Время и история в сознании людей не случайно ассоциируются с реками и ветрами. И то и другое постоянно перемещаются в пространстве, унося старые пласты и создавая новые. Непрерывное движение истории создает империи, порой достигающие гигантских размеров, а затем разрушает их и уносит в историческое небытие. Судьбы многих народов то соединяются в границах единого государства, то продолжают свое движение по волнам истории самостоятельно. Но совместное проживание — это всегда взаимопроникновение культур, взаимное влияние. Империи исчезают, но всегда оставляют после себя следы во всех сферах: и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в культуре.
Тбилисцы недаром обожают свой город, в котором причудливым орнаментом переплелись Западные и Восточные мотивы. Этот город начисто опровергает знаменитый тезис Киплинга о том, что Восток и Запад никогда не сойдутся. Тбилиси — это как раз и есть то место, где Восток и Запад не только сходятся в одной точке, но и органично сливаются в единое целое, являя миру удивительную гармонию.
Типичный восточный город Тифлис, став частью Российской Империи, начал стремительно изменять свой облик за счет европейской компоненты. Маленькие извилистые улочки с ажурными балконами, приютившиеся на крутых склонах отрогов горного хребта, сдавивших со всех сторон узкое русло Куры, потеснились, чтобы город мог украситься широкими проспектами и зданиями европейской архитектуры, которые могли сделать честь любой европейской столице.
История оставила в столице Грузии российский след в виде красивейшего проспекта, который именовался Головинским, а теперь носит имя великого поэта Шота Руставели. Это не просто сердце города, это не просто его визитная карточка. И раньше и теперь тбилисцы выходят на этот проспект, как паломники идут поклоняться святым местам, как истинно верующие — в храм под открытым небом. Эту городскую магистраль можно сравнить с ниткой, на которую нанизаны драгоценные жемчужины. Одной из таких жемчужин является здание театра имени Руставели.
Своим появлением оно обязано гражданину Российской Империи, жителю Тифлиса, одному из самых богатых его граждан Егору Исаевичу Питоеву и его сыну Исаю. Это был известный промышленник, который за свою деятельность во время Крымской войны удостоился потомственного дворянства. В отличие от многих современных олигархов, Питоев обожал театр — именно в его доме возникло Артистическое общество. Перестроив соседние дома, он подарил этот импровизированный театр Артистическому обществу. О том, насколько престижным он стал говорит тот факт, что на его сцене выступал Федор Шаляпин и Комиссаржевская. Здесь бывал великий композитор Петр Ильич Чайковский, А. Рубинштейн, М. Ипполитов-Иванов.
Но Питоеву хотелось, чтобы его любимый Тифлис был украшен театром специальной постройки. Проект он предложил известнейшим тифлисским архитекторам К. Татищеву и А. Шинкевичу. Последний и завершил целиком всю работу.
Строительство началось в 1898 году, архитектор избрал стиль «позднее барокко». Лепнину на фасаде и внутри здания выполняли специально приглашенные лучшие итальянские мастера. Вся мебель, люстры, светильники, ковры, зеркала были привезены из Европы, выполнены в единственном экземпляре по специальному заказу, являясь уникальными произведениями искусства. То же самое можно сказать и о театральном оборудовании, установку которого обеспечивала знаменитая немецкая фирма «Шукерт», которая не только блестяще решила техническую задачу, но и проявила тонкий художественный вкус.
В театральном здании был и громадный концертный зал в стиле Людовика 15-го, и малый зал в стиле эпохи директории. Гостиная была выполнена в стиле модерн, дамская гостиная в декадентском стиле, малая зала в стиле «немецкого ренессанса» и изящная столовая со сплошными зеркалами в стиле «ренессанс».
Нагромождение стилей в этом театральном здании кому-то кажется чрезмерным. Этим людям, очевидно, надо отправиться в Барселону, чтобы поглядеть на знаменитые творения Гауди.
Театр распахнул свои двери в феврале 1901 года.
Питоеву строительство обошлось в колоссальнейшую сумму в полтора миллиона рублей золотом. Вначале спектакли шли на русском и армянском языках, но скоро там появилась и грузинская труппа.
Здание в городе все называли Питоевским домом, но в 1921 году он был переименован в государственный театр драмы имени Шота Руставели.
Поступок Питоева не был для Тифлиса чем-то необычным, таким же образом поступали и другие тбилисские миллионеры. Микаел Арамянц решил построить на Головинском проспекте первоклассный отель. Чтобы выполнить эту задачу, он посылает молодого и талантливого архитектора Габо Тер-Микелова на два года в Европу, где тот знакомился и детально изучал архитектуру лучших европейских отелей. Проект его гостиницы «Мажестик», в котором он широко и с отменным вкусом использовал мотивы барокко и ренессанса, на международной выставке в Париже был удостоен золотой медали. С 1912 по 1915 год Головинский проспект украсился новым архитектурным шедевром. Роскошный отель, примыкающий к Питоевскому дому, идеально вписан в сложный городской рельеф, выходя фасадом на проспект, боковой стороной на Александровский сад, плавно сбегая по крутому склону к Куре.
В советские времена гостиница называлась «Тбилиси», а сегодня там расположен отель Marrioti. Но Микаел Арамянц обессмертил свое имя не только этим зданием. В Тифлисе в то время функционировала фактически единственная больница — Михайловксая, содержащаяся на денежные средства земства. Удовлетворить нужды растущего города в медицинском обслуживании она была не в состоянии.
Весной 1903 года Арамянц предложил городским властям построить на свои деньги больницу, где опытный медицинский персонал мог оказать больным услуги в области внутренних болезней, хирургии и лечении душевнобольных. Со временем он собирался создать целый больничный городок. Городской архитектор Зурабянц построил первое здание, в котором разместилось терапевтическое отделение, оборудованное по последнему слову медицинской науки. Микаел Арамянц, лично привез из Европы рентгеновский аппарат, который был диковинкой не только в Российской Империи, но и в Европе и Америке.
Эта больница почти не имела аналогов в мире, потому что в ней больных бесплатно обследовали, лечили и даже оперировали. Зарплату медицинский персонал получал из личных средств благотворителя.
Прошло более века, но и сегодня, если спросить тбилисца о местоположении первой городской больницы, то он обязательно переспросит: Арамянц — больница? Подобные следы надолго остаются в народной памяти.
Это всего лишь два эпизода из многосторонних двухсотлетних связей между народами, жившими когда-то в одной стране.
Мари Топуридзе (Тбилиси) специально для Dalma News