После того, как опытный юрист и один из учредителей правящей партии «Грузинская мечта», депутат парламента Грузии Эка Беселия пошла против своей команды и объявила борьбу привилегированным судьям правительства экс-президента Михаила Саакашвили, возникли ожидания, что «Мечта» распадется. Были сделаны и определенные прогнозы, кто в чьей лодке окажется. Информация о расколе в парламентском большинстве вышла за стены партии, но распад затянулся по времени. Эка Беселия открыто заявила, что ни за какую цену не допустит бессрочного назначения на теплые места тех 10 судей, которые преданно служили бывшей партии власти — «Единому национальному движению».
По словам политика, тяжесть незаконных решений этих судей, несколько лет тому назад, она испытала и на себе, когда по обвинению в оказании сопротивления полиции были арестованы ее брат и несовершеннолетний сын. Как вспоминает Эка Беселия, суды всех инстанций «счастливо» осудили наказанных из-за нее ребят точно так же, как осуждали в то время других. Согласно Беселия, неоценим тот вклад, который внес в борьбу за справедливость лидер правящей партии «Грузинская мечта», экс-премьер Бидзина Иванишвили, после прихода которого «Единому национальному движению» был нанесен самый большой политический удар — 215 заключенных были признаны осужденными по политическому признаку.
Таким образом, за шумным протестом против бессрочного назначения судей, последовало еще более шумное продолжение — новый скандал с наличием незаконных тайных записей интимной жизни женщины-политика. В ответ на ее критические заявления, недоброжелатели активизировали механизм шантажа тайными записями. Так, в социальных сетях были распространены видеокадры, в которых была личная жизнь Эки Беселия. Такая практика борьбы – не новость для грузинской политики. Несколько лет назад из-за публикации тайных пикантных кадров закончилась политическая карьера еще одной из женщин-министров — экс-главы МИД Грузии.
Эка Беселия встретила этот удар оппонентов подготовленной и не дожидаясь доказательств аутентичности записи, открыто заявила, что целью тайной записи была она сама и что это видео было снято в период правления «Единого национального движения». Тогда же появилось множество версий, а главное – под ударом оказалась сама правящая «Грузинская мечта». Авторитетным лидерам партии, даже пришлось давать разъяснения, что тех, кто совершил это аморальное деяние, в их рядах нет и быть не может.
Правоохранительные органы также не оставались в стороне и возбудили уголовное дело и начали допрашивать первых свидетелей, включая нескольких депутатов парламента страны. Злые языки говорили, что Эка Беселия заключила сделку с прокурором правительства времен Михаила Саакашвили, ныне – генеральным директором телекомпании «Рустави-2» Никой Гварамия, решив наказать соратников по партии за счет личной чести. Одним словом, распространялось множество версий. Значительная часть общества склоняется к версии мести со стороны судей: логично, что сделанные при прежнем правительстве незаконные записи были доступны именно им и те обнародовали их, чтобы устранить главного противника.
В парламентском большинстве признают, что тайные кадры самый большой урон нанесли правящей партии, ряд внутриполитических процессов остановился, а «Грузинская мечта» оказалась в невыгодной для себя позиции, так как распространение записей совпало по времени с политическим противостоянием внутри правящей команды.
До того, как замешательство и взаимное недоверие в правящей партии достигло пика, МВД из-за распространения тайных видеозаписей из личной жизни задержало 17 человек. Большинство задержанных — женщины. Среди них нет той, кто загрузил видеоматериал на Youtube. Прокуратура, исходя из интересов следствия, личность этого человека не разглашает. Согласно распространенной информации, среди задержанных – сторонники «Единого национального движения». Им предъявлено обвинение по статье 157-прима, части первая и вторая Уголовного кодекса Грузии, что предусматривает лишение свободы сроком от 4 до 8 лет.
Депутат Беселия быстро сделала комментарий, что арест тех людей, которые бессмысленно хранили тайные видеозаписи или делились ими, в ее интересы не входит, но незнание закона не освобождает граждан от уголовной ответственности.
Позднее суд освободил нескольких подсудимых, но нескольким все же отказал, оставив в заключении. Одному из них за отправку материала в виде меры пресечения была присуждена выплата залога в размере 10 тысяч лари, а остальным 6 задержанным – от 1500 до 3 000 лари.
На аресты откликнулся председатель парламента Ираклий Кобахидзе и заявил, что задержания одних распространителей недостаточно. Согласно ему, за тайными записями стоят явные политические интересы, а их заказчик должен быть политической фигурой.
Экс-глава администрации президента Грузии, политолог Петр Мамрадзе – один из тех, кто на себе испытал шантаж с тайными записями. Он считает, что когда дело коснулось женщины, грузинское общество традиционно оказалось на высоте и факт распространения видеокадров дал противоположный эффект — неприязнь общества заслужили те лица, которые в свое время все это незаконно записали, а затем не уничтожили, а сейчас использовали.
Петр Мамрадзе не исключает, что в этом замешаны совершенно различные группы, в том числе, члены правящей «Мечты». По мнению политолога, неубедительны и действия правительства и тот факт, что список судей в парламенте лоббируют высокопоставленные лица, ни для кого не является секретом. Также известно и то, что среди кандидатов в судьи, по словам Мамрадзе, есть лица, приближенные к спикеру парламента Ираклию Кобахидзе и некоторым членам большинства.
«Пусть никто не думает, что за этим списком стоит Иванишвили. Его убеждают, что отобран хороший список судей, которые не будут исполнителями ничьих интересов, тем более не исполнят волю группировки Саакашвили. Иванишвили в это время задает им вопрос: Вы берете на себя ответственность? Реакция общества будет положительной? Потому и не выкручивают руки и отступают назад, что личных интересов Иванишвили в этом нет. В большинстве есть люди, которые желают любой ценой провести этих кандидатов и назначить их бессрочно в Верховный суд. Беселия использовала эту тему и совместила свои личные интересы с государственными интересами», — заявляет Петр Мамрадзе.
По оценке политолога, во всей этой истории абсурдно задержание людей. Тем не менее, закон гласит, что лицо, которое получает тайные кадры, обязано позвонить и заявить об этом в МВД Грузии, в противном случае он сам становится ответственным за это преступление. Согласно Мамрадзе, если одновременно все интернет-пользователи обратятся к правоохранительным органам страны, то это может парализовать работу полиции.
«Помню, против меня также планировалось распространение тайных кадров, но это произошло не при Саакашвили, а при нынешних властях, когда я публично подверг критике экс-министра ВД Александра Чикаидзе и экс-премьера Ираклия Гарибашвили, назвав их курьезом грузинской политики. У меня появилась информация о том, что существовали тайные записи моей личной жизни… Якобы о том, что я переспал с какой-то женщиной. Тогда я выступил по телевидению и призвал горе-шантажистов показать записи в кинотеатре», — заявил Петр Мамрадзе Dalma News.
По его словам, Беселия – опытный юрист и она сразу же потребовала расследовать все и наказать виновных. Программой-максимум распространителей кадров был крах политической карьеры Беселия, удар по ее авторитету в парламенте и обществе.
«У Беселия оказалось много болельщиков. Факт, что общество не хочет этих судей. В такое время на гребне волны оказывается тот, кто выражает позицию народа. Беселия этим обрела вес и силу», — считает политолог.
Первые тайные записи появились в грузинской политике еще до «революции роз». Как вспоминает политик Сосо Шатберашвили, первые тайные записи в грузинской политике появились под авторством бывшего лидера Аджарии Аслана Абашидзе, когда Михаил Саакашвили, в бытность оппозиционным деятелем, был снят в одной из гостиниц страны.
«Когда Саакашвили стал председателем Тбилисского сакребуло, сами националы принесли эти кадры, включили и начали хохотать. Я тогда даже не стал смотреть эти кадры, настолько они были омерзительными для меня. Это знает вся Грузия. После этого Саакашвили становится президентом и вместо того, чтобы возненавидеть это дело, которое сделали лично ему, наоборот, во всех гостиницах, ресторанах, купе установил тайные камеры и начал массовую запись личной жизни людей. Все эти записи были незаконными, несмотря на это, никто не был наказан», — заявляет Сосо Шатберашвили.
По его словам, в случае с Экой Беселия, если исходить из принципа Конан Дойля, выйти на главного преступника будет нетрудно. Какой вопрос задал бы литературный герой Шерлок Холмс? – Кого устраивает компроментация Эки Беселия? Согласно Сосо Шатберашвили, против одного из незаурядных лидеров «Грузинской мечты» ополчились именно те судьи, которых наказала Беселия и рассмотрение кандидатур которых сняла с повестки дня в парламенте.
Сегодня почти все в один голос признают, что превратившийся в порок грузинской политики шантаж личной жизнью – это тяжелейшее наследие прошлого. Тысячи заархивированных видеофайлов о политиках или бизнесменах хранятся где-то, в надежном месте. Ну и что, что личная жизнь человека неприкосновенна и это признано Конституцией Грузии. В обществе по-прежнему существует чувство незащищенности. тем временем шантажы продолжаются и никто пока из-за этого не был наказан. Главное, чтобы общество стояло на высоте и грузинские Шерлок Холмсы так или иначе делали свое дело.
Шорена Папашвили