Вскоре население Грузии в последний раз общенациональным голосованием выберет очередного, пятого президента страны. Впервые в истории незвисимой Грузии у правящей партии может не быть своего собственного кандидата, однако есть фаворит, независимый депутат парламента Саломе Зурабишвили. Потомок уехавших во Францию грузинских эмигрантов, она вернулась на свою историческую родину еще при правлении экс-президента Эдуарда Шеварднадзе в ранге посла Франции в Грузии, а спустя короткое время, стала активным и неординарным участником политической жизни Грузии и, даже, успела занять пост главы МИД Грузии.
Не так давно в Грузии произошли правительственные изменения, сменился премьер, а кабинет министров был реорганизован и пополнился новыми членами. Новый премьер Мамука Бахтадзе решил, что для создания в Грузии настоящей европейской парламентской демократии, будет лучше, если на предстоящих президентских выборах правящая партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» откажется от выдвижения собственного кандидата. Хотя тут же подчеркнул, что в самой партии немало кандидатов, которые могли бы показать достойные результаты уже в первом туре выборов. Мамука Бахтадзе аргументировал свою позицию тем, что «Грузинская мечта» в парламенте страны и местных сакребуло (законодательных собраниях) представлена большинством, а справедливость требует предоставления другим партиям шанса на занятие поста главы государства.
Доброжелательного отношения к Саломе Зурабишвили не скрывают и депутаты парламентского большинства, хотя есть у этой идеи и противники.
Региональным организациям «Грузинской мечты» уже поручено позаботиться о поддержке Саломе Зурабишвили, хотя сама депутат о намерении баллотироваться в президенты еще не заявляла. Зурабишвили на сегосняшний день лишь обратилась к правительству Франции с просьбой прекратить ей французское гражданство. Говорят, что все будет зависеть от скорого ответа Парижа.
Член парламентского большинства Мириан Циклаури отмечает, что у Саломе Зурабишвили есть все качества, подходящие для президента Грузии, поэтому он ее кандидатуру поддерживает.
«Несмотря на то, что она воспитывалась во Франции, она всегда была патриотом Грузии и на международном уровне защищала интересы своей исторической родины. Она опытный политик», — заявляет депутат.
Для Мириана Циклаури большое значение имеет то, что Саломе Зурабишвили воспитывалась в традиционной грузинской семье, что ее семья во Франции сохранила и свои национальные начала, а ее отец до конца жизни так и не принял французское гражданство, считая себя гражданином Грузии.
«Может, это уже не модно, но я такие детали очень ценю», — заявляет Мириан Циклаури.
Еще один член парламентского большинства, председатель фракции «Грузинская мечта – Промышленники» Симон Нозадзе подчеркивает, что для него решающее значение будет иметь то, какому кандидату выразит свою поддержку основатель и председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.
Интересно, на чем основано такое высокое доверие депутатов, если учесть, что и кандидатура нынешнего президента Георгия Маргвелашвили была одобрена Иванишвили, но позднее он стал для «Грузинской мечты» настоящей «головной болью».
«Бидзина Иванишвили – демократическая личность, несмотря на тот настрой, который создают вокруг него СМИ. То, что Бидзина Иванишвили поддерживает кандидатуру Зурабишвили, очень важно для многих, в том числе и для меня. Господин Бидзина – не сторонник монополизации мнения, его намерение – сделать политический спектр страны более компетентным», — считает депутат Нозадзе.
По его словам, окончательное решение пока не принято, но есть косвенные доказательства того, что Зурабишвили выдвинет свою кандидатуру. А в большинстве идет обсуждение того, нужно ли правящей партии иметь собственного кандидата или нет.
Фактор Саломе Зурабишвили не станет для «Грузинской мечты» причиной раскола, утверждает еще один член большинства Бека Нацвлишвили, хотя в отличие от своих соратников считает, что правящая партия должна иметь своего кандидата на президентских выборах. По его словам, президентские выборы – это не программные выборы, а выборы личности, президента страны, и прежде всего он должен быть моральным лицом страны. А это не имеет ничего общего с той философией демократии, с какой «Грузинская мечта» собирается отстраниться от выборов.
Саломе Зурабишвили – потомок грузинских эмигрантов. Она родилась во Франции. В разное время работала в дипломатических представительствах Франции в разных странах мира. В настоящее время она независимый депутат парламента Грузии.
Секундомер включился… Дата выборов установлена. Президент Маргвелашвили на основании консультаций с премьер-министром Мамукой Бахтадзе уже назначил выборы на 28 октября. С объявлением даты выборов вступил в силу целый ряд предусмотренных Избирательным кодексом правил. В том числе, выделение бесплатного эфирного времени, формирование избирательных комиссий и, что самое главное, предвыборные кампании.
Как заявил Dalma News конституционалист Вахтанг Хмаладзе, несмотря на то, что рейтинг «Грузинской мечты» сильно подорван, он все же превышает рейтинг всех остальных партий. Соответственно, кандидат, которого поддержит правящая партия, выйдет на первое место. Но вопрос состоит в том, будет ли это преимущество достаточным для победы в первом же туре или нет. А проблема второго тура – это отдельный вопрос, в частности, все будет зависеть от того, какой будет активность электората на повторных выборах.
По словам Хмаладзе, поддержанный «Грузинской мечтой» кандидат не будет восприниматься как оппозиционный и ему обязательно придется вступить в сделку с правящей партией. Что касается того, должна ли стать женщина президентом Грузии, Хмаладзе заявляет, что он категорически против любого квотирования по признаку пола.
«На этой должности должен быть человек, который лучше всего будет делать дело. А женщина это будет или мужчина, значения не имеет», — заявляет Вахтанг Хмаладзе.
Консолидироваться оппозиционные партии вокруг единого кандидата и на этот раз не смогли. «Новые правые» и «Свободные демократы» желают, чтобы дейсствующий президент Георгий Маргвелашвили баллотировался на второй срок. Еще одна часть оппозиции считает, что лучшего варианта, чем экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, на пост президента не найти. Объединение из 10 политических партий «Гражданское движение – Сила в единстве» назвало кандидатуру члена политсовета «Единого национального движения» Григола Вашадзе, на что тут же откликнулись представители правящей партии.
По мнению председателя парламента Ираклия Кобахидзе, «Единое национальное движение» умышленно назвало для президентских выборов слабую кандидатуру Григола Вашадзе, чтобы в последний момент снять ее и поддержать другого кандидата. Кобахидзе предполагает, что за этим шагом скрываются определенные политические расчеты.
«Новые правые» считают, что президентом страны должен стать беспартийный кандидат из научных кругов. По словам лидера партии Мананы Начкебия, президентские выборы должны стать важнейшей отметкой для того, чтобы страна вышла из определенного заколдованного круга.
«Президент в Грузии принимает решения в кризисной ситуации, он может оказать влияние на политическое развитие страны, и несмотря на то, что очень скоро его уже не будут избирать прямым путем и у него будет меньше легитимации, его влияние на грузинскую политику все же будет очень высоким», — считает Начкебия.
Марафон начался, и кандидаты в президенты «вылупляются» один за другим. После жаркого лета население Грузии ожидает политически жаркая осень. Бывший государственный министр, режиссер Гога Хаиндрава не видит среди лидеров оппозиционных партий реального кандидата в президенты и считает, что в общем институт президента себя исчерпал. Согласно ему, серьезной проблемой для грузинской политики сегодня является отсутствие здоровой оппозиционной силы, здоровое состязание с правящей политической командой не ведется, что добра стране не принесет.
«Институт президента себя исчерпал. Начиная с первого президента, действия которых довели страну до катастрофы и который покинул этот мир и ушел, все следующие президенты ничего, кроме бед, стране не приносили. Все, кто садится в это кресло, теряют рассудок. Цивилизованная часть Европы существует в условиях парламентского правления, и я думаю, что и для грузин единоличное правление хороших результатов не принесет», — заявил Гога Хаиндрава в интервью Dalma News.
Что касается шансов действующего президента Георгия Маргвелашвили на избрание президентом на второй срок, по мнению Гоги Хаиндрава, говорить о шансах серьезно невозможно, так как его даже в собственном квартале не выберут.
Еще одним кандидатом в президенты выступил бывший председатель парламента Давид Усупашвили. Решение он принял после того, как Георгий Маргвелашвили отказался баллотироваться на второй срок. Соответственно, с большой вероятностью действующий президент поддержит кандидатуру Давида Усупашвили а сам собирается уйти из политики.
Георгий Картвели