Весть о том, что некто в Армении обнаружил лаваши с ликом Христа, вот уже месяца два будоражит интернет-пространство. Пользователи FB активно обсуждают эту новость, а также выставку, которая якобы вот-вот да пройдет в Ереване. Кто же этот счастливчик, удостоенный чести свыше увидеть в обычном лаваше изображение нашего Спасителя? Выяснилось: «просканировал» и выявил на «полотне» лаваша лик Первосвященника никто иной, как известный кинорежиссер, клипмейкер и продюсер — Артур Варданян.

Публика знает Артура по многочисленным клипам – в его копилке более 200 работ, в том числе и знаменитая «Тамзара» Инги и Ануш Аршакян при участии народного артиста Вануша Ханамиряна. Известен он и киномиру – его студенческая работа «Весы», где снялся педагог по драматургии Карен Калантар, участвовала во множестве международных фестивалей, а на московском фестивале «Святая Анна» получила диплом, давший путевку в Канны на Фестиваль молодежных фильмов. Показ имел успех, и буквально следом Варданян снял еще пару короткометражек – «Люди ночи» и «Свет». Обе работы получили признание. Но со временем приоритеты публики сместились, и нынче режиссер занят чаще продюсингом  — в основном, сериалов. Его очередное детище, сериал «Четвертый этаж», скоро выйдет в эфир телекомпании «Еркир медиа». Что касается организации выставок, то это будет, пожалуй, его первый опыт. Впрочем, не будь в его судьбе счастливой оказии, освоить данную сферу культурной жизни посчастливилось бы едва. Как же все случилось?

— Дело было в одной из дальних деревень республики, где мы снимали фильм об искусстве выпечки хлеба, о тонире. Камера плавно следовала за руками женщин, которые раскатывали тесто, погружали в сердце тонира, а затем изымали оттуда уже готовый лаваш. И в какой-то момент мне вдруг почудилось, что с одного из испеченных листов на меня смотрит Христос. Нет, это не был четко запечатленный лик Всевышнего, но я все же насторожился. Каково же было мое удивление, когда вглядевшись в лаваш, по указанным мною едва уловимым штрихам, то же самое увидели и члены съемочной группы. Кто-то сразу, иные — чуть погодя, пустив в ход воображение. Мы осмотрели лаваши почти всей испеченной партии, и поняли, что чуть больше, чуть меньше, но практически на всей уложенной стопке лик нашего Спасителя прослеживается.

Поначалу ребята подтрунивали надо мной: мол, вечно Артур что-то да заприметит и напридумывает. У меня действительно в силу своих профессиональных навыков есть привычка вглядываться буквально во все: в облака, деревья, и находить схожесть с чем-то. Но вскоре шутки прекратились. И мы всерьез занялись исследованием тонира. Попросили остудить его, осмотрели стенки. Ничего особенного. Печь, как печь. Лишь на одной стенке в свое время был проведен текущий ремонт, и эта часть тонира, залатанная глиной, за счет разной прокалки поверхности, и выпекала лаваш с очертаниями Иисуса. Словом, спустя неделю съемок, набрав несколько таких лавашей, мы вернулись домой. И понеслось…

— Тут же поспешили в Минкультуры с идеей выставлять эти нерукотворные экспонаты?

— Не, что вы. Опыт общения с бывшим руководством Минкульта по разного рода вопросам был весьма плачевным. И не очень хотелось наступать на те же грабли. К тому же, то, что сейчас обрело вид экспоната, ранее назвать таковым можно было лишь с натяжкой. Ведь то, что выходило из-под скалок женщин того села, лишь немногим напоминало Святой лик. И чтобы он проявился яснее, я привлек своего друга художника-дизайнера, который и довел плод моего богатого воображения до ума. Он пустил в ход особую технологию, в результате которой было получено не только ярко выраженное изображение нашего Спасителя, но и разные его настроения на «холстах-лавашах». В общей сложности таким образом мы оформили 33 экспоната – согласно возрасту Христа. А прежде, чем начать претворять задумку в жизнь, проконсультировались и получили одобрение представителей Армянской Апостольской Церкви.

— Но, если не ошибаюсь, фильм о тонире снимался двумя годами ранее. Отчего же, по сей день, нет подвижек в вопросе организации выставки?

— Да, с той поры минуло два года. Но как выяснилось, организовать такого рода мероприятие совсем непросто. Сначала разрабатывалась сама методика доработки изображения, потом мы претворяли ее в жизнь — работали над «полотнами лаваша», после задумались над тем, как же их сохранять на протяжении довольно долгого времени. Ведь необходимо, чтобы лаваши не осыпались, не плесневели… И нашли-таки эту технологию. Но требовалось время, чтобы убедиться в ее эффективности. Сегодня мы уже можем констатировать, что самый первый потенциальный экспонат, оформленный по избранной нами технологии два года назад, вплоть до сегодняшнего дня остался без малейших изменений. Так что ныне все 33 «холста» размещены под стекло, оформлены в деревянную рамку, для них заказаны также специальные сумки для транспортировки. И, в принципе, мы готовы к презентации.

— Но когда же ждать этого события?

— Назвать точной даты не могу. Ни мне, ни всей команде, которая работала над идеей, не хотелось бы, чтобы эта выставка стала очередным рядовым событием. А для того, чтобы приподняться над банальной подачей экспонатов, необходимо время и, разумеется, средства. Ведь вход на эту выставку будет бесплатным, а оплачивать аренду зала нам все же предстоит… Не говоря уже о расходах на рекламу, на само открытие этого нестандартного показа – нам хотелось бы, чтобы по ходу звучала живая музыка церковного хора, весь зал был бы погружен в запах ладана, а по ходу мероприятия демонстрировался фильм, повествующий о том посыле, который несет в себе хлеб (над которым, к слову, я сейчас работаю). Кроме того, и фуршет на церемонии открытия тоже хочется сделать соответствующим: на столе никаких изысков – хлеб, вино, лаваш… Словом, очень надеюсь, что довести до кондиции идею, получится уже до сентября!

— А есть ли интерес к мероприятию?

— Вы даже не представляете насколько большой! Я лишь месяца два, как предал огласке историю об удивительных лавашах, и с той поры мне в FB пишет немало пользователей. Причем, далеко не только армян и жителей Армении. Пишут из России, Италии… Обращаются как рядовые пользователи соцсети, так и галеристы. Все спрашивают: « А возможно ли, чтобы выставка состоялась и у нас?!». Но говорить об этом рано, ведь транспортировка на дальние расстояния вещь дорогостоящая. Думаю, после выставки, которая пройдет в Ереване, дав старт музейной жизни наших экспонатов, с Божьей помощью претворятся в жизнь и иные наши мысли…

— Но известно, как трепетно относятся к разного рода блюдам, хлебу и лавашу представители иных стран региона. Не будет ли каких-либо проблем в этой связи по ходу выездных выставок?

— Думаю, едва. Поскольку общеизвестно, что еще в 2014 году ЮНЕСКО признал лаваш в качестве нематериального наследия Армении. И едва ли на сей счет могут возникнуть какие-либо вопросы.

— С той поры, как на вас снизошла свыше – а иначе и не сказать – данная возможность увидеть на поверхности свежеиспеченного хлеба Святой лик, изменилось ли что-либо в вашей жизни?

— Несомненно. Я ощущаю прилив сил, некой неимоверной энергии, которая питает меня главным образом посредством добрых отзывов, звучащих из уст людей, узнавших о моем намерении. Хотя не скрою — есть и злопыхатели. Некто из блогеров умудрился разместить публикацию, в которой заявил, что якобы кто-то в армянской деревне установил пур, где выпекает на продажу лаваш с изображением Христа. После нашей реакции – комментариев, публикаций на тему и прочее — все утихомирилось, люди поняли, что это полный нонсенс. Так что  позитивного всплеска эмоций, несомненно, гораздо больше. Остается лишь дождаться, когда всеобщее ожидание выльется в беспрецедентную доселе выставку.

— А до той поры вам, наверняка, придется съехать с квартиры? Не представляю, где вы разместили 33 экспоната высотой едва не в средний человеческий рост?!

(Смеется). Нет, до этого дело пока не дошло. Экспонаты не стали нашими домочадцами, они в другом надежном месте – в специальной комнате дожидаются своего звездного часа.

— Кстати, о звездном часе. А не желание ли прославиться стало толчком для того, чтобы затеять всю эту историю?

— Знаете, я отношусь к тому поколению режиссеров, которые несмотря на то, что оставались за кадром, тем не менее, получили-таки признание. Посему вопрос тут вовсе не в завоевании славы, не в популярности, а в ином.  В некоем духовном удовлетворении. Ведь то, что мы намерены организовать, та экспозиция, идея которой нами вынашивается – это своего рода праздник. Праздник души… Однажды один из священнослужителей сказал мне, что общаясь с Богом, мы общаемся друг с другом. Потому что Бог – в нас, в наших душах. Вот и наша выставка должна стать поводом для сближения с Богом, а стало быть и друг с другом. Поэтому я приглашаю всех желающих на этот большой праздник, праздник души и общения. Праздник под названием — «Я есмъ хлеб жизни»!..

 

 

Ирина Григорян