В ходе состоявшейся церемонии награждения The Fashion Awards 2018, которая состоялась 10 декабря 2018 года в лондонском Альберт-Холле, в Кенсингтоне, знаменитый дизайнер грузинского происхождения и известный экспериментатор мировой моды Демна Гвасалия был удостоен премии в номинации «Лучший дизайнер аксессуаров года» (Accessories Designer of the Year). За это звание наряду с брендом Balenciaga, креативным директором которого является Гвасалия, боролись такие бренды, как Gucci, LOEWE, Dior и Prada. Кроме того, известное британское издание Guardian назвало грузинского дизайнера «самым горячим» дизайнером в мире.
«Чтобы понять, что делает Демну Гвасалия самым актуальным дизайнером в Париже, прежде всего нужно начать с Парижа», — пишет издание.
Творчество известного грузинского дизайнера интересное и разнообразное. Созданные им модели одежды практичные и бытовые. Его коллекции смело говорят о политике и истории.
На неделе высокой моды в Париже Демна Гвасалия представил коллекцию «Весна-лето 2019 года». Параллельно с позицией творческого директора дома моды Balenciaga, Гвасалия является также главным дизайнером бренда VETEMENTS. Примечательно, что дом моды, учрежденный испанским модельером-дизайнером Кристобалем Баленсиагой внес в мир женской одежды характерные для высокой моды формы. Кристиан Диор назвал Баленсиагу «Мастером мастеров». В настоящее время Balenciaga принадлежит французской компании Kering.
Учредитель и креативный директор бренда VETEMENTS Демна Гвасалия любит провокации. На этот раз его желанием было ознакомление общества любителей мировой моды с историей Грузии. Дизайнер – представитель поколения, прошедшего через тяжелые 90-е годы ХХ века, чему и посвятил свою новую коллекцию.
Рожденный в 1981 году Демна Гвасалия покинул родину в возрасте 20 лет. Годы юности он провел в обстановке этнических конфликтов и политической напряженности, которая вызывала ощущение бесперспективности. Несмотря на это, он сумел выучиться, не утратив стремления к достижению цели. После окончания Тбилисского государственного университета продолжил учебу на факультете искусств Королевской академии изящных исскусств в Антверпене — именно оттуда для него и берет свое начало совсем другой мир. Однако черные 90-е годы, как отмечает дизайнер, навсегда останутся в его памяти.
По словам Демны Гвасалия, 90-ые годы в Грузии были для него совсем иными — после войны в Грузии было больше милитаризма, черных цветов и драматизма, чем в других местах. Пережитую в юности травму он не забросил куда-то в темные закоулки памяти, а признал, превратив в источник творчества и создав нечто новое. Он отразил Грузию на подиуме, как режиссер в фильме. Спустя годы он вернулся в прошлое и попытался перевести политику на язык моды, выведя все это на подиум. Как говорит сам автор, модели в масках – это образ утратившего идентичность общества, когда не знаешь, кем на самом деле является тот или иной человек. Люди скрываются за масками. Хотя, по разъяснению Демны Гвасалия, черные маски ничего общего с терроризмом не имеют.
«Однако это, в то же время, своего рода сексуальная маска, которую люди испольщуют при исполнении роли. Для меня это была очень интересная концепция. По моему мнению, в Грузии многие люди играют такую роль. Это та Грузия, в которой я вырос и в которой, по моему мнению, именно игры в эту роль придают форму человеческой ментальности. Поэтому я хотел представить все это именно в такой форме. Именно так появились эти маски, которые представляли отсутствие идентичности», — говорит Демна Гвасалия.
Ныне уже всемирно известный грузинский дизайнер вырос на войне, после которой его семья потеряла все и начала жизнь с нуля. По мнению Демны Гвасалия, такая травма делает тебя совсем другим человеком, ты быстрее движешься по жизни, проще идешь на риск и легче принимаешь решения. Он так и сделал, рискнул, покинув стабильную и комфортную работу и слепо начал делать новое дело — создал VETEMENTS. Своей профессией доволен, но считает, что многим в мире моды он до сих пор не нравится. Причины неизвестны. Что точно умеет – это создание одежды, и знает, что есть дом, где созданную им одежду хотят и где она нравится.
Дизайнер решил, что представлять его коллекцию эксклюзивно должны грузинские модели. Показ и с этой стороны был особенным. Найти грузин в Цюрихе не так-то легко, их там немного. Поэтому кастинг был проведен в Тбилиси, для чего Гвасалия направил трех дизайнеров на одну неделю в Тбилиси.
«Они встретились там со многими людьми и привезли много вещей – ткани, традиционные детали. На кастинге мы просмотрели многих молодых людей, с которыми я идентифицировал самого себя, в том числе визуально, оценил, как они выглядели, как говорили… Для меня было очень важно, чтобы коллекцию представляли именно они», — говорит Демна Гвасалия.
Он также подчеркивает, что эксперимент оправдался и что подобные кастинги он будет проводить и в будущем.
В коллекции много грузинской азбуки. На одежде бренда VETEMENTS можно прочесть грузинские слова: «კმარა», «უფალო შეგვიწყალენ», «ტანსაცმელი» и другие. Некоторые модели были облачены в оформленные иммитированным свирингом капроновые майки телесного цвета. Как говорят, эта идея не нова. 20 лет назад нечто подобное уже сделали. Заставляло задуматься и само содержание свирингов. Они очень напоминали свиринги заключенных. Поэтому можно подумать, что эта деталь была откликом на господство криминального мира в Грузии 90-х годов.
Единственный источник вдохновения Демны – его бабушка. В подростковом возрасте вынужденно часто менял жилую среду из-за работы отца, в конце-концов оказался в Лондоне, затем – в Германии. Для того, чтобы найти свой стиль, Демне понадобилось немало времени. Во время учебы в Академии изящных искусств Антверпена ректор Вальтер Ван Бейрендонк предложил Демне дизайнерство мужской одежды. Тогда Гвасалия проработал у Бейрендонка в течение полутора лет, а после создал коллекцию женской одежды. Посмотреть презентацию можно было как напрямую, так и в шоуруме. Однако купить одежду было невозможно, благодаря чему Демна Гвасалия смог утвердиться в Париже, в Maison Margiela, откуда и началась его официальная карьера в мире моды.
Как пишут в зарубежной прессе, Париж Демны Гвасалия особенный.
«Я не считаю, что элегантность релевантна. В VETEMENTS все связано с улицей, и я не думаю, что элегантность на улице – это то, к чему стремятся люди. Мой взгляд прагматичен. Мир моды нереален, и моя эстетика похожа на гиперреализм. Мне не интересно жить мечтами, это было бы для меня ужасно скучно», — говорит Гвасалия.
Новое увлечение грузинского дизайнера – откровенность. «Посмотрите, что происходит в Голливуде, — говорит он. — Посмотрите, что происходит вокруг нас. Мы должны быть более прозрачными».
По мнению Демны Гвасалия, деньги имеют большое значение. Все это он делает не только ради искусства. Это продукция, которую он хочет продать. Дизайнера интересуют и новые технологии. И его новый проект будет ориентирован на современный мир и технологические изменения.
Георгий Картвели