Миссия наблюдателей Европейского союза, призванная мониторить армяно-азербайджанскую границу в ближайшие два года, может стать серьезным возбудителем противоречий с Россией в регионе Закавказья. Опасения по поводу того, что Армения может стать одной из площадок конкуренции между Западом и Россией, стали более очевидны после резкой реакции Москвы на решение Брюсселя направить в регион долгосрочную миссию из 100 экспертов. С точки зрения России, представители ЕС могут «лишь привнести в регион геополитическое противостояние и обострить существующие противоречия».
Совет министров иностранных дел Европейского союза 23 января согласился создать гражданскую миссию ЕС в Армении на два года в рамках Общей политики безопасности и обороны, что является более масштабной версией предыдущей краткосрочной миссии, завершившей свою работу 19 декабря. Цель миссии, как сообщает официальный Брюссель, способствовать стабильности в приграничных районах Армении, укреплять доверие на местах и обеспечивать условия, способствующие усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.
Армения практически сразу же приветствовала инициативу ЕС направить в регион долгосрочную миссию, рассматривая ее в качестве фактора сдерживания эскалации на границе. При этом в Ереване признают, что если даже европейские гражданские специалисты не могут полностью обезопасить Армению, но хотя бы как третья сторона станут фиксировать провокации, если они будут иметь место.
«Наблюдательская миссия ЕС будет гражданской, соответственно не будет иметь возможность вмешаться в ситуацию в случае обострения. Однако, находясь на местах, наблюдатели будут регистрировать случаи нарушения режима прекращения огня и информировать о ситуации ЕС», — заявил депутат от правящей фракции «Гражданский договор» Саркис Ханданян.
Между тем пока ЕС дорабатывает детали относительно размещения свой долгосрочной миссии в Армении с амбициозной задачей «способствующие усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном», Москва и Баку, которые способны, что называется, на земле влиять на ситуацию, мягко говоря не радужно восприняли европейскую инициативу. Официальный Баку, который помимо прочего уже 50 дней блокирует Лачинский коридор – единственную дорогу, связывающую окруженного со всех сторон азербайджанскими ВС нагорный Карабах с Арменией, назвал решение ЕС направить миссию «весьма неприятным фактом».
Москва неоднократно называла европейскую инициативу «контрпродуктивной». Кульминационной точкой в выражении позиции России стало заявление МИД России, в котором говорилось, что представители ЕС могут «лишь привнести в регион геополитическое противостояние и обострить существующие противоречия», на поведение которых будут реагировать несущие на армянских рубежах службу российские пограничники «с учетом ситуации на земле».
Москва также фиксирует, что Ереван «не доведя до логического конца работу по направлению миссии ОДКБ, предпочел сделать выбор в пользу ЕС». На что в Ереване отвечают своим набором аргументов. Первым и самым главным из них, по мнению Еревана, является не желание союзников по линии ОДКБ и главного союзника России предпринять конкретные меры по деоккупации территорий Армении и осуждать вторжения азербайджанских ВС на свою территорию, которые имели место в 2021 и 2022 гг.
«Когда система безопасности не срабатывает, необходимо «дипломатизация» этой безопасности, чем мы сейчас занимаемся. Это не смена геополитического вектора, а желанием в существующих условиях, как-то сдерживать амбиции противника», — убеждает Эдмон Марукян, посол по особым поручениям, соратник премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Все же предпринятые Ереваном действия, особенно после осени прошлого года, свидетельствуют о некой тенденции по дистанцированию от России. После осторожной реакции ОДКБ и Москвы в ответ запрос Армении о военной помощи для противостояния Азербайджану во время крупнейшей с момента окончания войны 2020 года эскалации на границе 13-14 сентября 2022 года, Ереван при посредничестве Европейского союза и Франции договорился с Баку об обоюдном признании территориальной целостности. Так Армения фактически согласились на урегулирование карабахской проблемы по азербайджанской формуле, таргетируя лишь вопросы, касающиеся обеспечения прав и безопасности армян НКР.
Более того после сентябрьских боевых действий на армяно-азербайджанской границе, ЕС направил небольшую группу наблюдателей, которые в течение двух месяцев мониторили обстановку на линии фронта со стороны Армении.
Спустя некоторое время Ереван выступил с двумя демаршами против ОДКБ. В конце прошлого года по итогам заседании совета коллективной безопасности ОДКБ армянский премьер Никол Пашинян не стала подписывать итоговую декларацию саммита ОДКБ, а также проект решения о помощи Еревану в связи с конфликтом с Азербайджаном. Уже в начале 2023 года в ходе трехчасовой пресс-конференции премьер-министр Пашинян отказался проводить учения ОДКБ на территории Армении, о которых ранее анонсировало Минобороны России. Свое решение он объяснил тем, что турецко-азербайджанский тандем может счесть учения угрозой, что «в условиях молчания России» скажется на безопасности Армении.
Вишенкой на торте стало решение Европейского союза направить уже долгосрочную миссию для мониторинга армяно-азербайджанской границы со стороны Армении. В страну, которая является стратегическим союзником России, там же размешены 102-я российская военная база и российские пограничники для охраны ее границы с Турцией. А после войны 2020 года, российские военные стали патрулировать и границу Армении с Азербайджаном.
«Если со стороны смотреть на решения и действия Армении может складываться впечатление, что Армения идет по пути смены союзника, как заявлкяют некоторые политики и эксперты в России. Однако на самом деле ничего подобного нет. Мотивы решений Армении зарыты в сентябрьских событиях прошлого года, когда существующая система безопасности не сработала», — уверял в беседе с Dalma News высокопоставленный источник в правительстве Армении.
Для Еревана особым потрясением прошлого года стало сентябрьское военное обострение на границе с Азербайджаном, признает Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика». По его словам, крайне осторожная позиция Москвы и наступательный порыв Баку – «вот те ингредиенты, в которых сварился запрос на дополнительные гарантии безопасности».
С его точки зрения, направление «миссионеров» в Армению не означает ни выхода страны из ОДКБ, ни из Евразийского экономического союза, ни резких поворотов во внешней политике Еревана. «Российские миротворцы находятся в Карабахе, а 102-я военная база остается в Гюмри. И лучший рецепт против активности Вашингтона и Брюсселя, чтобы они работали эффективно», пишет политолог Сергей Маркедонов в своем Telegram-канале.
Тем не менее остается открытым вопрос – как именно будет действовать миссия – если она столкнется с проблемами, связанными с работой с азербайджанской стороной и Россией, миротворческие войска которой с 2020 года размещены в Нагорном Карабахе, и она имеет военную базу и пограничников на армянской стороне.
В Армении надеются, что особых проблем трансграничное развертывание европейской миссии не должно создать для российских военных.
«Опыт работы предыдущей миссии ЕС в Армении показал, что совмещать работу европейской миссии и российских военных в Армении можно», — недавно заявил Эдмон Марукян.
Оппозиция же опасается переноса геологической конкуренции между Россией и Западом, который день за днем обостряется, на территорию Армении, предупреждая, что это может сыграть злую шутку с армянской государственностью.
«Больше всего меня беспокоит то, чтобы размещение наблюдателей ЕС не стало поворотной точкой для переноса геополитического соперничестве между Россией и Западом в наш регион, на территорию Армении. Этого Ереван должен не допускать любыми способами», — заявил в беседе с Dalma News Тигран Абраамян, депутат парламента Армении от фракции оппозиционного блока «Честь имею».
Айк Григорян