Бурные политические события, произошедшие в соседней Армении, вызвали огромный интерес в Грузии. Эта тема по сей день активно обсуждается в самых широких кругах общественности от простых обывателей до профессиональных специалистов и экспертов. Ничего удивительного в этом нет, так как грузинский и армянский народы живут рядом уже не одну тысячу лет, и их исторические судьбы теснейшим образом переплетены между собой миллионами жизненных нитей. Естественно, не могут в стороне от этого процесса оставаться и политики.
В этой связи состоялись контакты на самом высоком официальном уровне. Президент Армении Армен Саркисян обсудил со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили по телефону актуальные вопросы двусторонних отношений, перспективы армяно-грузинского сотрудничества и внутриполитическую ситуацию в Армении. Кроме того, президент Армении получил от Георгия Маргвелашвили приглашение посетить Тбилиси 26 мая и принять участие в праздничных мероприятиях, посвященных 100-летию основания первой Грузинской Республики. Однако, не оспаривая высокого уровня контактов, нужно помнить, что Армения сменила президентскую форму правления на парламентскую, а это означает, что ключевой политической фигурой в стране является уже премьер-министр, кем после отставки Сержа Саргсяна стал теперь уже всем хорошо известный Никол Пашинян, сумевший доказать всему миру, что и один в поле воин. Армянский народ, не интересуясь ни мнением собственного правительства, ни собственного парламента, ни мировой общественности, выбрал именно этого человека и добился его назначения на пост премьера. Прав он, или ошибся в своем выборе — покажет время, а сегодня реалии таковы.
С самого начала Никол Пашинян активно контактировал с крупнейшими внешнеполитическими игроками, чтобы ознакомить их со своими планами на будущее, на внешнеполитический курс армянского государства. Хотя Грузия и не относится к крупнейшим игрокам глобальной политики, еще до избрания, по инициативе Пашиняна в Национальном собрании Армении состоялась его встреча с чрезвычайным послом Грузии в Армении Георгием Саганделидзе. На ней были рассмотрены традиционные добрососедские отношения между Грузией и Арменией, и Пашинян заявил, что на посту премьер-министра он готов на дальнейшее развитие и углубление отношений с Грузией.
Тем не менее, уже после избрания на пост премьер-министра, Никол Пашинян получил поздравление своего грузинского коллеги Георгия Квирикашвили, а после этого, через пару дней состоялся телефонный разговор. В ходе беседы собеседники, также как и президенты двух стран, обсудили двусторонние отношения Армении и Грузии. Пашинян считает, что армяно-грузинские отношения не должны зависеть от процессов мировой политики и зачастую напряженность между странами возникала не от двусторонних отношений, а от того, что эти отношения рассматривались в контексте широких геополитических процессов. Такое поведение уже проявлялось, создавая определенные риски.
«Но я рад, что и в Грузии, и в Армении есть намерение урегулировать эти риски», — заявил Пашинян.
Пашинян также считает, что две страны не должны бояться говорить о задачах в своих отношениях, но при этом подчеркивает, что «не приходится сомневаться в том, что при взаимном уважении — именно взаимном, а не одностороннем — можно и нужно развивать отношения».
В устойчивости добрососедских отношений между Грузией и Арменией не сомневаются и грузинские эксперты. Такую позицию занимают и бывший глава Минздрава и МИДа Грузии Ираклий Менагаришвили, и бывший начальник аппарата президента Грузии Петре Мамрадзе, заявивший следующее:
«В Грузии позитивно оценивают происходящее в Армении. Мы надеемся, что новый премьер приведет к власти команду реформаторов, с которой будет полезно работать нашему правительству».
Геополитический расклад на Южном Кавказе известен. Турция, Грузия и Азербайджан являются стратегическими союзниками, как бы нелогично это не выглядело по отношению к Грузии. Общность интересов объединяет Россию, Армению и Иран, где Россия является стратегическим союзником Армении, а Иран ее очень важным партнером, учитывая глухую блокаду со стороны Турции и Азербайджана. На фоне событий в Армении, создается впечатление, что грузинские политики с «бархатной» революцией в Армении связывают определенные надежды на значительное изменение страной внешнеполитического курса.
Это может быть связано с тем, что Никол Пашинян, будучи в парламенте в качестве оппозиционного депутата, обвинял правящую Республиканскую партию в том, что она добровольно передала часть суверенитета страны «России которая, будучи союзником Армении, помогала вооружаться Азербайджану». Исходя из этого, у людей и некоторых экспертов срабатывает простая логика, раз «Серж Саргсян пророссийский — Никол Пашинян будет проамериканский». Думается, что эта логика уж очень простая. В действительности все намного сложнее. Одно дело критиковать правительство со скамьи оппозиции, а совсем другое взвалить на себя власть и вместе с нею огромнейшую ответственность за страну, за государство, за народ, который тебя в эту самую власть и делегировал.
Армения на постсоветском пространстве стала единственной страной, которая многовекторность политики не только декларировала, но и очень успешно претворила в жизнь. Она создала определенный политический парадокс, сделав свою политику «самой пророссийской из проамериканских, и самой проамериканской из пророссийских». США, объявив Россию и Иран главными противниками и почти врагами, никогда не вводили против Армении никаких санкций. С какой еще страной американцы проявляют такую деликатность? Мы видели не один раз, как бесцеремонно они ведут себя с самыми мощными своими союзниками. А «гениальный» политик Михаил Саакашвили, в свою очередь, дает советы не слушать Москву. Как говорится: «кто о чем, а вшивый о бане».
В том, что армяне со своими проблемами разберутся, сомневаться не приходиться. Тот же Пашинян уже встречался и с российским послом в Армении, и с делегацией депутатов Государственной Думы которым, как и на многотысячном митинге в Гюмри, заявил, что не будет инициировать выход Армении из Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности, заверил, что страна будет развивать отношения с Россией. И американцы не станут их за это наказывать, очевидно, потому что уважают здравый смысл и вынуждены с ним считаться.
В то же время Грузия пытается заслужить уважение тем, что посылает молодых ребят в различные конфликтные страны мира, проливать кровь за натовские интересы. Власти Грузии по-лакейски высылают российского дипломата из швейцарского посольства. За это нас и хвалят, и ПТРК «Джавелины» продают. Кроме того, $105 млн. дают на армию, да еще и оружие раздают грузинам с украинцами. Не им же самим с Россией воевать, а мы-то на что?
Так, может быть, нам пора перестать учить соседей, а самим поучиться уму-разуму? Когда несколько лет назад Бидзина Иванишвили привел Армению в качестве примера, «националы», брызгая слюной, требовали лишить его гражданства, выслать из страны, а еще лучше — четвертовать! Интересно, поумнела ли за это время грузинская политическая элита?
Давид Купатадзе (Тбилиси)