На днях стало известно о возможном скором увеличении тарифа на очередную коммунальную услугу. Ранее Комиссия по регулированию общественных услуг уже заявила о перекрое тарифа на воду – с 1 января за этот ресурс придется платить 200,47 драмов за куб. вместо прежних 180 драмов за куб. На сей же раз глава КРОУ Гарегин Баграмян заявил о вероятности подорожания электроэнергии. По его словам, ценовая надбавка на свет, если и случится, то не ранее 1 февраля 2022 года. Однако утешение для большинства потребителей это, увы, слабое.
При принятии решений о пересмотре «коммунальных» тарифов, по словам председателя КРОУ, будут браться в учет разнообразные факторы. Но основные, со слов собеседника — непростая ситуация, сложившаяся вокруг 5-го блока Разданской ТЭС «Раздан-5», а также график выплат по кредитам, выделенным ранее для продления сроков эксплуатации Армянской АЭС в Мецаморе. «Мы каждый год получаем письма от компаний, видим, какие у них проблемы, какова финансовая ситуация. И на этом основании делаем выводы — достаточны ли действующие тарифы для обеспечения необходимых финансовых поступлений», – пояснил председатель КРОУ. Судя по всему, в «письмах» нынешнего года ситуация, обрисованная компаниями, весьма неважная, отсюда и грядущее поднятие «электрического тарифа». Что же такого происходит в энергосфере, что невозможно разрешить без столь болезненного для потребителя шага?
Эксперты сферы проливают свет на ситуацию. Так, руководитель офиса экономических исследований Бюро АРФ Дашнакцутюн Сурен Парсян, комментируя заявление главы КРОУ, в своем Facebook пишет: «Правовые основы вероятного с начала 2022-го года повышения тарифов на электроэнергию по сути были заложены еще 3 декабря 2013 года: тогда, когда было подписано соглашение между правительствами России и Армении «Об условиях купли-продажи акций и условиях дальнейшей деятельности ЗАО «Газпром Армения».
«Согласно соглашению, армянская сторона обязалась обеспечить полную реализацию электроэнергии, производимой 5-ым энергоблоком Разданской ТЭС. Однако с момента ввода в эксплуатацию, станция работала нерегулярно — в пределах примерно 30% от имеющихся мощностей, что и привело к ущербу», — отметил экономист.
В итоге по его словам, к сегодняшнему дню компания заручилась кредитом на сумму в порядка 100 млн. долларов. Вдобавок, на «Раздан-5» требуется капитальный ремонт газотурбинной установки. А это удовольствие не из дешевых – по оценкам энергетиков, ремонт обойдется примерно в 16-17 млн евро!
Что же стало причиной неэффективной работы крупнейшего генератора электроэнергии? По словам Парсяна, все дело в отсутствии рынка сбыта электричества, производимого данной ТЭС: «Согласно договоренности, достигнутой еще в 2013-м, основная часть электроэнергии, выдаваемой станцией, должна была экспортироваться в Иран. Экспорт должен был осуществляться по строящейся высоковольтной воздушной линии Иран-Армения. Но строительство данной линии до сих пор не завершено. То есть по сути и предыдущие, и действующее власти, провалив программу строительства высоковольтной линии Иран-Армения, способствовали предполагаемому росту цен на электроэнергию с 1 февраля 2022 года».
Того же мнения придерживается и специалист в энергетической сфере Ваге Давтян. На своей странице в соцсети он написал, что по факту причиной грядущего перекроя тарифа станет бессрочный простой 5-го энергоблока Разданской ТЭС (станция простаивает с апреля нынешнего года), но в действительности «прекращение работы 5-ого энергоблока Разданской ТЭС является не причиной проблемы, а следствием энергетического кризиса в стране».
«Провалив стратегию экспорта электроэнергии, в частности, строительство третьей воздушной линии электропередач Иран-Армения, правительство не оставило выбора владельцу крупнейшего энергетического объекта страны, который посчитал нецелесообразным его дальнейшую эксплуатацию и осуществление инвестиций», — отметил Давтян на своей странице в FB.
Что касается задолженностей по погашению кредита, привлеченного с целью модернизации ААЭС, то по словам специалиста, правительство нарушило график выплат, что опять-таки обусловлено неэффективным управлением энергетической системой республики.
Эксперты убеждены — ответственность за происходящее должна быть возложена на лица, по чьей вине сложилась нынешняя непростая ситуация. «Ответственные за сферу, в которой имело место перманентное неполноценное исполнение программ госбюджета по капитальному строительству, приведшее к катастрофическим последствиям, должны быть призваны к ответственности», — уверен Сурен Парсян. Но вот будут ли призваны, и если будут, то когда? Меж тем, подорожание уже стучится к нам в двери. И по факту получается, что за ошибки управленцев в самом прямом смысле будет расплачиваться население.
В какой мере чиновничьи огрехи лягут на наши плечи – то есть, какой окажется наценка на действующий тариф, чем в итоге будет обосновано решение о тарифном перекрое, и прочие нюансы, по словам Гарегина Баграмяна, станут известны уже в ближайшие дни. Но очевидно и сейчас: даже мизерная надбавка на действующие расценки (дневной тариф составляет порядка 45 драмов за кВт⋅ч, ночной – примерно 35 драмов за кВт⋅ч) ощутимо ударит по благосостоянию населения. Если же добавить, что одновременно с электричеством и водой может подорожать и газ – глава КРОУ уже заявил, что в зависимости от договоренностей вокруг 5-го энергоблока Разданской ТЭС, возможны обсуждения и по тарифу на голубое топливо, — то картина и вовсе складывается малоприглядная.
Правда, на первый взгляд рост тарифа на потребляемую воду кажется незначительным. Ну подумаешь, всего-то 20 драмов на кубометр, скажет обыватель. Однако, как отмечает руководитель ОО «Осведомленный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян, на самом деле это впечатление обманчиво – ведь в реальности наценка составит 11%, а это не так уж и мало. «Оценивать нужно не в цифрах, а в процентах», — резонно заявил Пипоян в интервью Sputnik Армения.
Специалист полагает, что если представители обеспеченной прослойки армянского общества и даже среднего класса не почувствуют тарифного роста, то соотечественники едва сводящие концы с концами, будут вынуждены экономить деньги на другом: «А это в свою очередь приведет к социальным последствиям».
Справедливости ради следует отметить: для социально необеспеченных семей водный тариф останется без изменений. Но беда в том, что под «необеспеченными семьями» как правило подразумеваются те, что набрали соответствующие «баллы» и включены в списки программ соцподдержки, типа «Парос». На деле же нуждающихся сограждан, не дотянувших по баллам до «Пароса», но экономящих, что называется и на спичках, гораздо больше.
Все бы ничего, если качество предоставляемых населению коммунальных услуг было бы на уровне, полагает Пипоян. Однако, та же вода подается с перебоями, что еще более усугубляет негатив от грядущего тарифного роста. То же самое касается и электроснабжения – в последнее время отключения (в лучшем случае на 1-2 часа) стали носить перманентный характер, напоминая ситуацию с веерными отключениями 90-х.
Можно ли было избежать роста цен на «коммуналку» в Армении?! Отдельные эксперты полагают, что вполне. Более того, экономист Татул Манасерян уверен: тарифы на электроэнергию, газ и воду в Армении могут быть легко снижены. В ходе недавней встречи с журналистами он сказал, что если «из тарифа исключить представительские расходы, убытки («левые продажи»), расходы любовниц чиновников и многое другое, то подобное вполне вероятно». Ну, а если совершенно серьезно, то Манасерян полагает, что тарифы можно скостить и на основании того, что компании, предоставляющие услуги, нередко нарушают взятые на себя обязательства: «Уже несколько лет говорю: потребуйте документ о ценообразовании».
Вообще, по оценке экономиста, Армения обладает потенциалом полной самообеспеченности по 7 товарам первой необходимости из 10. А не происходит этого по той причине, что власти — причем во все времена, — играют в некие игры, ссылаясь на мировые процессы. Манасерян считает: в основе всех бед армянского народа лежит болезнь, которая называется стремлением любой ценой обеспечить собственное благосостояние.
Так-то оно так, но ведь и общество по большому счету не особо реагирует на происходящее. Многие из соотечественников предпочитают молча сносить ценовой перекрой – сначала продовольственный, а теперь и тарифный. Что же с нами происходит?
Ситуацию с нынешней инертностью населения в беседе с корреспондентом Aysor.am емко и точно прокомментировал экономист Грант Микаелян: «Что касается отношения граждан к повсеместному подорожанию товаров и услуг, то отмечу: то, что многими раньше считалось неприемлемым, сейчас так не воспринимается. Потому что медиакартина, пропагандистское поле изменились, и люди терпят все это. Да, есть недовольство, но на многих наложено табу не выражать недовольство деятельностью правительства…».
Что ж, судя по всему, в следующем году всем нам придется потуже затянуть пояса. Главное в какой-то момент не «задохнуться»…
Ирина Григорян