Во всем мире направление стрит-арт набирает большую популярность. Однако, многие до сих пор понимают под этим сравнительно новым направлением в искусстве надписи на стенах зданий, типа «I love you» и многое в подобном духе. Ознакомившись с работами Роберта Никогосяна, можно взглянуть на этот уникальный вид творчества с другой стороны. Роберт известен не только своими граффити, но и рисунками с помощью чая, кофе, варенья, соли, воды, молока и так далее. В интервью Dalma News художник рассказал о том, как развивается стрит-арт в Армении, о своих планах и творческом вдохновении.

В каком возрасте вы решили, что хотите стать художником?

Я начал рисовать еще в школьные годы, в тетрадях в основном. Потом перешёл в кружок рисования в 2005 г. В 2010 поступил в Академию искусств, которую окончил в 2014. Сейчас занимаюсь стрит-артом и разными направлениями рисования.

Свою творческую деятельность вы начали со стрит-арта, с портрета великого армянского актера Фрунзика Мкртчаяна (Мгер Мкртчян). В чем был основной посыл?

По правде говоря, стрит-арт больше привлек меня вначале, потому что обычное рисование мне не очень интересно. Хотя я очень люблю это, но попробовал проявить себя немного в других видах рисования, например, стрит-арт, скульптура, дизайн интерьера и др. Сейчас мне это более интересно, чем классическое художество. Я считаю, что с помощью стрит-арта ты можешь передать людям что-то важное. Например, серия стрит-арт портретов «Великие Армяне» более поучительная. Она дает возможность узнать о людях, которые сделали большой вклад в культуру Армении и не только.

Как, по вашему мнению, развивается стрит-арт в Армении?

Стрит-арт в Армении на очень слабом уровне, так как нет конкуренции, нет возможности в финансовом плане. Но, я думаю, что в будущем стрит-арт будет развиваться более усердно. Отношение к стрит-арту очень разное. Конкретно к моим работам есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Но положительных больше. Я пытаюсь заниматься саморазвитием и развивать то, что я делаю.

На чем вы любите рисовать больше всего?

Больше всего люблю рисовать на стенах. Если бы вы спросили несколько лет назад, то я бы сказал на бумаге. Но сейчас меня больше привлекает фасадная живопись.

Не сложно ли, скажем так, прощаться со своими творениями? Учитывая то, что рисунок, сделанный кофе или кетчупом, не может сохраниться на долго?

Это скорее что-то символическое. Я не могу считать это художеством. Но это что-то интересное, чтобы привлечь людей, которые следят за моим творчеством, заинтересовать их, а так мне ближе направление стрит-арт.

Рисовать для вас — хобби или работа?

Это и хобби, и работа, в зависимости от того, что рисуешь. Если это заказ, то это работа. Но бывает, когда ты делаешь что-то просто для себя, в независимости есть заказы или нет. Что касается хобби, очень люблю фотографировать на телефон, GoPro и так далее. Еще люблю играть в компьютерные игры (смеется).

Нужно ли вам вдохновение, чтобы рисовать? И кто вас вдохновляет?

Вдохновение однозначно необходимо. Меня вдохновляют зарубежные художники. В Армении нет такого человека, который бы меня вдохновил, я имею в виду современных художников.

Хороший художник — это результат таланта или хорошей техники?

Хороший художник — это результат и таланта и хорошей техники. Только таланта недостаточно. Очень важно понять, в какой момент и что ты делаешь, уловить нужное время. Когда ты говоришь, в правильное время, будь то картина, музыка или что — то другое, твой посыл дойдет до аудитории.

Сколько времени вам нужно, чтобы нарисовать портрет на стене, либо на маленьких предметах?

Скажем рисование на фасолинке у меня занимает буквально несколько минут (3-4) Рисовать на стене сложнее, потому что это уже более объёмная работа. В отличие от больших, на маленьких объектах не очень видны изъяны. А вообще в день я трачу на рисование где-то 3-4 часа, иногда 9-10, зависит от настроя.

Чем обоснован выбор портрета, если это не заказ?

В основном черты лица. Если возьмём серию «Великие армяне » мне очень понравился образ Соса Саркисяна, поэтому я его нарисовал. Также с остальными портретами. Это просто моё желание, понравилась — нарисовал.

В 2016 году у вас была первая персональная классическая выставка картин под названием «Базмадимагцер» под заголовком «Все люди разные, но все похожи». Расскажите о ней. Было ли у Вас финансирование?

Люди разные внешне, но похожи тем, что все мы хотим одного и того же: любви счастья и так далее. На выставке были представлены 10 картин, на каждой изображён персонаж, который за что-то борется.

Насколько я знаю, выставки в Армении не финансируются. Ты сам должен вложить деньги, чтобы реализовать свою какую-то идею. Но, что касается места, с этим обычно проблем не бывает. Скажем, с моей выставкой в метро проблем не возникло, так как мэрия и руководство метро поддержали меня.

Чем вас привлекает портретный жанр?

Я люблю разные направления рисования. Но ближе всего мне всё-таки портрет. Мне интереснее рисовать человека, чем скажем природу. Я начал рисовать портреты с помощью зеркала. То есть я садился перед зеркалом и рисовал сам себя, а это сложно.

В городе я увидел одного человека. Он был без руки, но я нарисовал его с рукой. Это как бы символ того, что он жив, а, значит, он что-то может поменять. В этом портрете я вижу себя. В каждой ситуации, даже в самой сложной, я благодарен Богу. Именно эта картина стала моим логотипом.

Привлекает ли стрит-арт туристов?

Конечно, привлекает. Я не раз наблюдал, как туристы фотографируются рядом с моими портретами. Так например мои работы привлекли трэвел шоу «Орел и решка». Они нашли меня и сняли репортаж.

Что бы вы поменяли в современном искусстве?

Ничего. Не мне решать, что менять. И без меня найдутся люди, которые хотят что-то поменять в чужих работах. К сожалению, они ничего из себя не представляют. Если менять что-то, то в себе и в своих работах. В своих работах я пытаюсь показать положительные стороны, в мире так много негатива.

 

Беседовала Мариана Акопян