочно назначаемых на должности судей 10 кандидатов, который должен был быть утвержден при поддержке конституционного большинства, даже стал причиной распада правящей команды.
Согласно новой Конституции страны, окончательное решение в отборе судей Верховного суда принимает парламент, а укомплектованный им состав останется неизменным в течение 20-30 лет. И это в тех условиях, когда сегодня открыто говорят о наличии «клановости» в судебной системе Грузии. Судей, верно служивших бывшему правительству «Единого национального движения», не уступает и правящая «Грузинская мечта». Сейчас главное, чтобы они вместо миллиона плохих дел сделали миллион хороших. Еще более простой выход, согласно члену парламентского большинства Нукри Кантария, «спасти как минимум трех детей, чтобы восстановить свой авторитет в обществе». По его мнению, у представленных Верховным советом юстиции на утверждение парламента кандидатов на бессрочные должности судей никакого шанса на поддержку парламента нет.
Судьба грузинского правосудия опять стоит под вопросом. Отделившаяся от правящей команды из-за разногласий по этому вопросу бывший председатель комитета по юридическим вопросам Эка Беселия предложила парламенту законопроект о критериях отбора кандидатов в судьи, который ее бывшие соратники не то что забраковали, даже всерьез не восприняли. По оценке одного из лидеров парламентского большинства Мамуки Мдинарадзе, предложенные Беселия критерии даже близко не стоят с рекомендациями Венецианской комиссии.
Между тем, ранее Венецианская комиссия предложила властям Грузии собственные критерии отбора судей Верховного суда. По мнению комиссии, назначение председателя Верховного суда на 10 лет — слишком длительный срок, а кандидат в судьи должен быть лишь «специалистом высокой квалификации в правовой сфере», и для доказательства квалификации сдавать экзамены не обязательно. В критериях отбора судей, согласно им, в основном следует учитывать опыт и возраст кандидата, а отбор должен быть основан на их достоинстве, основанном на квалификации, эффективности, возможности. В рекомендациях также отмечалось, что у судьи должны быть обязательные правовые знания, навыки и компетенция. А для того, чтобы предотвратить нехватку судей Верховного суда, вакансии следует объявлять до истечения срока полномочий любого судьи. Что касается отбора кандидатов в Верховном совете юстиции, то по этому вопросу было отмечено, что желательно отменить тайное голосование. Согласно рекомендациям Венецианской комиссии, решения Верховного совета юстиции должны основываться не только на прошлом опыте кандидатов, но и на ответах, которые они дадут и важно то, чтобы участие в этом процессе могли принять и лица, не имеющие опыта работы судьями.
«Если к участию не будет допущен юрист, точнее имеющий общее юридическое образование кандидат, это нанесет удар по желательному разнообразию Верховного суда», — говорится в заключении.
По заключению Венецианской комиссии, Верховный совет юстиции должен с осторожностью относиться к полученной им информации о кандидатах, а проверка их данных не должна быть самовольной и субъективной. Было подчеркнуто и то, что в Верховном суде Грузии должно быть 28 судей, а в случае неутверждения 10 кандидатов, с 1 июля 2019 года в суде останется только восемь судей. Назначение оставшихся 20 судей можно перенести на период после следующих парламентских выборов.
Европейские эксперты считают, что из-за того, что судей Верховного суда назначает парламент, очень важна проверка квалификации кандидатов как это предусмотрено Конституцией страны. Согласно им, информация о достоинствах и квалификации кандидатов в судьи должна быть доступна для общества.
«Это и для парламента будет мотивацией, чтобы решения принимал по признаку профессионального достоинства, а не по политическим взглядам», — заявляют в Венецианской комиссии.
На проведенных в Тбилиси встречах члены комиссии получили информацию и о Верховном совете юстиции и сочли, что этот орган высоким доверием у общества не пользуется. А в таких условиях недопустимо, чтобы почти всех кандидатов в члены Верховного суда отбирал действующий Верховный совет юстиции. Они считают, что этот факт обязательно негативно отразится на доверии общества к такому важному институту, как Верховный суд, который должен пользоваться в своей стране высоким доверием.
Аналитик Гия Абашидзе считает, что определенная часть рекомендаций Венецианской комиссии носит политический характер, так как и без того видно, что в Грузии политически напряженное поле. По его словам, с одной стороны, лидеры правящей «Грузинской мечты» заявляют, что учтут рекомендации европейских партнеров, но в то же время в самой правящей команде нет единства относительно того, какие рекомендации следует принять, а какие – нет.
Кроме того, по словам Гии Абашидзе, рекомендации Венецианской комиссии показали, что Верховный совет юстиции нуждается в реформировании. Он считает, что сам процесс законодательных изменений проходит на фоне большого политического ажиотажа, так как политики используют этот вопрос в своих интересах и пытаются записать себе очки.
«В такое время отличить правду от лжи трудно, и мы пытаемся отыскать здравый смысл в оценках международных игроков, дипкорпуса и других партнеров», — заявил Гия Абашидзе в интервью Dalma News.
Аналитик отмечает, что правящая «Грузинская мечта» должна была максимально учесть рекомендации Венецианской комиссии и тут двух мнений быть не может. Если не на все 100%, то хотя бы сделать так, чтобы в законопроект было включено максимальное количество предложений.
«Советы опытных партнеров, стран с развитой демократией всегда нужно учитывать. Мы же не страна с цветущей демократией, поэтому рекомендации для нас интересны и приемлемы. Для того, чтобы не нанести урон международному имиджу Грузии как надежного международного партнера и игрока, мы всегда должны учитывать здоровую критику, исходящую от Венецианской комиссии, ОБСЕ или Совета Европы», — заявляет Гия Абашидзе.
Оценки заключению Венецианской комиссии дали и представители оппозиции. По мнению уже бывшего члена «Грузинской мечты» Эки Беселия, этот документ для правящей команды равноценен солнечному удару. По оценке же представителя парламентской фракции «Европейская Грузия» Отара Кахидзе, Венецианская комиссия прямо сказала парламенту Грузии, что доверия к Верховному совету юстиции нет, а также нет доверия к мандату нынешнего парламента, чтобы тот утвердил на должность более половины судей Верховного суда. По его мнению, правительство попытается обойти заключение Венецианской комиссии, что добра ему не принесет.
Лидер еще одной оппозиционной партии «Альянс патриотов» Ирма Инашвили считает, что такие судьи, как Мурусидзе, Гвритишвили и Чинчаладзе, вынесут приговор «Грузинской мечте». В связи с этим она обратилась к правящей партии с призывом не защищать т.н. клан «Мурусидзе-Чинчаладзе-Гвритишвили», так как после определенного периода именно эти люди скажут, что руководствовались законом, когда политический нейтрализовали «Грузинскую мечту». По ее словам, на каждом депутате нынешнего парламента лежит ответственность за то, какие судьи будут у Грузии в течение следующих 30 лет.
«Мы не имеем права вверять Мурусидзе и Чинчаладзе наше правосудие и будущее наших детей», — заявила Ирма Инашвили.
Аналитик Ника Читадзе, в свою очередь, считает, что текущие политические процессы свидетельствуют о том, что «Грузинская мечта» желала восстановления справедливости, исходя из собственных узкопартийных интересов, а не из интересов страны. Он считает, что члены «Грузинской мечты» хотят видеть в Верховном суде представителей «старого клана» именно потому, что управлять «запятнанным» человеком гораздо легче, чем образованным и свободным.
«Это те судьи, которые служат любой власти взамен на сохранение собственной власти в судебной системе. С каким успехом они проявляли преданность «Национальному движению», с таким же успехом они будут проявлять ее к «Грузинской мечте». В противном случае судьи, которые в народе большим авторитетом не пользуются, более того, вызывают негативное отношение, почему они должны устраивать «Грузинскую мечту», даже за счет падения собственного рейтинга», — сказал он.
По оценке Ники Читадзе, в нынешнем правительстве чувствуется дефицит людей с государственным мышлением, а в том случае, если «Мечта» не учтет заключения Венецианской комиссии, это отрицательно скажется на имидже нынешнего правительства.
«Действительно не приятно слышать такие замечания, которые были высказаны нашему правительству в рамках той же Парламентской ассамблеи Совета Европы. Человек может быть опытным в своей профессии, долгое время находиться на должности, сохранять ее за собой определенными методами, но это не отражается положительно на будущем страны. Личные качества имеют очень большое значение», — заявляет Ника Читадзе.
Пострадает ли от темы назначения судей имидж правящей команды, покажет время. Хотя, по мнению экспертов, все будет зависеть от того, насколько демократично будут проведены парламентские выборы 2020 года. Если правительство опять использует административные ресурсы, оно, возможно, сохранит власть, но многое будет зависеть от того, смирится ли общество с пренебрежением его желания. До этого депутаты парламента Грузии уже обсудили законопроект «Грузинской мечты» о порядке отбора судей, а бывшие члены «Единого национального движения» и их сторонники провели в центре Тбилиси протестные шествия под лозунгом «Клан должен уйти».
Шорена Папашвили