Грузинская национальная академия наук имеет многовековую историю и сложившиеся традиции. Несмотря на пренебрежение предыдущих властей страны и многие другие негативные факторы, мешавшие ее полноценной работе, грузинские ученые, тем не менее, держат руку на пульсе современных достижений науки. Ученые стараются отвечать требованиям современности, решая текущие проблемы и давая правительству необходимые рекомендации. О том, на каком уровне находится современная грузинская наука и о многом другом корреспондент Dalma News побеседовала с руководителем Центра инноваций и высоких технологий Национальной академии наук Грузии, академиком Ираклием Жордания.
— Недавно в Грузии прошел уже третий Международный фестиваль науки и инноваций. Каков был уровень участия академии на фестивале 2017 года?
— Академия наук участвует в фестивале с момента его основания. Мы проводим выставки, научные лекции. В минувшем году наши ученые представили довольно интересные темы. Среди них: «Инновационные технологии в исследованиях неорганических материалов»; «Инновационный проект — быстроходный многоцелевой механизированный мост в экстремальных ситуациях»; «Стратегия снижения кризисов в Грузии».
Член-корреспондент академии наук Леван Джапаридзе представил свое открытие «Инновационные технологии в области подземных сооружений». Вслед за специальной дискуссией последовало исследование профессора Николоза Чихрадзе — «Обнаружение и эксплуатация пожаров в подземных пространствах и инновационные методы защиты», профинансированное одной из структур НАТО. Подчеркну, что оно будет запатентовано в США от имени Грузии.
Кроме того, в ходе мероприятий мы также обсудили инновационные проекты гибридных моделей современного автомобиля.
— Тбилиси принял недавно XIV Международный симпозиум по самораспространяющемуся высокотемпературному синтезу. Каковы достижения страны в этой сфере?
— Грузия относится к числу передовых стран в сфере развития технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза (СВС). Это разработки энергосберегающих и экологически чистых технологий, позволяющих нам использовать материалы с уникальными свойствами при минимальных энергозатратах при помощи простейшей аппаратуры. Еще в советские годы, в 1980 году, на базе Института металлургии и материаловедения им. Фердинанда Тавадзе была создана лаборатория термоядерного синтеза (TMС), где проводятся широкие исследования. За научные исследования, проведенные в этом направлении, сотрудники Института дважды были награждены Государственной премией Грузии в области науки: в 2013 году академической премией имени Георгия Николадзе, а в 2016 году сотрудникам института была вручена высшая академическая награда Академии наук Украины, золотая медаль имени академика Вернацкого.
Еще в 1985 году в Кутаиси прошла конференция, посвященная совместным вопросам самораспространяющегося высокотемпературного синтеза и материаловедения, с участием ученых, приехавших из теперь уже бывших советских республик. Позже, уже в 2005 году в Тбилиси состоялся международный семинар на тему развития ТМС на Южном Кавказе. Научные статьи сотрудников Института печатаются в зарубежных журналах, а монографии публикуются в США и Китае. Все вышеперечисленное привело к международному признанию нашего института. Подчеркну, что на сегодняшний день институт имеет связи как с научными центрами стран бывшего СССР, так и зарубежных государств.
Самораспространяющийся высокотемпературный синтез является одним из приоритетных научно-технологических направлений в современной материальной науке. Научно-исследовательские и технологические работы в настоящее время реализуются в 51 стране мира, а проведение XIV Международного симпозиума в Тбилиси являлось своего рода признанием грузинской школы. Презентация научно-технического потенциала Грузии на таких симпозиумах, несомненно, будет способствовать развитию высоких технологий в Грузии.
— Насколько ощутима поддержка правительства в этой сфере?
— Я не могу сказать, что произошел революционный переворот, но прогресс очевиден и сегодняшнее правительство тщательно пересматривает нашу работу. Наши отчеты и проекты часто обсуждают на заседаниях парламента и со стороны правительства есть соответствующая поддержка.
— Академия наук Грузии имеет многовековые корни…
— Национальная академия наук Грузии является наследницей старейших академий Грузии — Гелати и Икалто, символизирующих высокое интеллектуальное развитие государства. Это гавань научных достижений международного значения и оплот людей с высокими научными и гражданскими полномочиями. Цель Академии — способствовать прогрессу мировых научных достижений, содействовать фундаментальным и прикладным научным исследованиям, а также представить наших профессионалов на международном уровне.
— Каков уровень международного сотрудничества Академии наук Грузии?
— Мы активно сотрудничаем с зарубежными странами и международными научными организациями по разным направлениям. Все научные материалы, собранные за последние 3-4 года работы, войдут в одну книгу. Книга почти готова и будет выпущена примерно через месяц. Могу сказать, что у нас есть письмо от Комиссия по энергетике и природным ресурсам США с просьбой о сотрудничестве в процессе работы по созданию искусственного топлива. Кроме того, нас пригласили в Китайскую Народную Республику, в город Янтай, после чего там, в крупнейшем научном центре Китая, открыли грузино-китайскую лабораторию. Это событие получило широкое освещение в китайских СМИ, что на мой взгляд может служить прекрасным примером взаимного сотрудничества.
Интересная ситуация сложилась в Чечне, где в почве находятся нефтяные отходы из-за которых урожай сельхозпродукции становится непригодным: с большим процентом токсинов и канцерогенов. Поэтому наших ученых приглашают в Грозный, для того, чтобы помочь в этом вопросе.
— Китайцы удивляют мир своими научными достижениями…
— Китайцы собирают информацию со всего мира, а после доводят разработки до определенного уровня. Почти каждый академик нашей Академии наук связан с иностранными коллегами. У нас есть и такие профессионалы, которые постоянно работают за границей. Академия наук Грузии напрямую сотрудничает с Организацией Объединенных Наций. Так как на планете резко увеличилось число стихийных бедствий, землетрясений, ураганов, отдельные государства обратились в ООН за помощью. В свою очередь, ООН создала особую структуру, которая заботится о катастрофах и еженедельно предоставляет нам нужную информацию. Надо отметить, что Грузия, наряду с Великобританией и Францией, была в числе 12 государств, избранных ООН для сотрудничества в этой сфере.
— Чего они ждут от Грузии?
— Совместной работы по прогнозированию, ликвидации последствий… В результате стихийных бедствий, только за последние 2 года в мире пострадало более миллиона человек. В Мексике произошло разрушительное землетрясение, ураган «Ирма» смел половину США.
— Как вы оцениваете работу грузинского Технопарка?
— Наши ученые активно сотрудничают с Технопарком. Я думаю, что это один из самых прогрессивных форматов для проведения научных исследований.
— Над чем в данный момент ведется работа в Грузии?
— Мы работаем над очень серьезным вопросом: какие-то насекомые полностью уничтожили урожай лесного ореха в Грузии и перешли на кукурузу. Поэтому мы начали исследовать, какие химические средства способны уничтожить этих насекомых.
— Как они тут появились?
— Мы исследуем происхождение этих насекомых, из каких они стран и как они распространяются. Скорее всего, мы получим финансирование из государственного научного фонда имени Шота Руставели. Но, к сожалению, в Грузии нет вертолетов, при помощи которых можно было бы производить распыление лекарства на больших территориях. Помимо этого, имеется ряд других проблем.
— Процесс уничтожения насекомых займет, вероятно, не один год?
— Здесь необходимо подготовить специальные кадры и приобрести соответствующую технику. В Турции эти насекомые не прижились, зато у нас их развелось столько, что за год или два — не выведешь.
Беседовала Ш. Карчава