Испытывает ли кризис азербайджанский кинематограф, учитывая, что все больше деятелей кино уходят на «вольные хлеба» и начинают снимать сериалы? Что вообще происходит в этой сфере?

Об этом Dalma News поговорил с азербайджанским художником, кинорежиссером, и философом Теймуром Даими. В настоящее время наш собеседник преподает в Азербайджанском государственном художественном колледже при Академии художеств Азербайджана.

Что интересного случилось в азербайджанском кинематографе за последние годы?

Мне такой вопрос задают достаточно часто. А раз есть вопрос, значит есть и ощущение проблемы. Скажу прямо: в Азербайджане, в последние два года, да и в течении многих лет ситуация в сфере кино совершенно неоднозначная.

С одной стороны, есть указ президента Азербайджана Ильхама Алиева, направленный на развитие кинематографии в стране. Но чиновники, как говорят, его «заболтали». Тем не менее, несколько лет назад наше кино начало возрождаться, появились неплохие фильмы, а потом все застопорилось.

Последние два года в сфере кино в Азербайджане можно говорить об успехах только лишь независимого сектора. Речь идет о тех режиссерах, которые снимают на свои деньги, или благодаря грантам. Это те, кто самостоятельно продвигают свою продукцию, вне зависимости от господдержки. Я могу назвать и имена этих режиссеров. Это Теймур Гаджиев и Эльвин Адыгезал. Они совершенно независимы, сами находят ресурсы для проектов и продвигают их, сотрудничают с зарубежными кинопродюсерскими центрами.

Но, наверное, стоит и о вашем творчестве сказать…

Конечно, и я на своем участке «фронта». Пытаюсь делать независимое кино. Так что есть буквально два-три человека, и еще кинокритик Ульви Мехти, которые стараются сделать что-то для возрождения азербайджанского кино.

Что касается государственного сектора, то за последний год, насколько я знаю, не было субсидирования полнометражных картин. Да, снимались какие-то документальные картины, но полнометражные ленты остались в стороне.

А в целом то, что снималось в рамках «госсектора», к сожалению, не приносит ожидаемого результата.

Если я не ошибаюсь, несколько лет назад государство выделило серьезные деньги отечественным телеканалам для производства азербайджанских сериалов…

Для меня это несколько автономная тема. Я не смешиваю телесериалы и кино, хотя они и относятся к аудиовизуальной продукции. Но тем не менее в моем представлении это разные вещи.

Да, сектор телесериалов развивается. И многие азербайджанские кинорежиссеры уже сменили свое амплуа, решив работать именно с телесериалами. И их качество постепенно улучшается. Во всяком случае так говорят некоторые кинокритики.

Позвольте усомниться в этом. На мой взгляд, качество азербайджанских сериалов серьезно уступает западным, российским, турецким аналогам.

Конечно, все познается в сравнении. Азербайджанским сериалам далеко до западного, российского или турецкого качества. Но тем не менее, прогресс виден. Особенно если учитывать то, что в стране телесериальный бизнес делает только первые шаги.

Кинорежиссерам трудно снимать телесериалы, если они раньше этого не делали. Тут другая специфика, к сериалам надо привыкать, совершенствоваться, год за годом оттачивая свое мастерство. Но постепенно все наладится.

В целом во всем мире наблюдается тенденция роста популярности телесериалов. Многие именитые американские режиссеры из кинобизнеса перешли в телебизнес.

А что касается азербайджанского кино в его «чистом виде», то здесь все неоднозначно. Но мне кажется, что будущее все-таки за независимым сектором.

А если сравнить ситуацию в Азербайджане и соседних странах: Где, на ваш взгляд, ситуация с кино, да и с телесериалами, лучше? И почему?

Ответ напрашивается сразу. Лучшая ситуация в Грузии.

Почему Грузия?

Потому что еще в советское время Грузия отличалась тем, что там существовала своя великолепная школа кино, отличавшаяся от других союзных республик. Грузинское кино всегда было специфичным и интересным. Грузинам удалось не потерять этот стержень. И они сделали ставку на независимое кино, что дополнительно помогает их развитию.

А нет ли тут каких-то нюансов, связанных с психологией народов…

Есть, конечно же. Если анализировать индивидуальные различия, то, скажем, азербайджанские фильмы могут быть даже интереснее и сильнее, чем условно картины грузинских режиссеров. Но вот в целом азербайджанский зритель, скажем так, менее расположен к искусству. Это не плохо и не хорошо, это просто констатация.

Возьмем, к примеру, любую выставку. В Баку на второй или третий день людей, которые ее посещают будет заметно меньше. А в Тбилиси и на пятый день будет аншлаг. У нас – «потребитель» искусства. А в Грузии – «зритель, читатель, слушатель». И в этом разница.

Вы можете сказать, когда был пик, достижение серьезной высоты азербайджанского кинематографа?

Мне кажется, что расцвет азербайджанского кино, музыки и искусства пришелся на 60-70-е годы прошлого века, в СССР. Тогда сформировалась целая плеяда режиссеров, деятелей культуры.В 90-е годы прошлого столетия у нас было мало фильмов, которые можно выделить. Один из них — это «Яраса» Аяза Салаева.

Но чего все-таки не хватает азербайджанскому кинематографу сейчас? Денег, талантов?

Не хватает инфраструктуры, нужной киносреды.

Что вы имеете ввиду?

Я сейчас поясню. Любой талантливый человек может развиваться в некоем контексте. Возьмем, к примеру эпоху Возрождения. Каждый из нас навскидку назовет только несколько имен великих художников того периода: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли… Но забываем, что в то время было множество «средних» художников, которые и создали некую среду, благодаря которой и появились гении.

То есть получается, что в Азербайджане количество пока не перешло в качество?

Если выходить на широкие обобщения, то да, вы правы.

Давайте подытожим: Таланты уходят из кино в сериалы. И главная причина в том, что в этой сфере хотя бы есть деньги.

Совершенно верно. Сериалы сейчас более востребованы. И это общемировая тенденция, в чем я уже говорил. Да и сам кинематограф мутирует. Того, что было в 60-70-е годы прошлого века уже нет и не будет. Нет таких режиссеров как Тарковский, Бергман и другие. Они ушли и кажется, что все измельчало. Но на самом это нет так. Гении востребованы в других областях, а кино становится больше мультимедийным, мобильным. Фильмы снимаются не столько на «пленку», сколько на «цифру» и даже на мобильные телефоны.

Так что может быть и не стоит говорить о каких-то негативных тенденция в кинематографе. Мир меняется.

 

Мамед Мамедзаде