Слухи о закрытии нескольких кафе возле здания Оперы распространились еще в январе. Отмечалось, что городские власти хотят вместо кафе создать зеленую зону — то есть окрестности Оперы должны вернуться к своему прежнему виду. Это решение муниципалитета, мягко говоря, было принято неоднозначно со стороны владельцев и работников кафе.

12 марта представители городских властей находились возле Оперы с целью демонтажа кафе «Атлантик» и «Джазве». Однако владельцы и работники кафе протестовали против решения муниципалитета и требовали встречи с мэром Айком Марутяном, чего не произошло. Менеджер кафе «Шоколадница» Лаэрт Погосян сообщил СМИ, что при закрытии кафе 60 человек останется без работы.

«Столько человек останется голодными! Речь идет не только о работниках, но также о поставщиках, которые уже нам жалуются: говорят, что если мы закроемся, и они тоже пострадают».

Жалобы владельцев кафе были также обусловлены тем, что контракты были расторгнуты в одностороннем порядке. Однако представители мэрии утверждали, что муниципалитет имел на это право. Например, контракт с кафе «Джазве» был до 2028 года.

Совладелец кафе Армен Петросян сообщил, что было бы неплохо, если мэрия дала бы им какое-то время на решение проблем, а не закрыла бы их сразу. Пресс-секретарь мэра Акоп Карапетян подчеркнул, что кафе было уведомлено о необходимости демонтажа еще 13 февраля. Он добавил, что помимо процесса озеленения, программа включает в себя также другие компоненты.

«Весь проект включает в себя не только озеленение, но и архитектуру прилегающих территорий, а также обновление художественного освещения здания Оперного театра и процесс очистки крыши Оперного театра от антенн».

12 марта протестующим удалось предотвратить демонтаж кафе, поскольку ситуация была более чем напряженной, и чтобы не накалять ее еще больше, глава административного округа Кентрон Виктор Мнацаканян и член фракции «Луйс» городского совета Еревана Ани Хачатрян решили, что представителей кафе примут в мэрии для обсуждения проблемы, но после встречи Виктор Мнацаканян сказал, что стороны не пришли к согласию и что решение муниципалитета не подлежит изменению — кафе будут демонтированы.

13 марта городские власти перешли к делу. С одной стороны проводились работы по демонтажу, а с другой владельцы и работники кафе закрыли перекресток Маштоц-Туманян, в результате чего началось столкновение между демонстрантами и полицейскими. 41 человек было задержано. Ситуация еще более обострилась, в результате чего двое полицейских и один гражданин получили ранения и были доставлены в больницу. Глава административного округа Кентрон Виктор Мнацаканян заявил СМИ, что с самого начала нельзя было разрешать строить кафе на территории Оперы.

«Силой закона надо было запретить строительство кафе на территории Оперного театра. В парке были построены бетонные площадки для кафе, которые получали сверхприбыль, а сейчас манипулируют несколькими работниками, официантами, уборщиками, направляют их: мы все понимаем, что происходит», — сказал он.

В ночь на 14 марта мэр Айк Марутян заявил по Общественному телевидению, что происходящее на 100% соответствует закону. Сославшись на жалобы протестующих, якобы не все кафе будут закрыты, мэр отметил, что процесс будет непрерывным, но поэтапным.

Отметим, что многие граждане, следившие за этим процессом, выразили свою поддержку мэру, подчеркнув, что в Ереване мало зеленых зон, а также, что в районе Оперы не должно быть развлекательных центров. Но были и те, кто высказался против решения мэра, аргументировав свою позицию тем, что вместо того, чтобы обеспечивать людей работой, муниципалитет лишает их работы.

Кроме двух указанных кафе, также будут демонтированы кафе «Шоколадница», «Монталь», «Атмосфера» и «Рич». Примечательно, что владельцы «Рич» добровольно демонтировали свое кафе. Дела о демонтаже кафе «Шоколадница» и «Монталь» в настоящее время находятся в суде и неизвестно, когда они будут демонтированы и будут ли вообще.

16 марта мэрия Еревана уже начала работы по благоустройству на месте разрушенных кафе.

 

Лика Мовсисян