Известный грузинский дирижер Джемал Гокиели значительную часть жизни посвятил Государственному симфоническому оркестру. За всю свою творческую деятельность он дал 1200 концертов. Осталось не так много времени до его 100-летнего юбилея Джемала Гокиели, популярность и музыкальные произведения которого вышли за пределы Грузии, получив мировую известность. Однако, потомки дирижера сетуют на то, что практически не осталоь аудио записей музыкальных композиций под руководством их талантливого родственника. О великом дирижере и о том, каким был Джемал Гокиели в семье и о его родственниках в интервью Dalma News рассказал его сын Гия Гокиели.

— Как ваш отец относился к своей работе?

— Отец не был карьеристом, его никогда не назначали главным дирижером оркестра, да и за рубежом он побывал всего лишь трижды: в Югославии, в Польше и Румынии. Тем не менее в 50–60–х годах прошлого века, Джемал Гокиели был ключевой фигурой, выходил на сцену с лучшими музыкантами своего времени. Отец вел дневник, где после каждого выступления делал подробные записи.

— Почему дети знаменитого дирижера не пошли по стопам отца?

17198121_10209019530468735_367297174_n
Гия Гокиели

— Мне попался педагог по музыке, с которым мы не могли найти общего языка. Он мне был не симпатичен и я продержался на этом поприще около четырех лет. Хотя папа и хотел, чтобы мы с сестрой посвятили себя музыке, однако он всегда осознавал и от нас не скрывал, что – это слишком неблагодарный труд.

Сегодня сестра будучи искусствоведом работает в агентстве по недвижимости, я же стал переводчиком. Очень люблю свою профессию, но жалею, что так и не научился играть ни на одном музыкальном инструменте.

— Знаю, что Ваши дети продолжили музыкальный путь дедушки. Так ли это?

ელენე ხონელიძე
Елена Хонелидзе

— Дочь моей сестры – Елена Хонелидзе — оперная певица, в настоящее время учится в Берлинской консерватории. Моя дочь Анна, проживающая в Берлине, известная пианистка. Она – доцент Берлинского университета, где и занимается преподаванием. Анна периодически разъезжает по миру с гастрольным турне. Сегодня она числится в составах национальных оркестров Грузии, Чили и Перу.

17160746_10209019551829269_88911418_n
Лелико и Анна Гокиели

Кроме того, моя вторая дочь – Лелико флейтистка и на данный момент учится в аспирантуре Берлинского университета искусств. Недавно Лелико была в концертном туре по Европе вместе с молодежным оркестром Густава Малера. Сам оркестр имеет репутацию лучшего в Европе, а попасть туда крайне сложно: для этого музыканты со всей Европы проходят туда по конкурсу на основе прослушивания.

— В чем по – вашему заключается причина того, что молодые грузинские музыканты предпочитают жить и работать за границей?

— В Грузии есть много прекрасных преподавателей музыки, однако молодым талантам здесь не хватает размаха. В Европе высоко ценят классическую музыку. У нас же, во время концертов, залы пустуют. В Берлине, к примеру, в день проводится 15 – 20 концертов классической музыки, причем, каждый желающий выбирает зал и покупает билеты, в зависимости от собственного бюджета.

Кроме того, проводятся бесплатные концерты, где участвуют студенты и профессора консерватории. В рамках специальной программы, молодые музыканты устраивают музыкальные вечера в старых заводских зданиях, библиотеках, книжных магазинах, церквях.

— Раньше и в Грузии благодаря Джемалу Гокиели проводились открытые музыкальные вечера…

— Одна из причин, по которой классическая музыка оторвалась от грузинского народа, заключается в том, что мы не имеем культуры проведения концертов под открытым небом. В Европе их организация находится на достаточно высоком уровне. Некогда и в Грузии существовали открытые эстрады: в парке Ваке, в Муштаиде, в Боржоми, Батуми, Сухуми, Гагра и Пицунде.

Тогда многие намеренно приходили в парки, чтобы послушать классическую музыку. Ученики музыкальных студий ежегодно давали концерт с Государственным симфоническим оркестром. Это было хорошим опытом для будущего поколения, молодежь интересовалась классикой. Иная ситуация сегодня.

— В чем кроется причина: в тяжелом социальном положении, в потере эстетического вкуса, или государство не заботится должным образом о развитии этой области музыкального искусства?

— Вы все верно перечислили. Социальное положение играет не последнюю роль, однако государство здесь играет ведущую роль. У нас в стране часто проводят бесплатные концерты, однако на них, также как на радио и телевидении, классическая музыка звучит крайне редко.

В прошлом молодые композиторы были более мотивированы, так как были уверены, что созданные ими композиции не залежатся. Союз композиторов проводил концерты, где юные музыканты представляли собственные произведения.

Отец часто являлся соавтором, писал композиции для фортепиано. Так, к примеру, Морис Равель разделил на оркестровые звуки «Картины с выставки» Модеста Мусоргского, поэтому во время оркестрового исполнения композиции принято называть имена обоих авторов. У нас же фамилия оркестровщика почему-то не афишировалась. Большинство композиций, соавтором которых был отец, мне не известно, но точно знаю, что авторами оркестровой пьесы «Борьба» Резо Лагидзе в последние годы называются Лагидзе-Гокиели.

— Какова роль музыки в процессе воспитания?

— Я думаю, что прикосновение к музыке в процессе воспитания личности необходимо так же, как и общение с другими формами искусства. Не только классическая, но и народная музыка является неотъемлемой частью культуры человека. Обязательным является обучение предмету музыки в школах. Это играет важную роль в развитии ребенка, способствуя достижению внутренней гармонии.

Беседовала Шорена Папашвили