Средневековый грузинский монастырский комплекс Давид Гареджи снова стал причиной напряженности на грузино-азербайджанской границе. Это происходит не в первый, и к огромному сожалению, можно не сомневаться, что и не в последний раз. О том, что Давид Гареджи имеет совершенно неоценимое значение для грузинского народа, государства, церкви, культуры и истории, говорилось не раз, но, очевидно, что этот вопрос нуждается в более подробном освещении.
Своим появлением комплекс обязан монаху Давиду – одному из особо почитаемых в стране, который в числе тринадцати сирийских монахов прибыли в Грузию с просветительской миссией. Именно он в 6-ом веке поселился в пещере Гареджа, основав лавру, носящую сегодня его имя. Она стала тем ядром, вокруг которого слой за слоем стала формироваться бесценная жемчужина христианской культуры.
Сегодня монастырский комплекс состоит из двадцати вырубленных в скалах монастырей и около ста пещер, используемых в качестве монашеских келий. Комплекс простирается на 25 километров и находится на территории трех грузинскох районов – Гардабанского, Сигнахского и Сагареджойкого. В монастырях комплекса также сохранились уникальные средневековые фрески, в числе которых портрет царицы Тамары. Огромный интерес представляют надписи, сделанные на грузинском, около 20-ти на армянском и 8 на греческом языках, а также около 20-ти арабским письмом. Здесь же находится уникальная тетралингва на четырех языках: грузинском, армянском, греческом и арабском. На многих росписях 9-10-х веков изображения сопровождаются надписями на грузинском, армянском и греческом языках. Это служит убедительным доказательством того, что значение монастырского комплекса Давид Гареджи в христианском мире выходило далеко за пределы Грузии.
Исторически случилось так, что комплекс в полной мере разделил трагическую судьбу Грузии и ее народа. Его беспощадно разоряли и грабили многочисленные иноземные захватчики, которые вместо культуры и созидания, несли на острие клинков только смерть и разрушения. Среди них были: турки-сельджуки (в 11-ом веке, монголы в 13-ом веке, хромец Тамерлан (на рубеже 14-15 веков) и Персидский шах Аббас Первый (в 1615 году). Но несмотря на все это, комплекс Давид Гареджи сохранился и вступил в 21-ый век.
Уже в новом тысчелетии комплекс столкнулся с новыми проблемами и напастями. Дело в том, что граница между Грузией и Азербайджаном проходит по вершине Гареджийского хребта, так что его юго-западный склон остался в качестве территории Азербайджана, где и располагается монастырь Удабно (Революционеры-интернационалисты в 20-е годы 20 века были большими мастерами организации государств и нарезания границ, поэтому народы бывшего СССР эту кашу расхлебывают по сей день). Монастырь действующий, посещаемый тысячами паломников и туристов. Вот в этом месте азербайджанские пограничники периодически и закрывают свою границу, но уже после переговоров с грузинской стороно – открывают.
И вот на днях архимандрит монастыря Удабно Кирион сообщил грузинским журналистам, что власти Азербайджана уже три дня как закрыли проходы к монастырю и не впускают туда даже обитающих там духовных лиц, не говоря уже о пастве и туристах. По его словам, азербайджанские пограничники установили на тропинках, ведущих к монастырю, запрещающие и предупреждающие знаки.
По большому счету подобные происшествия стали достаточно рутинными, особенно после того, как в мае 2012 года на границе, в комплексе были размещены азербайджанские пограничники. Уже после этого за этим последовали такие же рутинные переговоры по линии дипломатических ведомств и министерств двух стран.
Комментируя последний инцедент, представитель МИД Грузии Владимир Константиниди заявил, что идет активная коммуникация и работа для обеспечения беспрепятственного передвижения пилигримов, туристов и паствы, выразив надежду, что “азербайджанская сторона отнесется к вопросу с пониманием”.
Глава МИД Давид Залкалиани, в свою очередь, сообщил, что сразу же связался со своим азербайджанским коллегой и ситуацию удалось урегулировать: власти Азербайджана приняли решение открыть пункты, которые ранее были закрыты. Так и произошло – ситуация стабилизировалась, а духовные лица, паломники, паства и туристы вновь обрели свободу передвижения, но осадок, как говорится, остался. Решение вопроса заняло три дня, а могло занять и больше, а могло решения и не найтись вообще. Здесь никто не может дать никаких гарантий.
Хотя двусторонняя грузино-азербайджанская межправительственная комиссия по делимитации и демаркации государственной границы была создана еще в 1996 году, треть границы пока не делимитирована.
“В ближайшие дни мы будем беседовать об этом, и процесс начнется. Мы надеемся, что этот вопрос обязательно будет урегулирован путем двусторонних переговоров. Это не первый подобный инцидент. Вы знаете, что такие инциденты случались, но на этом этапе важно сказать, что в результате активной коммуникации с азербайджанскими партнерами эта проблема исчерпана”, – заявил глава МИД Давид Залкалиани.
Ну на этом этапе удалось уговорить открыть доступ, а что будет на следующем? В том,что новые инциденты последуют, не может быть никаких сомнений. Вообще способность наших властей решать государственные проблемы вызывает очень серьезные сомнения. Лучшим доказательством этому служит мнение архимандрита Кириона, что последний инцидент на участке границы Давид Гареджи является прямым следствием визита президента Саломе Зурабишвили в Азербайджан в феврале 2019 года. После ее инициативы ускорить завершение работ по делимитации и демаркации границы между Грузией и Азербайджаном положение на границе заметно ухудшилось, подчеркнул он.
Как тут не вспомнить великого поэта, считавшего, что нам не дано предугадать, как наше слово отзовется… Президентское слово бывшего многоопытного дипломата уже отозвалось на комплексе Давид Гареджи, монахах, пилигримах и туристах. Возникают вполне обоснованные опасения, что окончательное решение вопроса такими мастерами своего дела может наглухо закрыть доступ к монастырю Удабно и пещерам.
Говоря о судьбе монастырского комплекса Давид Гареджи, нельзя не коснуться одного важного аспекта. Грузия уже достаточно давно стала членом своеобразного тройственного союза с Турцией и Азербайджаном. Вполне логично обрадоваться тому обстоятельству, что такой важный для тебя небольшой кусочек земли находится не в руках какого-нибудь враждебного государства, а в руках твоего прямого союзника, доброго соседа и важного экономического партнера. Все эти факторы, разумеется, должны вселять уверенность, что шансы решить эти животрепещущие и, к сожалению, достаточно болезненные вопросы полюбовно, очень велики. Ну кто тебя поймет лучше, чем твой ближайший сосед и друг? Тем более, что ты ничего не просишь в подарок. За небольшой участок земли, на котором находится часть исторического культурного наследия, Грузия на другом участке границы в качестве компенсации может отдать значительно больший. Этот метод всем известен в международной практике, и за примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить сделку Турции с Ираном ради получения прямого доступа к Нахичеванской автономии.
Казалось бы, проблема могла быть решена легко и быстро к всеобщему удовольствию. Однако не тут-то было. Азербайджан своему другу и союзнику в таком важном для него вопросе ответил сухим и категорическим отказом. В МИД Азербайджана заявили, что территориальным обменам нет места и подобные вопросы даже не обсуждаются. А Давид Гареджи отдавать нельзя, так как высоты имеют “стратегическое значение”. Напомним, что речь идет о юго-западном склоне, а не вершине. А если к этому добавить еще и возможности современных вооружений, на закупку которых Азербайджан тратит астрономическое количество нефтедолларов: высокоточные ракеты и артснаряды, беспилотники и авиация-стратегическое значение высот на маленьком участке выглядит комичным анахронизмом. А вот то, что президент Алиев в 2007 году часть Давида Гареджи указом объявил государственным историко-культурным заповедником “Кешишчидаг” комичным не выглядит. Как тут не вспомнить слова президента Турции Реджепа Эрдогана о готовности вновь превратить в мечеть собор Св. Софии, и что Стамбул никогда не станет Константинополем. Не для того ведь захватывали, чтобы отдавать. Не пора ли Грузии понять, что она находится в противоестественном союзе и начать поиск настоящих друзей…
Давид Купатадзе (Тбилиси)