В Тбилиси не прекращаются волнения, вызванные законопроектом «О прозрачности иностранного финансирования». За это время в парламенте уже состоялись вторые слушания по законопроекту. Парламентская оппозиция продолжает прибегать к деструкции и не участвует в рассмотрении законопроекта по существу.
Уже более двух недель на Центральном проспекте Тбилиси проходят акции протеста, организованные НПО и оппозицией, которые каждый раз выходят за рамки мирных демонстраций и перерастают в столкновения с правоохранительными органами. Основную часть участников акции составляет молодежь, в том числе представители молодежных организаций оппозиционных партий.
Накануне, 29 апреля, правящая партия «Грузинская мечта» провела контракцию, для участия в которой обеспечила доставку граждан из регионов страны. Накануне на проспекте Руставели, перед зданием парламента, была установлена сцена, которую попытались занять участники организованной НПО акции протеста. 28 апреля их акция традиционно переросла в противостояние с полицией, в результате чего правоохранители арестовали нескольких демонстрантов.
В тот же день, 29 апреля, параллельно акции «Грузинской мечты», названной всенародным собранием, в парке Ваке собрались противники «закона о прозрачности». Акция сторонников «Мечты» растянулась от площади Свободы до Филармонии. Количество людей было действительно впечатляющим, по разным подсчетам, в устроенной властями контракции участвовало до 200 000 человек.
На митинге поочередно выступали выступали. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе призвал Европейский союз проявить должное уважение к грузинскому обществу, восстановить справедливость и начать переговоры о вступлении Грузии в ЕС в этом году. В то же время Кобахидзе призвал всех заботиться о грузинском народе, а не о том, чтобы прятать черные деньги НПО, которые хотят развалить страну.
На митинге выступил бывший премьер-министр и председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили. Он начал свое выступление с разговора о верности христианским традициям и заявил, что верность традициям не означает отказа от прогресса, развития, обновления, но добавил, что зло часто приходит под именем обновления.
«Мы не хотим противостояния ни с кем, мы говорим простые вещи. Мы защищаем наши интересы, мы защищаем нашу страну, мы не служим ни Западу, ни Востоку, ни Северу, ни Югу, но мы служим Грузии», — заявил Гарибашвили.
Под конец трибуну занял учредитель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. Он представил план правящей партии на ближайшие 6 лет и пообещал, что к 2030 году Грузия станет членом Европейского союза.
«Нам по-прежнему приходится бороться за свободу и суверенитет, чтобы выполнить завет Ильи Чавчавадзе о том, что «мы должны принадлежать самим себе». Поэтому принципиально и самоотверженно, в буквальном смысле этого слова, я лично продолжу борьбу за полное восстановление суверенитета Грузии, нашей родины», — заявил почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили.
По его словам, псевдоэлита, воспитанная чужой страной, отличается несколькими основными качествами: «она не имеет родины, не любит ни свою страну, ни свой народ, потому что на самом деле не считает их своими». Согласно Иванишвили, сегодня радикальная оппозиция преждевременно растрачивает на улице энергию и финансы, которые должна была собрать для осеннего государственного переворота.
В своей речи Иванишвили сделал несколько основных акцентов, в том числе на том, что Грузией должно управлять правительство, избранное грузинским народом, а не назначенная извне сила, как это, по его словам, было в 2004-2012 годах, когда страной управлял назначенный извне Революционный комитет, иностранная агентура.
«Иностранцами сегодня движет желание вернуть в Грузию бесчеловечную и садистскую диктатуру тех же лиц. Садизм режима также пользовался полной поддержкой «НПО». Финансирование «НПО», которое часто поступает из-за рубежа и которое считается помощью, на самом деле почти полностью используется для укрепления агентуры и приведения ее к власти. Соответственно, эти средства не имеют ничего общего с оказанием помощи, а наоборот, их единственная цель — лишить Грузию государственного суверенитета», — заявил Иванишвили.
В своем выступлении Бидзина Иванишвили также рассказал о ситуации в грузинском суде и отметил, что Запад по-прежнему требует от грузинских властей так называемого веттинга, или введения иностранного правления, которое должно проводить репрессии и укомплектовывать судебную систему агентами.
Следует отметить, что законопроект, за которым последовал искренний протест части молодежи, касается только прозрачности финансирования неправительственных организаций и средств массовой информации, 20% доходов которых поступает из-за рубежа. Закон не распространяется на ученых, студентов, иммигрантов, спортивные федерации, индивидуальных предпринимателей, коммерческие юридические лица и ни на одно физическое лицо.
За пространной речью Бидзины Иванишвили на всенародном собрании общественности последовали оценки аналитиков. По словам политолога Ираклия Гогавы, он до сих пор подозревал, что Бидзина Иванишвили служит метрополии, но в результате его выступления на митинге 29 апреля убедился, что он задумал грузинское дело.
«Главное в большой политике — выбрать подходящее время для принятия решений и решать вопросы, когда они назрели, а ситуация в мире благоприятна, чтобы не подвергать страну, людей и себя неоправданному риску», — заявляет Гогава.
По его оценке, на митинге 29 апреля Иванишвили объявил о начале «суверенного грузинского проекта», следовательно, следует ожидать нового экономического проекта, меритократии, глубокой реформы системы образования, возвращения культурной сферы в грузинское пространство, жесткого контроля и реформы системы здравоохранения и фармацевтики, очищения государственных органов от агентов и многих других шагов.
«Он уже официально заявил о неповиновении метрополии. Ожидается контратака, но мы будем действовать сообща. Как сказал национальный герой Мераб Костава, «Если вы перестанете бороться за свободу в независимой стране, вы и страна потеряете эту свободу», — заявил Ираклий Гогава.
Психолог и политолог Рамаз Сакварелидзе говорит, что главным посланием «Грузинской мечты» на митинге 29 апреля было «достойно идти к Европе». По его мнению, «Закон о прозрачности», который не представляет собой ничего особенного, выполняет функцию красной тряпки, которую «Мечта» развернула перед радикальной оппозицией. Этот законопроект служит главной цели — чтобы оппозиция до осенних выборов, на уличных акциях растратила свои финансовые ресурсы и всю свою энергию, предназначенные для государственного переворота.
«Когда политическая партия выходит на улицы, ее политическая задача — продемонстрировать силу. Эту ответную силу «Грузинская мечта» продемонстрировала оппозиции 29 апреля. Отмены этого закона больше не ожидается, пчто касается того, что выиграет оппозиция на событиях, связанных с этим законом, это зависит от нее“, — заявил Сакварелидзе в интервью Dalma News.
По мнению политолога, многотысячным митингом 29 апреля «Грузинская мечта» продемонстрировала силу оппозиции, Западу и собственным избирателям. Этот митинг был предупреждением для иностранной аудитории о том, что если они собираются совершить в Грузии государственный переворот, то это будет нелегко, потому что у правящей силы есть поддержка в стране.
«Оппозиция исходит из того, что Европа угрожает закрыть дверь, если мы примем этот закон, но такие же угрозы звучали, когда нам не предоставили статус кандидата. Прошло время, и Франция и Германия обнаружили, что транзит в Европу будет проходить через Грузию, и Германия начала совершенно недвусмысленно говорить о том, что Европа должна продолжиться до Тбилиси. После этого нам был присвоен статус кандидата. Согласно той же логике, вполне вероятно, что к 2030 году Европа сама будет более внимательно относиться к своим планам, и появится шанс, что Европа откроет двери Грузии уже из-за своих интересов“, — заявил Рамаз Сакварелидзе.
По его словам, сколько бы Грузия ни умоляла, если Европа этого не хочет, она не откроет дверь, так Грузия умоляла Европу о покровительстве с 17 века, но командировка Сулхан-Саба Орбелиани во Францию не принесла результатов, потому что у Европы не было политического интереса к Грузии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что геополитическая ситуация изменилась и Грузия нужна Евросоюзу.
Георгий Картвели