2024 год в Грузии – год парламентских выборов, из-за чего на оппозиционном фланге разразился большой ажиотаж. Там до сих пор так и не определились, как они будут представлены на октябрьских выборах, самостоятельно или в едином списке с финансово сильными партиями?

Несмотря на то, что в последнее время в адрес правящей партии «Грузинская мечта» усилились критика и политическое давление со стороны Запада, это также не создает выгодной ситуации для оппозиции. Критически относящиеся к «Мечте» избиратели все еще находятся в режиме размышлений — в чью копилку пойдут их голоса? Претензии к правительству автоматически не подразумевают безоговорочного признания оппозиционных партий, особенно когда главной движущей силой оппозиционного крыла остается «Единое национальное движение».

Объединение с Национальным движением с его подпорченным имиджем само по себе наносит ущерб другим политическим партиям, но роскошь выбора есть не у всех. В то время как даже бывшие националы (Ника Мелия и Ника Гварамия) сегодня заявляют, что они являются независимыми политическими субъектами и не имеют ничего общего с «Национальным движением», некоторые противники «Мечты» надеются снова попасть в парламент через партию заключенного экс-президента Михаила Саакашвили.

У оппозиции есть чуть больше месяца, чтобы окончательно определиться, что они собираются делать и как выступят на выборах 2024 года. Партия Хазарадзе «Лело» и партия Гахарии «За Грузию» думают об объединении. На консервативном фланге «Альянс патриотов» и «Альт-инфо» собираются бороться вместе, и в их лице у «Грузинской мечты» появится реальный конкурент. «Сила народа» ведь для того и была создана, чтобы удерживать консервативно настроенных избирателей в своей орбите? Что из этого выйдет, увидим после выборов, а пока…

24 июня «Единое национальное движение» и еще пять оппозиционных партий (партии «Гирчи — больше свободы», «Новая», «Лело», «Дроа», «Стратегия Агмашенебели») подписали совместную «Декларацию единства», котрая подразумевает единство как до, так и после парламентских выборов. Примечательно, что подписание состоялось в Брюсселе.

По мнению подписантов, правящая «Грузинская мечта» намеренно препятствует стремлению Грузии вступить в ЕС и НАТО, поэтому они объединяются вокруг целей «Грузинской хартии», представленной президентом Саломе Зурабишвили. Они также отмечают, что возможность присоединиться к декларации будет предоставлена и другим оппозиционным партиям, если они пожелают.

На этот факт откликнулись в «Грузинской мечте». По их словам, подписание оппозицией декларации в Брюсселе является еще одной демонстрацией того, что они не выражают интересы грузинской нации и что они от начала и до конца зависят от иностранных государств.

Интересно и то, чтп к декларации о единстве оппозиции не присоединилась партия «Европейская Грузия» (эта партия также возникла из недр «ЕНД»), лидеры которой назвали 4 причины: первая — единый список «Национального движения». Как они объясняют, проблемой для них является модель управления, основанная на культе личности, которую внедряет «ЕНД». За эти годы в ЕНД выделился ряд теневых правителей: гражданин Украины, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который дает указания партии из тюрьмы, и объединение Мерабишвили-Кезерашвили, которые являются финансовым хребтом партии. Похоже, что для лидера партии Гиги Бокерия и его товарищей по команде эта картина антидемократична.

Гига Бокерия

«Смешение других оппозиционных сил с такими силами только вредит грузинской демократии и разочаровывает избирателей», — говорится в заявлении «Европейской Грузии».

Вторым аргументом партия назвала необходимость наличия нескольких политических центров притяжения для мобилизации голосов избирателей. По их мнению, двухпартийную систему необходимо нейтрализовать. В связи с этим партия готова начать консультации по объединению с несколькими партиями.

Четвертая причина — необходимость наличия пространства для дебатов между партиями, чтобы информировать избирателей и иметь возможность критиковать «Национальное движение» за действия, которые подрывают победу оппозиции.

«В преддверии президентских выборов 2018 года «Национальное движение» нарушило соглашение о декларациии оппозиции. Тогда планировалось выдвинуть единого кандидата, но из-за разногласий по кандидатуре «единство» было распущено. «Национальное движение» выдвинуло кандидатом в президенты Григола Вашадзе, а «Европейская Грузия» — Давида Бакрадзе», — говорится в заявлении «Европейской Грузии».

Одним словом, у выдвижения единого списка оппозиции на парламентские выборы есть ряд противников. До выборов осталось 4 месяца.

Съезд Консервативного движения Грузии

Консервативный фланг, напротив, готовится к крупной победе. Несмотря на то, что публичный реестр увеличил срок рассмотрения жалобы относительно отмены регистрации партии «Консервативное движение/Альт-инфо» еще на 3 месяца, они все же нашли выход и будут участвовать в выборах в виде избирательного блока — вместе с партией «Альянс патриотов»! «Альянс патриотов» — парламентская партия и правительство не может запретить ее.

«Не было возможности восстановить партию как минимум в течение 3 месяцев, поэтому мы физически не смогли бы участвовать в выборах со своей партией. Это с первого дня было главной задачей “Грузинской мечты” — присвоение голосов консервативно настроенной части Грузии. Национальный фланг, тем не менее, нашел решение, и произошла большая консолидация. Именно это большое единство — первое условие для вывода нашей страны из тупика», — заявляют в Альт-инфо.

Рамаз Сакварелидзе

По мнению политолога Рамаза Сакварелидзе, сотрудничество в рядах оппозиция маловероятно. Партии, которые ожидают поддержки не от собственного населения, а из-за пределов страны, выглядят довольно слабыми, и их шансы на победу снижаются.

«Амбиции и политическое высокомерие — характерные черты наших политиков. Все хотят быть первыми, и кто что уступит? Тогда получается, что от партий нужно отказаться и составить общий список. И здесь все хотят попасть в топ-10 и топ-20. Поэтому я не ожидаю, что это будет перегруппировка. Я ожидаю, что многие не устоят перед соблазном «националов». Многие из них хотят скорее попасть в парламент, чем победить «Грузинскую мечту», — сказал Рамаз Сакварелидзе.

По его словам, у «Мечты» все еще есть шанс вернуться к власти в большинстве.

Леван Алапишвили

Аналитик Леван Алапишвили считает, что в Грузии до сих пор нет партийного законодательства, соответствующего демократическим стандартам, которое касается финансов, управления партийными структурами, и т. д. Партийная реальность Грузии все еще далека от демократии, что должно быть предметом особой заботы всех политических партий.

«Даже в этих условиях для меня будет важно и интересно не объединение без идеологической подоплеки, а объединение в первую очередь вокруг ценностей, иначе мы получим лишь механическое объединение левых и правых политических сил, что также вредно для демократии», — сказал Леван Алапишвили в интервью Dalma News.

По его словам, если процесс будет идти механически и избиратели не увидят объединения политических сил вокруг ценностей, то ничего не изменится даже после выборов 2024 года.

«Важно знать, на какие компромиссы пойдет коалиционное правительство, по каким вопросам они будут сотрудничать, в каких вопросах они не поступятся своими принципами», — сказал Алапишвили.

Что касается консервативного крыла, то, по мнению аналитика, правительство сделало все, чтобы «Консервативное движение» не было представлено на парламентских выборах 2024 года.

«Во время президентских выборов 2018 года в «Грузинской мечте» проявилось противостояние поколений. Команда Кобахидзе-Мдинарадзе отодвинула старых «мечтателей» и их сторонников на задний план. Сейчас задача «Мечты» — удержать консервативно настроенных избирателей на своей орбите и не дать их голосам уйти в копилку другой политической силы. «Альт-инфо» даже отменили регистрацию в ЦИК, это свидетельствует о том, что этот фланг важен для «Грузинской мечты». «Сила народа» была создана именно для этого», — говорит Леван Алапишвили.

По его словам, если «Альт-инфо» пройдет в парламент, их мандаты не попадут в копилку «Грузинской мечты». С другой стороны, цель «Мечты» — сохранить единоличное правление, а не делить власть с другими.

Политологи сходятся во мнении, что негативное отношение Запада к какому-либо одному игроку или критические решения не означают автоматически принятия решения или исхода, выгодного другой политической силе. Какими бы ни были оценки или критика правящей политической силы, это не улучшает положения других политических объединений.

Шорена Папашвили