Жителей Армении за четверть века независимости цифра в счетах за газ и электричество не интересовала лишь первые блокадные годы – тогда радовались уже тому, что хоть два-три часа в день есть свет, и газопровод тебе не взрывают целую неделю. Сегодня электросети Армении заранее и с извинениями предупреждают о профилактическом отключении электричества на несколько часов. Разумеется, тарифы на энергоносители стали одной из самых обсуждаемых в обществе тем.

Вплоть до бунта

У всех еще свежи воспоминания о протестных акциях позапрошлого лета, получивших название «Электрический Ереван», когда на улицы вышли сотни людей, возмущенных очередным и, по их убеждению, безосновательным повышением тарифов на электроэнергию. Протесты поначалу грозили вылиться в серьезные беспорядки, но, благодаря благоразумию и несколько неожиданной социальной зрелости ереванской молодежи, столица отделалась перекрытым в течение пары недель центральным проспектом.

Митинги в Ереване
Митинги в Ереване

Власти пообещали компенсировать разницу из госбюджета, а собственник армянских электросетей, компания «Интер РАО ЕЭС» продала ЭСА Самвелу Карапетяну, российскому миллиардеру, уроженцу Армении – вернее, его компании «Группа Ташир». Карапетян, имеющий вполне положительный имидж в Армении, в качестве владельца ЭСА был воспринят в стране благосклонно, тем более что обещал навести порядок в системе. Навел ли он порядок, судить пока трудно, но процесс, наверное, идет.

Его однофамилец Карен Карапетян, ставший премьер-министром, обещал уделять сфере пристальное внимание, и новогодний подарок в виде снижения газовых тарифов не заставил себя ждать. Снижение это многие связывают с тем, что Карапетян, севший в кресло премьера прямиком из высшего менеджмента «Газпрома», использовал свои связи, «уговорив» бывших коллег. В правдоподобность такой версии не очень верится, ведь бизнес – любой, а тем более такой крупный, как «Газпром» — штука жесткая и даже порой жестокая, и одними связями тут не обошлось бы. Тем более что К.Карапетян мог бы спокойно не трогать тарифы, ради родной-то компании. Значит, была объективная возможность снижения.

А то ведь сложилась парадоксальная ситуация, при которой Армения получает газ по одной из самых низких цен в мире, а продает потребителям по очень высокой. И справедливое возмущение общественности вызывало поведение компании «Газпром Армения», которой следовало бы оптимизировать эксплуатационные расходы, сократить количество дорогих корпоративных автомобилей и, почему бы нет, снизить астрономические по меркам Армении заработные платы.

Газпром-Армения
Газпром-Армения

Возвращаясь к «наэлектризованным» протестам: смена собственника привела, через полтора года, к снижению тарифов и здесь. Новые расценки в силе с 1 февраля, и в начале марта станет ясно, какой эффект они возымели в отношении содержимого кошельков сограждан. Впрочем, можно смело сказать, что облегчения плательщикам практически не будет – слишком уж мизерным оказалось это снижение. Но, как говорится, лиха беда начало.

Довольных потребителей не бывает

Люди все равно недовольны, и зачастую обоснованно, но об этом чуть позже. Суровая зима этого года, начавшаяся в конце ноября и еще не закончившаяся к последним числам февраля, предопределила внушительные счета за газ и электричество: это уже смотря кто чем отапливается. В Ереване за все три месяца не было ни дня оттепели, а в столице живет большинство потребителей страны.

Итак, с 1 февраля 2017 года тариф на электроэнергию для населения Армении понизился с 46,2 до 44,98 драма за 1 кВт.ч. При этом для социально необеспеченных семей установлены тарифы пониже: дневной – 40 драмов, ночной – 30 драмов за 1 кВт.ч.

Председатель Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Роберт Назарян заявил, что основанием для пересмотра тарифов послужило снижение стоимости газа. В ответ на вопрос, связано ли планируемое снижение тарифов на газ и электроэнергию с предстоящими парламентскими выборами, Р.Назарян сказал: «Я не имею отношения к политике, к выборам. Я выполняю свои профессиональные функции. Есть заявка ЗАО «Газпром Армения» с соответствующими разъяснениями».

Сегодня уже появились публикации в прессе о том, что в «Газпром Армения» есть определенное недовольство понижением тарифов – мол, компания ожидала увеличения потребления, чего не произошло. Предполагая, что информация о газпромовском недовольстве правдива, можно ему удивиться – ведь к базовому, то есть обычному среднему сезонному расходу должен был добавиться весомый объем газа, пошедшего на отопление холодной зимой, о которой говорилось выше.

Неизвестно, есть ли статистика, хотя бы приблизительная: какой процент населения отапливает жилье газом, а какой – электричеством. Можно предположить, что газу отдает предпочтение большая часть населения – просто потому, что дешевле. И разговоры о снижении потребления ничего, кроме непонимания, вызвать не могут.

Особенно, если учесть отнюдь не досужие толки о, скажем так, не самом качественном газе – низкокалорийном. Это когда чай ты раньше кипятил за, допустим, 5 минут, а теперь за 7, и не потому, что вода из крана вдруг пошла жутко холодная.

Sputink Армения приводит слова председателя общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкена Пипояна:

«В Армении понятие тарифа на газ в некотором смысле является мифом. Его определяет государство, и потребители не чувствуют особой разницы. Меняется только калорийность газа. То есть цена на газ снизилась на 5%, но потребление повысилось на 10%. Разные эксперты поднимали этот вопрос в разное время».

При этом трудно сказать, насколько обоснованы сомнения экспертов и потребителей, так как в Армении нет государственного или частного органа, который бы проверял калорийность газа. Эту калорийность измеряет сама компания «Газпром Армения» и пару раз в месяц отчитывается о ней на своем официальном сайте. Разумеется, данные не выходят за рамки установленной нормы в 8000 Ккал/м2.

Спрашивается – нужен ли независимый контроль за качеством газа? Наверное, нужен, и компании, и государству, хотя бы для того, чтобы поставщика не подозревали в махинациях, а государство – в том, что оно закрывает глаза на безобразие. Чтобы рассеять сомнения, чтобы доверие появилось.

О ловкости рук

А если будет доверие, основанное на обычном нормальном контроле, то не будет и предынфарктных состояний от цифры, указанной в квитанции за коммунальные услуги. Сейчас ситуации, когда счет за газ или электроэнергию уже после снижения тарифа оказывается вдвое-втрое больше того, что было за предыдущий месяц, при сопоставимых климатических условиях, не редкость. Более того, людям приходят счет на невероятную сумму за тот период, когда они находились за пределами Армении.

И это уже совсем другой разговор. Сразу после «Электрического Еревана» некоторое время не слышно было жалоб на откровенно нелогичные суммы в счетах, но прошлым летом они возникли снова и в массовом порядке: люди обнаружили, что за летние месяцы им выставляются к оплате цифры больше, чем зимой, при неизменном тарифе. Народ начал беседовать с инспекторами электросетей – теми, которые снимают показания счетчиков. Стала выявляться интересная закономерность: чем жестче ты ведешь профилактическую беседу с инспектором, тем меньший счет тебе придет в следующий раз. Скоро это явление прекратилось, правда, но тем не менее оно настораживает: инспектору в карман от завышения показаний счетчиков жильцов непосредственно ничего не перепадает, но могут быть премии, или, допустим, просто начальство приказало обеспечить такую-то собираемость.Газовый счетчик

А счетчики нового образца – это вам не старые советские, где крутились колесики с цифрами, жилец читал показания слева направо, и все было понятно. Для того, чтобы понять, что показывает нынешний счетчик, нужно пройти подготовительные курсы – мелькают какие-то даты, ничего не говорящие простому смертному цифры с дробями… Да и мухлеж с «дневным», обычным, и «ночным», сниженным, тарифом, тоже тема, о которой не говорит и не пишет только ленивый. А обычной домохозяйке невдомек, что полночь на ее кухонных часах, когда она начинает стирать и гладить, пытаясь сэкономить хоть небольшую сумму за счет собственного сна и отдыха – по часам электросчетчика ее квартиры и не полночь вовсе, а совсем даже наоборот: шесть часов вечера. И, как назло, практически все сбои в хронометраже счетчиков происходят в пользу электросетей, просто невероятное какое-то совпадение.

Неисчерпаемая это тема – электричество и газ, как неотъемлемая часть быта армянского гражданина. И ведь – вот незадача – гражданин этот ну ни капельки не капризный, он просто страсть, как не любит, когда его считают за дурака и предъявляют счет за июльское электричество, равный двум февральским. Если гражданин будет доверять своим поставщикам газа и электричества – а ведь именно гражданин этих поставщиков кормит – он не станет углубляться в дебри их внутренней кухни и, скорее всего, не пойдет на ознакомительные курсы по изучению китайской грамоты счетчиков. Просто оплатит коммуналку, и все. Не хватаясь за сердце.

Подготовил Рубен Гюльмисарян