Политическая жизнь Грузии полна сюрпризов. Недовольные результатами выборов 26 октября, 4 оппозиционные партии просят помощи у Европы. Оппозиционные партии, которые преодолели барьер на выборах, направили совместное письмо еврокомиссару Жозепу Боррелю и министрам иностранных дел ЕС, которое подразумевает: приостановление всех официальных контактов на уровне ЕС с нынешним правительством Грузии; отмену заседаний Совета ассоциации ЕС-Грузия; приостановление политического диалога на высоком уровне; замораживание механизмов технического сотрудничества до тех пор, пока «Грузинская мечта» не согласится на международное расследование выборов; приостановление финансовой помощи (около 120 млн евро ежегодно) до тех пор, пока не станут известны результаты расследования.
На парламентских выборах 26 октября грузинский народ в очередной раз отказался вернуть радикалов к власти, даже если у них будет новое название — «коалиционное правительство». Соответственно, националы и состоящие с ними в альянсе партии решили наказать тех избирателей, которые иначе видят европейскую перспективу Грузии и не вписываются в повестку дня радикалов. Красные линии очерчены по двум вопросам — закону о прозрачности иностранного финансирования и закону, запрещающему пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних, которые были приняты парламентским большинством «Грузинской мечты» незадолго до выборов.
В письме Боррелю, подписанном Коалицией за перемены, Единым национальным движением, «Сильной Грузией» и партией «Гахария за Грузию», говорится, что выборы 26 октября, по мнению оппозиции, создали непреодолимое препятствие на пути к европейскому будущему Грузии. Это прямо противоречит копенгагенским критериям членства в ЕС и основополагающим принципам, изложенным в требованиях к статусу кандидата Грузии, — уверяют европейцев лидеры оппозиции и требуют признать нелегитимным новоизбранный парламент.
В то же время Георгий Гахария призывал аккредитованных в Грузии послов не присутствовать на первом заседании парламента 25-го созыва 11 ноября. Он посвятил этой теме специальный брифинг и заявил, что «страна находится в кризисе».
«Когда выборы были сфальсифицированы, я, конечно, вынужден был попросить аккредитованных в нашей стране послов не присутствовать на первом заседании парламента 11-го созыва, чтобы не позволить «Мечте» легитимизировать парламент», — сказал Гахария.
Как утверждает Гахария, когда речь заходит о западных санкциях, это должно касаться лидеров правительства «Грузинской мечты», а не простых граждан, но как такие санкции будут действовать и будет ли их суровость распространяться на людей, у радикалов есть свои сказки, чтобы ответить на этот вопрос.
В «Грузинской мечте» заявляют, что парламент 11-го созыва не нуждается в легитимации ни от кого, кроме грузинского народа. Письмо, направленное оппозицией в Европарламент, называют «доносом», характерным для советской эпохи.
По мнению члена партии «Сила народа» Зураба Кадагидзе, Георгий Гахария превзошел Саакашвили по масштабам государственной измены и теперь пытается создать картину, как будто он требовал приостановления визовой либерализации ЕС только для членов правительства, а не для грузинского народа.
«Он будет стоять на границе с ЕС и указывать пальцем полиции, кого впустить , а кого нет… Этот, разменная монета Ники Мелия, превзошел Саакашвили по масштабам государственной измены», — сказал Зураб Кадагидзе.
Лидеры «Силы народа » призывают оппозицию научиться признавать поражение, чтобы в ближайшее время не потерять голоса своих избирателей.
Один из лидеров «Грузинской мечты», вице-спикер парламента 10-го созыва Георгий Вольский говорит, что партии, которые лидируют на оппозиционном фланге, не являются оппозицией — в классическом смысле этого слова, эти 4 партии являются группой вредителей и объединением, сплоченным против Грузии.
«Их задача — каким-то образом создать такую степень конфронтации, которая приведет к кровопролитию. Это один из многих предательских шагов, которые они постоянно и интенсивно используют против страны“, — отметил Георгий Вольский.
В правящей партии считают, что грузинское общество мудро и заслуженно не доверяет сегодняшней оппозиции. По их мнению, мобилизовать людей вокруг лжи невозможно, и оппозиция и ее западные хозяева должны это понимать.
По оценке члена общественного движения «Единая нейтральная Грузия» Левана Николеишвили, слова верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля выеденного яйца не стоят после того, как он поставил знак равенства между легитимностью выборов и отзывом законов о прозрачности, семейных ценностях и о защите несовершеннолетних.
«Мы направим миссию в Грузию, обсудим нарушения, выборы должны быть расследованы, — заявил Боррель. На основании каких доказательств можно говорить о нарушении выборов, или кто назначил его нашим судьей?! Если кто-то и дискредитирует европейские ценности, то это Жозеп Боррель», — заявил Леван Николеишвили.
Правозащитник Нана Какабадзе заявила Dalma News, что письмо радикальной оппозиции является еще одним доказательством того, что эти люди работают во вред Грузии. По ее словам, приостановление визовой либерализации станет прямой местью грузинскому народу, который не поддержал интересы других стран в Грузии в ущерб самой стране.
«На этих выборах оппозиция набрала почти 600 тысяч голосов, но и 600 человек не смогла вывести на улицы. Если бы люди думали, что у них отобрали выборы, мы бы увидели массовые выступления на улицах на следующий день. И Европейскому парламенту, и Соединенным Штатам нужна была серьезная сила в Грузии. Их агенты показали, что не могут ни победить на выборах, ни управлять уличными процессами после выборов. Иностранцы также видят, что лидеры радикальной оппозиции не пользуются авторитетом в Грузии“, — заявила Нана Какабадзе.
Согласно ей, если бы не эти два закона, которые вызывают дискомфорт на Западе, результаты выборов 26 октября не были бы оспорены.
«На этих выборах не было нарушено никакой тайности. Тайность относится к процессу голосования, а не к процессу, предшествующему или следующему за ним. Чтобы проголосовать, человек находится в кабинке один и голосует за желаемую партию. Если эти два закона будут отменены, если в Грузии будет разрешена пропаганда ЛГБТ и отменена прозрачность, то даже если эти выборы действительно были бы сфальсифицированы, «Грузинскую мечту» признали бы без каких-либо проблем. Именно это и происходило во время Саакашвили. Мы нашли выброшенные бюллетени в мусорных баках, но Запад одобрял демократию Саакашвили», — заявила Нана Какабадзе.
По мнению аналитика Заала Анджапаридзе, в случае политического кризиса «Грузинская мечта» может использовать эти законы для торгов с Западом и налаживания с ним отношений в обмен на небольшие уступки, чтобы добиться признания выборов. Эскперт считает, что заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе о том, что наши законы не соответствуют европейским ценностям, воспринимается как намек европейским политикам на то, что «мы можем обсудить эти вопросы».
«Они-то говорят, что мы ни в коем случае не будем отзывать законы, которых требует Запад, но если мы посмотрим на 12-летнее правление «Грузинской мечты», то эта политическая сила отличается тем, что при определенных обстоятельствах она может идти на компромисс, отступать, даже принимать вредные для нее решения, чтобы получить больше преимуществ с политической точки зрения», — сказал Заал Анджапаридзе.
«Закон о защите семейных ценностей и запрете пропаганды ЛГБТ» стал решающим фактором, который принес «Грузинской мечте» голоса консервативной части населения на этих выборах. Отвечая на вопрос Dalma News, будет ли обманом избирателей торговля с Западом по этой теме, Заал Анджапаридзе заявил, что такая угроза существует.
«Eсли «Грузинская мечта» пойдет на эту уступку Западу, то эта часть избирателей может почувствовать себя обманутой и оскорбленной. Однако он считает, что для большинства избирателей закон о запрете пропаганды ЛГБТ не был ведущим компонентом, из-за которого большинство поддержало «Грузинскую мечту», — добавил он.
По его мнению, большинство избирателей поддержали правящую партию по двум основным причинам: тема войны или мира и обещание осудить «Национальное движение» сработали очень хорошо .
«Закон, запрещающий пропаганду ЛГБТ, в определенной мере был стимулятором, но не ведущим», — сказал Заал Анджапаридзе.
По его мнению, если БДИПЧ ОБСЕ сделает заключение, что выборы 26 октября отразили волю грузинских избирателей в целом, оппозиция будет маргинализирована не только во внутренней политике, но и в глазах своих европейских сторонников.
«Если у вас нет трибуны в парламенте и вы надеетесь на уличные митинги, на которых вы собираете все меньше и меньше сторонников, это прямой путь к постепенному исчезновению с политического поля», — заключил Анджапаридзе.
Шорена Карчава