Китайский рынок за последние несколько лет стал более привлекательным для грузинской сельхозпродукции. Власти страны в лице правящей партии «Грузинская мечта» делают все возможное для того, чтобы занять свое место на одном из самых огромных потребительских рынков в мире. Вино и винно-водочная продукция не в массовом обиходе у китайцев, однако Грузия с 2014 года экспортирует свои вина в Китай, считая этот рынок значимым.
Так как вино на сегодняшний день является атрибутом повседневной жизни, а во многих странах без вина не обходится ни один прием пищи, то в Грузии уверены – их вино обязательно найдет точки соприкосновения с китайскими блюдами.
Грузинское вино или китайский бейдзю?
Традиционный китайский напиток байдзю («белый спиртной напиток» — крепкий алкогольный напиток, содержанием спирта 40-60%), состоящий из различных зерновых культур, на вкус похож на грузинскую водку, однако ароматнее. Грузинское вино постепенно набирает обороты в Китае, его предпочитает молодое поколение, в частности женщины.
«Китайский рынок специфичен из-за большого количества государственных предприятий, а также высокого госконтроля. Если не заинтересовать правительственные структуры, грузинскому вину будет сложно утвердиться на китайском рынке», – отмечают в Национальном агентстве вина минэкономики Грузии.
Представители агентства проводят встречи с Министерством комменриции Китая, координирующим торговлю алкогольной продукцией по всей стране. Осуществляется интенсивное взаимодействие на правительственном уровне, между бизнесменами, организациями имеющими влияние на китайский рынок.
Согласно недавним договоренностям, достигнутым между странами, Грузия будет экспортировать вино в 70-миллионную провинцию КНР – Хунань. Здесь грузинское вино было представлено в ходе церемонии открытии третьего по величине торгового центра. В винном центре Шанхайской зоны свободной торговли, представлена продукция 10-ти грузинских компаний по производству вин.
«Шанхайская зона свободной торговли – профессиональная дилерская организация. Выход на нее грузинской продукции как престижно, так и приведет к увеличению роста продаж отечественной продукции на китайском рынке», – заявил председатель Национального агентства вина Георгий Саманишвили.
По данным Национального агентства вина минэкономики Грузии, в период с января по июль 2017-го года из Грузии в 44 страны мира было экспортировано 38,3 млн. бутылок (по 0,75 л.) грузинского вина, что на 60% больше аналогичных данных минувшего года. Отметим и то, что цена экспортированного вина составила $ 84,3 млн., что на 52% больше показателя за тот же перидо 2016 года. В целом же доходы, полученные в результате экспорта грузинского вина, бренди, чачи, виноматериалов, и брендового спирта за отчетный период составили 143,15 млн, что на 55% больше аналогичных данных за 2016 год.
«На 52% возросли доходы, полученные от реализации вина, что достаточно хороший результат. Продажи грузинского вина увеличились в странах Евросоюза, в направлении рынков Юго-Восточной Азии, США, и др., что является результатом согласованной деятельности Национального агентства вина и отрасли виноделия, и совместно запланированных правильных маркетинговых мероприятий», – отметил Георгий Саманишвили.
В первую пятерку стран-импортеров входят Россия, Китай, Украина, Польша и Казахстан. Особо отметим, что за отчетный период 2017 года наблюдается рост экспорта в большинство отмеченных выше стран, которые являются традиционными рынками экспорта грузинскоо вина: в страны СНГ, ЕС и Восточной Азии.
Данные выглядят следующим образом: Россия – 86% (23 740 750), Китай 80% (4 462 631), Украина – 41% (3 653 334), Польша – 20% (1 427 458), Латвия – 27% (830 852), Беларусь – 42% (814 022), США – 89% (236 012), Германия – 34% (234 000), Израиль – 202% (127 334), Франция – 450% (95 530), Азербайджан – 170% (102 342) и др.
Председатель парламентской фракции «Грузинская мечта – консерваторы» Гига Букия сообщил Dalma News, что в конце мая вступила в силу поправка упраздняющая налог на грузинскую продукцию на китайском рынке. Раньше вино и алкогольные напитки производимые в Грузии при ввозе в Китай облагались 20% налогом, а некоторые и вовсе 30-40% надбавкой.
Депутат надеется, что поправка послужит серьезной мотивацией для инвесторов и поспособствует открытию новых предприятий в Грузии. Транспортировка будет производиться по Шелковому пути, что положительно скажется на цене. В правящей партии уверены что достигнутое соглашение, достигнутое с Китаем является огромным достижением для такой маленькой страны, как Грузия. И все-таки, когда успех отразится на благополучии местного населения, стоящего перед проблемой безработицы и бедности?!
Мнение эксперта: нужен ли Китай Грузии, или Грузия Китаю?
Спасение грузинской национальной валюты — в росте экспорта и уменьшении импорта. Решение этого вопроса дело не одного-двух лет. Китай заинтересован в прохождении Шелкового пути по территории Грузии. По словам парламентария Гиги Букия, в Пекине знают, что Грузия – «надежный партнер».
Политолог Важа Беридзе считает, что Грузии нужен суверенитет не для того, чтобы только размахивать флагами и с гордостью исполнять гимны. Согласно ему, исходя из национальных интересов, необходимо определять нюансы и направления экономической политики страны, в то же время не забывая про обеспечание работой своих граждан.
«Китайский рынок перспективен как для грузинского вина, так и для сотрудничества в сферах сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Китайцы планируют создание в Западной Грузии чайных плантаций. В настоящее время проводится работа над формой соглашения», — сказял Dalma News аналитик Важа Беридзе.
Китайцы — не традиционные потребители вина, однако вино постепенно становится для них атрибутом повседневной жизни.
«Если каждый десятый или даже сотый китаец выпьет одну бутылку грузинского вина, то у Грузии не хватит собственных ресурсов для обеспечения китайского рынка», — отметил Беридзе.
По словам эксперта, наряду с российским рынком, который является традиционным для грузинской продукции и где имеется представление про нее, власти Грузии должны приложить немало усилий в популяризации грузинского вина в других регионах мира, включая Китай.
«Китайские инвесторы при прежнем правительстве были достаточно активны — приобретали леса, земельные участки, открывали торговые объекты в Грузии. В Тбилиси на территории прилегающей к «Дезертирскому рынку» хотели открыть торговый центр, позже построили «Олимпийский городок» для 129 тысяч китайцев», — сказал Беридзе.
В Грузии до сих пор существуют сферы для возрождения которых не хватит отечественных инвестиций, а государство для этих целей не располагает достаточными финансами. Необходим поиск иностранных партнеров, которым будут предложены контракты составленные с учетом национальных интересов страны. В то же время Беридзе обратился к наиболее острому вопросу внутри страны — дискуссиям относительно решения правительства о запрете на продажу в собственость сельхоз земли иностранным гражданам. Эксперт положительно оценивает решение правительства, так как считает, что продажа земли не только не привлекла больших инвестиций в страну, но, в то же время, могла привезти к потере земли — самого главного ресурса и основного компонента национальной безопасности Грузии.
Гиорги Картвели
(Dalma News) P.S. Несмотря на увелиение грузино-китайских торгово-экономических отношений и возрастающую роль рынка КНР для грузинской продукции, тем не менее, у Грузии еще не скоро получится переориентироваться на азиатские рынки, в первую очередь на Китай. А до тех пор, самым основным и важным рынком сбыта грузинской вино-водочной продукции и сельхозтоваров является рынок СНГ (точнее — Евразийского экономического союза), где доминирующая роль до сих пор остается за Россией. Доказательство тому — статистические данные соответствующиh грузинских госструктур.