Каждый из нас, украшая новогоднюю елку, хочет верить в то, что наступивший год будет лучше предыдущего и принесет с собой много хорошего. Я часто задумываюсь над тем, а что было бы, если бы все люди на Земле сохраняли бы свои добрые дела и положительные эмоции в коробочки для елочных игрушек, а потом в Новогоднюю ночь дарили бы их друг другу. Да, наверное все вокруг переполнилось бы добром и радостью…
В канун нового 2018 года респондентами Dalma News стали мать и дочь — Хатуна Шавгулидзе и Тамар Джапаридзе, создающие маленькое новогоднее чудо в виде елочных игрушек.
— Расскажите немного о себе, когда и как Вы стали делать елочные игрушки?
Хатуна Шавгулидзе: Я специалист по грузинскому языку и литературе. Я стала делать игрушки просто для того, чтобы поднять себе настроение. Изначально, хотела заниматься вязаньем или шитьем, потом заинтересовалась рисованием. Все это развлекало меня, делало жизнь более красочной в сложные 90-е годы.
Позднее, мне посчастливилось попасть в Рим, где я увидела новогодние аксессуары ручной работы, исполненные в викторианском стиле, но они стоили так дорого, что на тот момент были мне недоступны. Это на меня очень подействовало, с тех пор всегда прошу моих знакомых, поехавших за границу, привезти мне новогодние сувениры. Это моя слабость. Сейчас уже мой дом полон маленькими игрушками. Я стала задумываться, как бы мне самой создать такую красоту.
— А сколько времени требуется на создание одной игрушки?
По крайней мере, полдня. Причем, бросать начатое дело не получается, не могу отвлекаться, думать о каком-либо другом деле, пока не закончу. Форма, цвет и дизайн игрушки определяется во время создания. Всю «черную работу» выполняет дочка.
Тамар Джапаридзе: Сначала и я пристрастилась делать игрушки, но потом на реализацию дизайнерских идей у меня не стало хватать времени. Теперь главный дизайнер — мама, хотя я даю советы, а иногда и вовсе спорю.
К примеру, мне пришло в голову создать черную елочную игрушку, мама же была против.
— Почему именно черную? Маркетинговый расчет?
— Эти игрушки мы создавали для себя. Со временем их собралось так много, что мы решили представить их на новогодней ярмарке. Поэтому, с целью реализации необходимо было учитывать вкусы людей. Возможно, кому-то захочется украсить белую елку черными шарами.
Некоторые игрушки пестрят различными деталями, другие, наоборот, гладкие, однотонные. В Грузии вообще можно встретить много аксессуаров ручной работы, поэтому мне захотелось лучше познакомиться с тем, что предлагается на ярмарках в виде поделок. Должна отметить, что наши игрушки вне конкуренции.
— Вы впервые выставите на продажу свои творения?
— Да. За 2 года нам удалось собрать более 400 игрушек, каждая из которых — эксклюзивная. Они не ломаются, не теряют блесток и элементов декора. Подчеркну, что игрушки изготовлены из дорогостоящего материала, который заказываем в Европе. Мы понимаем, что Грузии далеко до стран Европы: в нашей стране редко кто сможет приобрести елочные игрушки по 100 евро за штуку. Нам поступило предложение из Польши выполнить большое количество игрушек, однако мы отказали.
Хотим, чтобы все это осталось в Грузии.
— Привычка делать елочные игрушки связана с верой в Новогоднюю сказку?
— Да. Я никогда не рассказывала об этом: я была совсем ребенком, когда скончалась моя мама. Спустя несколько лет отец женился, но до того, как стать моей мачехой, эта прекрасная женщина в течение 3–х лет присылала мне 31 декабря новогодние подарки: одежду, обувь, игрушки, все, о чем может мечтать ребенок.
— Как Вы считаете, нужно ли детям дарить веру в волшебство новогодней ночи? Или правильнее растить их реалистами?
Хатуна Шавгулидзе: Не лишайте детей детства! Что скрывать, иногда нам самим хочется сбежать от суровой действительности в сказочный мир, потому каждый находит себе отдушину в зависимости от интересов. Не надо делать из наших малышей реалистов, пусть они верят в волшебство новогодней ночи и в деда Мороза, это ведь никому не вредит.
— Наряжать елку — это своего рода ритуал. Как это происходит в вашей семье, случается ли новогоднее чудо?
Хатуна Шавгулидзе: Каждый год наряжаем елку, украшаем полки рождественскими ангелами и подсвечниками. Когда я устаю от предновогодней суеты и выбираюсь из кухни в гостиную, то могу просидеть битый час, любуясь своими игрушками, погрузившись в их мир.
Тамар Джапаридзе: Новый год для меня — это всегда предвкушение чего-то нового. Я не знаю, что это — волшебство или традиция, но мне кажется, чем красивее встретишь год, тем счастливее его проведешь. Мы всей семьей тщательно готовимся к этому празднику. У каждой игрушки на нашей елки есть своя история. В этом году мы впервые нарядили елку игрушками из собственной коллекции…
— Игрушки, которые выставлены на продажу тоже имеют свою историю создания?
— Каждая игрушка сделана с большой любовью, наполнена материнскими переживаниями. Наши игрушки имеют хорошую ауру и притягивают счастье.
— В каждой семье по-разному принято украшать елки, возможно, елка рассказывает историю той или иной семьи?
Тамар Джапаридзе: Я согласна с Вами. Например, если вы посмотрите на нашу елку, вы сразу поймете что мы любим и где бываем. Разглядывая новогоднюю елку, можно создать психологический портрет семьи.
Хатуна Шавгулидзе: Когда я иду в гости, я прежде всего разглядываю елку. У меня такая привычка. В некоторых семьях елку ставят прямо на пианино, там, конечно, не может идти речи ни о какой эстетике. Елку надо наряжать не только для того, чтобы порадовать ребенка. Любая депрессия исчезает бесследно при виде «праздничной красавицы». Я не называю свое творчество искусством, это, скорее, мастерство, либо попытка прикоснуться к огромному миру искусства.
— Ваши руки делают прекрасные сувениры, но не думаю, что на кухне они менее умелы…
Хатуна Шавгулидзе: О… готовясь к любимому празднику, мы колдуем на кухне целый день. В лице Тамуны у меня появилась настоящая соперница, хотя ее больше привлекает европейская кухня. Я же готовлю традиционные национальные блюда. К примеру, когда я делаю сациви, никто не осмеливается даже войти на кухню. Это своего рода семейный ритуал.
В течение многих лет, подобно игрушкам, я коллекционировала посуду. Поэтому, наш праздничный стол красив и разнообразен.
Беседовала Шорена Папашвили