Футбольные клубы Армении в очередной раз завершили еврокубковый сезон, по сути, как следует его и не начав. «Пюник» и «Ширак» были обречены уже после первых матчей, у «Гандзасара» же с «Алашкертом» шансы оставались, но выглядели обе команды очень уж неубедительно.
Не будем напоминать неприятные сердцу отечественного болельщика результаты – кто интересуется, отлично их знает. «Пюник» проиграл оба матча крупно и безнадежно – справедливости ради нужно заметить, что и соперник у него был посложнее, чем у других. «Ширак», проиграв дома, надежд на выход в следующий круг лишился, однако в ответном матче сумел было возродить интригу, неплохо отыграв полтора тайма и даже ведя в счете, однако хозяева на последних минутах добились ничьей.
Чемпион «Алашкерт» оказался единственным клубом, прошедшим во второй круг, но сделал это с таким скрипом и настолько блекло, что никакого оптимизма по поводу будущих матчей не осталось. С трудом выиграв первый матч с минимальным счетом у «Санта-Коломы», армянский чемпион оставил впечатление команды, неспособной на мало-мальски нестандартные действия. Андоррцы защищались всем составом и валились на газон по любому поводу и без такового, лишь бы потянуть время и выиграть десяток-другой секунд, причем они продолжали «играть» таким образом, даже уступая в счете. Да, подобная тактика противника действует на нервы, но такую команду нужно было обыгрывать с крупным счетом.
В ответной игре, к величайшему нашему удивлению, в подобной манере стал действовать сам «Алашкерт», поведя в счете. Вряд ли наш клуб хотел отплатить «Санта-Коломе» той же монетой, скорее и наши тренеры, и сами игроки не были уверены, что пройдут чемпиона Андорры. А это очень печально. В итоге «Алашкерт» в ответной встрече довольствовался ничьей.
Белорусский клуб БАТЭ, определенный в соперники «Алашкерту» для следующего раунда – команда, наделавшая шуму в Европе очень успешными противостояниями с «Ювентусом», «Ромой» и «Баварией». В отличие от клуба из Андорры (чуть более беспомощного на поле, чем «Алашкерт»), БАТЭ представляет собой реальную силу, которой в нашем случае можно постараться уступить достойно.
Первый матч в Беларуси алашкертцы провели в обороне и добились результативной ничьи, не нанеся ни одного удара в створ ворот БАТЭ. Помог игрок хозяев, забивший гол «Алашкерту», а потом поразивший собственные ворота. Теоретические шансы у наших появились, но на практике сомнений в конечном успехе белорусов не было.
В Ереване «Алашкерт» подарил было надежду болельщикам, забив первым неплохой гол, но радость продлилась неполных пять минут – счет по сумме двух встреч стал равным, а вскоре БАТЭ вышел вперед. Третий гол в наши ворота лишь подтвердил закономерность итога двухматчевого противостояния.
Да, качество защиты и вратарей – постоянная головная боль армянского футбола, проблема эта появилась не сегодня. Но в первом матче с БАТЭ защитники «Алашкерта» сыграли самоотверженно, по мере своих сил не допустив ударов соперника со средних и дальних дистанций – видимо, они знали, что вратарь их клуба и, по совместительству, национальной сборной Артак Бегларян, мягко говоря, не силен в их отражении.
Возможно, Бегларян неплох в матчах первенства Армении, но на европейском — даже ниже среднего — уровне он почти беспомощен, что доказывает и его игра за сборную. Не в обиду Бегларяну – это просто реальная оценка способностей голкипера. Те же удары по его воротам со средней и дальней дистанции он просто провожает взглядом, видимо, понимая, что его прыжок ничего не изменит. Третий же гол, пропущенный им в ереванском матче с БАТЭ, из разряда недоразумений – этот мяч нужно было умудриться пропустить. Бегларян умудрился.
Странным было то, что Геворк Каспаров, вратарь объективно более сильный, нежели Бегларян, остался в запасе – но тренерам, конечно, виднее. Привлекать Каспарова в сборную, вместе с Мовсисяном и Арзуманяном, запретило «высокое начальство»– если кто не помнит, этих троих игроков обвинили в том, что они якобы «сдали» отборочную игру албанцам. Все это до оскомины напоминает историю 30-летней давности с Хореном Оганесяном, даже мотив «слива» игры не изменился.
И все же, почему ворота сборной упорно доверяются откровенно слабому вратарю – не совсем понятно. Возможно, тренерский штаб видит и знает то, чего мы не знаем и не замечаем со стороны, но вот Григор Меликсетян, голкипер «Гандзасара», оставил в двух матчах с черногорской «Младостью» неплохое впечатление, несмотря на три пропущенных на своем поле гола. Меликсетян хотя бы пытался ловить дальние мячи – и ловил, случалось.
А в целом причины удручающего постоянства результатов армянских клубов в Европе, конечно, не только в слабых вратарях и защите. Причин масса — и все существенные.
Чемпионат страны, который разыгрывают всего шесть клубов – меньше, чем в любой другой европейской стране, включая Сан-Марино и Гибралтар – по умолчанию не может способствовать игровому росту футболистов, которые играют при полном отсутствии зрителей, для галочки. Десять клубов в чемпионате – это тот минимум, при котором имеет смысл вообще хоть что-то обсуждать.
Великий наш Эдуард Артемович Маркаров сокрушенно говорит, что бизнесмены, каким-то чудом заинтересовавшиеся футболом в Армении, просто не представляют, какой это дорогой вид спорта, каких огромных инвестиций он требует, и насколько долго приходится ждать возврата вложенных денег. Современный футбольный клуб – это не только (и далеко не столько) форма, клубный автобус и зарплаты игрокам и тренерам. Это десятки позиций, по которым необходимо осуществлять денежные вливания – начиная от детско-юношеских школ при клубах (пусть небольших, но без них клуб обречен), заканчивая производством и продажей своей атрибутики.
Есть еще проблема легионеров. Десятки, а может, и сотни их прошли через армянский футбол за четверть века независимости, пора бы уже научиться их выбирать. А по сути, из всей этой когорты лишь один Маркос Пиззелли стал достойным футболистом – и не потому, что он один из лидеров сборной Армении. Ведь абсолютно все остальные бразильцы, аргентинцы, африканцы и другие иностранцы, игравшие в наших клубах, канули в безвестность.
Если человек бразилец или аргентинец, это еще не означает автоматически, что он умеет играть в футбол. Помните, недолгое время нашу сборную возглавляли какие-то аргентинские, с позволения сказать, аферисты, которых назвали «тренерами» и доверили им национальную команду. Впрочем, быстро поняли, что к чему.
А легионер, даже среднего европейского уровня, стоит немалых денег. Зато он многому может научить местную молодежь, которой, как воздух, нужен такой опыт. И тренер, даже среднего европейского уровня, стоит немало.
И если ты хочешь, чтобы местные кадры становились игроками и тренерами хотя бы среднего мирового уровня – это стоит больших денег. Которые, говорит Маркаров, никто не хочет вкладывать – армянским бизнесменам нужна немедленная отдача от инвестиций, а в футболе так не бывает.
Впрочем, федерация футбола, которая, по идее, должна заниматься поиском тех, кто способен и хочет инвестировать в футбол, подает пример, прямо противоположный своему предназначению. Чего стоит одна история с очень неплохим уругвайским форвардом Мауро Гевгеозяном, игравшим за клубы из Перу, Уругвая, а теперь выступающим в высшем дивизионе Аргентины. Он сыграл за сборную Армении пару матчей, сыграл с удовольствием и хорошо, и вдруг пропал. Президент ФФА, оказывается, был возмущен тем, что Гевгеозян осмелился попросить себе авиабилеты бизнес-класса, чтобы прилетать на сборы. Такой вот «стяжатель», понимаешь. А человеку добираться из Аргентины до Еревана больше суток, и не валиться в постель отдыхать, а тренироваться и играть. И если ФФА жалеет денег на достойные билеты для одного игрока несколько раз в год – о чем тогда речь?
И пример с Гевгеозяном — не единственный. Поэтому мы и следующим летом увидим наши команды, по сути выбывающие из еврокубков уже после первого тайма первого матча. Быть может, кому-то из армянских клубов посчастливится выиграть у команды из Сан-Марино или Гибралтара. Но, как показали игра «Алашкерта» с «Санта-Коломой», даже это становится все труднее. А скоро станет невозможно, если не предпринять решительных мер по спасению отечественного футбола.
Подготовил Рубен Гюльмисарян