Тема межнациональных отношений всегда являлась сложнейшей и требовала к себе особого подхода. На наших глазах мир, казалось бы устоявшийся на века, претерпел трансформации, предсказать которые политические науки были просто бессильны. Если распад колониальных империй после Второй мировой войны был закономерен и вполне предсказуем, то произошедшее в конце двадцатого века шокировало всех, вне зависимости от того, с какой стороны баррикад они находились.
Сегодня ход исторических процессов наглядно доказал, что распад Советского Союза иначе, как величайшей геополитической катастрофой двадцатого века не назовешь. Не согласятся с этим лишь постсоветские политические элиты, вознесшиеся на вершины власти и хорошо нагревшие на этом руки. Кроме того, с этим не согласны и претенденты на мировое господство, посчитавшие, что теперь главного препятствия на их пути к цели уже нет, и руки у них развязаны.
Парадоксальность событий заключалась в том, что видимых причин для подобного обвала вроде бы и не было. Не менее парадоксальным было и то, что в мире социализма, где принцип интернационализма был основополагающим, возведенным в ранг священного культа, параллельно вызревали семена классического национализма. Именно он стал главным фактором того, что трещины разломов стали кровавыми. Полыхнули ярким пламенем Балканы, постсоветское пространство, лишь Чехословакия смогла разделиться на два государства мирным путем.
К сожалению, трагедия братоубийственного конфликта не обошла и Грузию. С обретением независимости страна почти сразу столкнулась с тяжелейшими проблемами. Начался острый конфликт между центральным правительством и автономиями, входящими в состав ГССР. С этого момента начинается диаметрально противоположное восприятие действительности и ее оценки. Официальный Тбилиси считал автономии мятежными сепаратистами, сами автономии стремление к независимости называли национально-освободительной борьбой.
Сегодня совершенно ясно, что тогдашнее руководство Грузии должно было провести глубокий всесторонний анализ ситуации, проявить больше политической мудрости. Сам академик А. Сахаров тогда призывал политических лидеров Грузии к максимальной осторожности и осмотрительности, предупреждая, что иначе за распадом большой империи — Советского Союза — закономерно и неизбежно последует распад малой империи — Грузинской Советской Социалистической Республики.
Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия тогда не нашел ничего лучше, как открытым письмом вступить в полемику с человеком, чей авторитет был непререкаем во всем мире, обвинив его в антигрузинских настроениях. В результате всего этого случилось то, что случилось — страшная трагедия с тысячами погибших, сотнями тысяч беженцев и незатухающим конфликтом, который уже десятки лет не только калечит судьбы людей, но и мешает нормальному развитию как Грузии, так и ее бывших автономий.
Всем ясно, что какой-то выход из этого положения должен быть найден. Недавно возмутителем спокойствия стал грузинский писатель Зураб Джишкариани, который эпатировал грузинскую общественность своим появлением на публичном мероприятии в футболке с флагом Абхазии. Удивляться тому, что после такого поступка на него обрушится шквал ожесточенной критики, не приходится. Сам он считает, что и грузины, и абхазы находятся в тупике, и, если обе стороны не пойдут на уступки, им трудно будет выйти из этого тупика.
«Они (абхазы) замкнулись, крутятся вокруг России, у них нет выхода наружу. Единственный выход у них может быть в сторону Грузии. У нас в течение многих лет проводится одна и та же политика — или мы хотим войти туда и вернуть абхазов войной, что в основе своей неправильно, либо, как утверждает другая половина, мы должны войти туда мирно. Но как именно — ответа у них нет. Я думаю, мы должны взять мяч, и играть не на поле России, а на нашем поле. Я верю, что в конечном счете воля народа, свободных людей означает намного больше, чем воля больших государств», — заявил Джишкариани.
Писатель считает, что настало время, когда грузины должны увидеть, что «абхазы существуют». Надо искать общий язык, переходить на новый этап взаимоотношений. Но на этом пути есть страшное препятствие — жертвы, пролитая кровь. Кровь на Кавказе — жидкость, которая не засыхает веками и сам Зураб Джишкариани все это отлично понимает:
«В какой-то момент мы должны почтить память всех, кто воевал с этой стороны и с той стороны. Они боролись, может быть, за неправильные идеи. Но они в них верили. Поэтому мы должны забыть о наших погибших, они — о своих. Забыть не означает выкинуть на помойку. Это означает, что мы должны сказать — это случилось, и мы должны идти вперед. Знаю, что труднее всего забыть кровь, что пролилась тогда. Но по принципу «кровь за кровь» эта проблема не решится никогда. Нас ослепляет жажда мести и не позволяет нам видеть в абхазах людей. Да, я приветствую моих знакомых и родственников с той стороны того же жду от них».
На футболке, вызвавшей такой резонанс, Джишкариани был сфотографирован как один из победителей литературного конкурса Университета Ильи. Очень интересен тот факт, что создателями этого ВУЗ-а являются функционеры «Единого национального движения» во главе с Михаилом Саакашвили. В рамках реформ сферы высшего образования, они механически соединили Институт иностранных языков им. И.Чавчавадзе, Педагогический университет им. Сулхан-Саба и Академию физкультурного воспитания и спорта под однй крышей. Сами «националы» позиционировали этот вуз как кузницу своих будущих кадров, призванных свершить коренную, революционную ломку консервативного национального менталитета. Они также занимались внедрением «европейских либеральных идеалов и передовых моральных ценностей».
Одним из самых громких скандалов, связанных с этим вузом, стала презентация книги некоего Эрекле Деисадзе, где в нецензурном виде обыгрывалось название «Тайная вечеря», а автор повествовал о влечении к собственной матери во время молитвы и выражал сожаление, что Богородица не сделала аборт. Возмущение верующих, общественности для «продвинутых западников» было только проявлением темноты и отсталости. Поэтому, на этом фоне поступок писателя выглядел столь удивительным. Ведь именно на площадке Университета Илии и прозвучали все эти достаточно здравые мысли.
Весьма интересной была реакция соцсетей. Хотя Джишкариани объяснил, что футболка — подарок его абхазских друзей, которые носят футболки с грузинским флагом, реакция пользователей была достаточно жесткой.
«Абхазы нас ненавидят, и не говорите, что это не так. С точки зрения сегодняшнего дня протянутую им руку дружбы считаю большой глупостью на фоне их фундаментальной ненависти», — пишет один гражданин.
«Скоро, наверное, мы уже признаем Абхазию и т.н. Южную Осетию отдельными государствами», — комментирует другой.
Один изчитателей и вовсе обобщил: «Лекторы университета Ильи — главного инкубатора либерализма, во всем видят российскую пропаганду. Но сами награждают «писателя», который в знак солидарности носит футболку российской сепаратистской Абхазии».
Анализ соцсетей свидетельствует о том, что агрессивный настрой в обществе доминирует, однако нашлись и те, кто поддержал писателя. «Невозможно осмыслить и закончить эту войну, перевернув страницу именно потому, что никто не хочет посмотреть на конфликт с другого ракурса, другой перспективы или выслушать другое мнение, не основанное на национализме. Война еще не закончилась, и, наверное, еще много времени понадобиться, чтобы забыть взаимную ненависть и вражду».
Говорят, одна ласточка весны не делает, но она ее все же ее предвещает. Очень хочется надеяться, что и в Грузии, и в Абхазии появится больше подобных людей, которые будут трезво смотреть на этот конфликт и желая построить мир. Необходимо забыть вражду, а любовь все сделает сама. Недаром ведь говорил великий Илия Чавчавадзе: «Что разрушено враждою, строит заново любовь!»
Давид Купатадзе