Правительство Армении в начале ноября объявило о решении с 11 декабря приступить к вакцинации девочек от вируса папилломы человека (ВПЧ) для предотвращения развития рака шейки матки. Заболевание занимает второе место в Армении по числу онкозаболеваний у женщин после рака молочной железы.
В Армении ежегодно выявляется в среднем 250-300 новых случаев заболеваний раком шейки матки, причем в довольно запущенном состоянии и на поздней стадии. В 2015 году было зарегистрировано 257 новых случаев, из них 153 (59,5%) на 3-4 стадии. А в 2016 году число новых случаев рака шейки матки составило 243. Ежегодно в стране от этого заболевания умирают порядка 100-130 женщин.
Программа вакцинации будет осуществляться бесплатно и на добровольных началах при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Как заявил министр здравоохранения Армении Левон Алтунян, в рамках грантовой программы страна получила 32 400 доз вакцины и планирует провести вакцинацию среди 16 тысяч девочек в возрасте 13 лет, двукратно минимальным интервалом 6 месяцев. Будут вакцинироваться дети, рожденные после первого июля 2004-го года, но не исключается, что в будущем вакцину будут вводить и девочкам постарше. Возраст выбран неслучайно: ВОЗ рекомендует начинать плановые прививки в возрасте от 9 до 14 лет, до начала половой жизни. При этом стоимость вакцины для Армении составляет $4,5, тогда как в свободной продаже она колеблется в пределах $100.
Для вакцинации существует два препарата – Гардасил и Церварикс. Гардасил, который планируется привести в Армению, производится транснациональной фармацевтической компанией Merck & Co (штаб-квартира в США), которая известна разработкой и продажей вакцин от эпидемического паротита (свинки), кори (1963 год) и первой в мире вакцины от краснухи (1967 год).
С появлением информации о планируемых прививках в Армении сразу же появились сторонники теории заговора, утверждающие, что препарат вызывает много побочных эффектов, в том числе бесплодие и инвалидность.
Они утверждают, что вакцину в страну завозят специально для уничтожения «армянского гена». В соцсетях многие пользователи распространяют адресованные родителям призывы не позволять врачам вакцинировать их дочек, называя происходящее «белым геноцидом». Большинство указывают на то, что вакцина не прошла необходимое количество клинических испытаний, после ее разработки и использования не прошло достаточно времени, чтобы узнать последствия этих прививок для женского организма.
Среди граждан также бытует мнение, согласно которому, крупная фармацевтическая компания решила провести испытание своей разработки в менее развитой стране, а правительство Армении пытается заработать на грантах.
Чтобы убедить граждан в безопасности препарата, сотрудники министерства здравоохранения в присутствии журналистов организовали вакцинацию своих дочерей. Однако даже это не убедило противников вакцинации: многие начали утверждать, что на самом деле врачи ввели девочкам другой препарат.
О том, каким образом будет осуществляться программа и что можно от нее ожидать, рассказала в интервью Dalma News руководитель программы иммунопрофилактики Министерства здравоохранения Армении Гаяне Саакян.
— Уже через неделю начнется программа вакцинации против вируса папилломы человека. Какие у министерства здравоохранения ожидания в плане поведения родителей? Удастся ли Минздраву осуществить необходимое количество вакцинаций или родители под впечатлением активной информационной кампании противников Гардасила и противоречивых данных могут массово отказаться от применения препарата?
— Информационная кампания, действительно, ведется очень активно с обеих сторон. Наша цель состоит в том, чтобы лучшим образом проинформировать родителей. В конце концов, они сами будут решать, вакцинировать своих детей или нет, но важно, чтобы это решение было взвешенным и осознанным. Скажу честно, люди сегодня напуганы. Они не верят не только своему государству, но также опыту других, более развитых стран. Ни в одной стране такого не происходит, но Армения отличилась и в этом вопросе. Прививки против ВПЧ уже на протяжении десяти лет делают в западных странах, среди них нет развивающихся государств. Ни в одной развитой стране не отказались от программы вакцинации. Вокруг вакцинации от вируса папилломы человека ходит множество слухов, но они не имеют под собой никакой научной основы. Но люди бояться, и, поскольку вакцинация добровольная, мы опасаемся, что не сможем в первое время полностью обеспечить то количество прививок, которое в будущем могло бы дать полноценный результат.
Но, думаю, все это — временное явление. В нашей стране всегда бурно реагируют на новые прививки. Некоторые ждут, пока вакцину получат другие, чтобы удостовериться, что она безопасна. Но если сегодня родители 13-летних девочек откажутся от прививок, мы не можем гарантировать, что в будущем, если они передумают, страна сможет приобрести такое количество препарата, чтобы предоставить им дополнительно в старшем возрасте. Вакцинацию можно делать и до 18 лет, но она не будет уже столь эффективной, и придется делать больше уколов.
Мы привезли вакцину с расчетом на 13-летних девочек, но, если родители откажутся, мы предложим ее более старшей возрастной группе. Нельзя же, чтобы препарат оставался неиспользованным и вышел из срока годности.
— Как простым гражданам определиться, поверить в безопасность Гардасила, если противники препарата говорят о таких его побочных эффектах, как бесплодие, инвалидность, нарушения нервной и мышечной систем? Какие убедительные аргументы может привести министерство здравоохранения против этих утверждений?
— Развитые страны Европы, Австралия, Новая Зеландия уже на протяжении десяти лет проводят вакцинацию и не собираются от нее отказываться. Если бы это приводило к бесплодию, инвалидности, различным нарушениям, власти этих стран запретили бы вакцинацию. Они что, враги своему народу? Это нелогично. В Италии, например, штрафуют за отказ от прививок против ВПЧ. В Грузии с 1 декабря началась аналогичная программа, и там нет такого ажиотажа. Что, по-вашему, власти Грузии не думают о своем народе, хотят истребить его?
— Чаще всего противники вакцинации приводят опыт Японии, где были зафиксированы случаи довольно тяжелых побочных эффектов у девочек, предположительно, из-за прививок Гардасилом. Изучило ли Министерство здравоохранения Армении данные случаи? Не вызывают ли они опасения?
— Мы все изучили, обратились к Минздраву Японии, и нам предоставили всю информацию. Да, в Японии наблюдались случаи реакции на вакцину, и они были ожидаемы, а вот поднятая вокруг них шумиха была неожиданной. Доверие населения было подорвано, но в Японии не запрещена вакцинация Гардасилом. Они пытаются восстановить доверие людей к препарату, но пока безуспешно. Я пытаюсь провести параллели между реалиями Армении и Японии. В Армении все, имеющие и не имеющие отношение к этой сфере, комментируют вопрос. Нам приходится объяснять даже врачам, которые имеют другую специализацию, почему препарат не может вызывать бесплодие, что он не содержит активных веществ, живых или мертвых вирусов. Если не делать прививок, не сдавать регулярно пап-тесты, мы будем иметь женщин с болезнями половых органов, которые и приводят к бесплодию. А если болезнь запущена, придется прибегнуть к хирургическому вмешательству, химиотерапии, облучению, что также в результате приведет к бесплодию.
— Медики, которые выступают против вакцинации Гардасилом, аргументируют это тем, что для того, чтобы держать ситуацию под контролем, женщине нужно лишь ежегодно сдавать пап-тест. Это поможет вовремя выявить и остановить процесс развития болезни. Нельзя ли поднять степень информированности женщин по этому поводу, чтобы они регулярно проходили проверку и в итоге не иметь такие пугающие показатели заболеваемости и смертности?
— За последние два года самая активная информационная кампания ведется в отношении программ борьбы с такими болезнями, как диабет, гипертония и заболевания половых органов. На каждом шагу весят билборды с призывом пойти в поликлинику на бесплатное обследование. В итоге мы имеем лишь 30-40% обследованных посредством пап-тестов женщин. Это — наш менталитет, его не изменишь. А кто сказал, что после вакцинации не надо сдавать пап-тесты? Эти процессы должны идти параллельно. Никто не говорил, что вакцина дает стопроцентный результат. Гардасил обеспечивает защиту от четырех штаммов вируса, а их двенадцать. Препарат не будет действовать против восьми других типов ВПЧ, и здесь на помощь должны прийти пап-тесты.
Кроме того, никто не дает стопроцентной гарантии эффективности пап-теста. Это будет зависеть от ряда факторов – уровня медподготовки врача, его способности брать образцы и тд. Поэтому, чтобы добиться результата, надо использовать все имеющиеся инструменты. Ведь наша цель – предотвращение болезней и смертей. В такой стране как Финляндия, где действует отличная скрининг-система, благодаря которой уровень смертности упал до 1,4%, то есть из 100 тысяч женщин от рака шейки матки умирает лишь одна, также внедрили программу вакцинации.
— В министерстве здравоохранения сообщили, что уже на протяжении десяти лет вакцинация от ВПЧ в Армении происходит на платной основе. Проводилось ли какое-то исследование, чтобы можно было узнать, сколько девочек за это время получили прививку и с какими последствиями они сталкивались?
— Вакцинация осуществлялась в частном секторе, мы чаще всего не были информированы об этом. У нас не проводился учет. Мы не следили за их здоровьем за эти годы, но я знаю точно, что негативной реакции на вакцины не было, поскольку в противном случае, они были бы госпитализированы, и мы бы узнали об этом. Поднялся бы шум. Также не были зафиксированы случаи инвалидности, нарушений нервной системы. А что касается бесплодия, это многофакторное явление, но нет ни единого доказательства того, что Гардасил может вызвать бесплодие. Прежде чем появиться на международном рынке в 2006 году, вакцина проходила клинические испытания на протяжении десяти лет, и еще десять лет – до получения лицензии. То есть вакцина имеет двадцатилетнюю историю, и получившие ее девочки наверняка достигли репродуктивного возраста. Ни одно исследование не показало связь между вакциной и вероятным бесплодием.
— Каким образом будет проходить вакцинация? Дети будут прививаться в поликлиниках или школах? Потребуется ли разрешение родителей или им самим придется писать заявление в случае отказа от вакцинации?
— Так как вакцина будет внесена в национальный календарь, прививки будут осуществляться исключительно в медучреждениях. Никто из Минздрава не заявлял о прививках в школах, тем более без уведомления родителей. Непонятно, откуда и зачем распространяются эти слухи. Прежде чем принять отказ родителей от вакцинации, с ними ведется работа: педиатр должен подробно рассказать, какая вакцина вводится, против каких болезней, о рисках в случае согласия на вакцинацию или отказа от нее. Отказ должен предоставляться в письменном виде, чтобы родители были более бдительны. Они должны написать, что педиатр проинформировал их о рисках отказа от прививки, но они все-таки отказываются. Такой механизм действует при всех прививках. Раньше у нас были формулы, под которыми нужно было подписаться в случае согласия или отказа, но в некоторых случаях родители позже начали жаловаться, аргументируя тем, что поставили подписи, не прочитав документ.
— По вашим наблюдениям, сегодня родители в целом часто отказываются прививать детей, и чем чаще всего обусловлен отказ?
— Я бы не сказала, что таких случаев много, но тенденция существует, наблюдается небольшой процентный рост. Порядка 3% жителей страны сегодня отказывается от вакцинации детей. Причины могут быть разные. Многие родители берут информацию из интернета, смотрят какие-то видео из ненадежных, научно не обоснованных источников. Мало кто доверяет доказательной медицине, пользуется достоверными источниками информации, читает научные исследования. Большинство прислушивается советов своего педиатра, но, к сожалению, есть медики, которые сами советуют не делать прививок. Отказ может также быть обусловлен и религиозными взглядами.
Но если рассматривать картину в целом, в Армении ситуация является удовлетворительной, целевые группы у нас вакцинированы. Если бы у нас отказывались от прививок в таком количестве, как в Европе, то у нас наблюдались бы случаи вспышек. В Европе с 2010 года не могут избавиться от вспышки кори и краснухи. К нам в недавнем прошлом из России прилетел человек с корью, но у нас болезнь не распространилась, поскольку в основном у нас население привито от нее. Ситуация нас в целом удовлетворяет, коллективный иммунитет существует и эффективно действует.
Между тем, исполнительный директор “Армяно-американского центра здоровья” Хачануш Акопян в беседе с Dalma News отметила, что в центре довольно нейтрально относятся к применению препарата Гардасил, поскольку, к сожалению, вакцина используется на протяжении довольно короткого времени, и пока никто не знает, следует ли говорить о положительных или отрицательных последствиях.
«Мы не знаем, поскольку должно пройти время, и думаю, что никто на свете не может сегодня четко ответить на этот вопрос. Медицина является также доказательной наукой, и нужно время, чтобы увидеть пользу вакцины или наоборот вред от нее», — отметила она.
Руководитель педиатрической службы центра инновационной медицины «Вардананц» Лилит Марутян, наоборот, уверена в эффективности и безвредности препарата, обосновывая свое мнение многочисленными исследованиями, проведенными авторитетной фармацевтической компанией. Марутян была одной из тех врачей, которые публично вакцинировали своих дочерей.
«Родители должны советоваться с врачами, а не черпать информацию из сомнительных источников в интернете. Мы не меньше переживаем за ваших детей. Если есть какое-то новое лекарство, новая вакцина, мы подробно изучаем международный опыт, читаем заключения авторитетных исследовательских центров и только потом советуем их своим пациентам», — отметила она в беседе с Dalma News.
Говоря о вакцинации Гардасилом, педиатр заметила, что другого метода защиты от вируса папилломы человека пока не существует, а заболевание сегодня так же распространено, как инфекции верхних дыхательных путей. Что касается поднятого вокруг Гардасил шума из-за его вероятных побочных эффектов, Марутян считает, что говорящие об этом противники вакцинации должны указать достоверные источники.
«В Грузии программа вакцинация началась с 1 декабря, но без такого шума, а то, что здесь происходит, похоже на массовый психоз. Вакцинация стала популярной, эмоциональной темой, и каждый желающий может сегодня высказать свое субъективное мнение, выставляя это как результат серьезного исследования. В таких условиях нельзя винить родителей, сомневающихся в безопасности препарата», — отметила она.
Марутян указала, что в прошлом среди ее пациентов были желающие вакцинироваться на платной основе, но это в основном были приезжие, например, из США: «Были девочки, которые получили первый укол в своей стране, а вторую дозу препарата — уже находясь в Армении».
Подготовила Лусине Давтян