Личный представитель председателя Европейского совета Кристиан Даниэльсон, наверное, никогда не забудет испытанного в Грузии «фиаско», когда его авторитета и усилий оказалось недостаточно для того, чтобы грузинские политики прекратили по-козьи упрямое противостояние и окончательно завершили свой 5-месячный политический демарш.
Кристиан Даниэльсон, который приехал в Тбилиси для «примирения грузин», 19 марта вернулся назад с пустыми руками. В течение всего этого времени он встречался то с оппозицией, то с властями страны. И наконец, 18 марта к 3 часам дня собрал всех за одним столом. Встреча продолжалась до поздней ночи, но соглашения они никак и не достигли. Хотя Даниэльсон и уверяет, что на некоторых участках все же удалось добиться значительного прогресса, в основном с планом, оставленным председателем ЕС Шарлем Мишелем, но в преодолении кризиса было мало успеха и еще меньше продвижения вперед.
После проводов Даниэльсона оппозиция вернулась на исходную точку. 20 марта провела акцию у здания парламента и сообщила народу свой план действий. А состоит план в том, что объединившаяся вокруг партии Саакашвили оппозиция по-прежнему осталась в сфере влияния «главной силы» — «Единого национального движения» (ЕНД) и действует по ее же плану. Оппозиция опять возвращается к предвыборной кампании – так назвал новую стратегию оппозиции один из ее лидеров, бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава. А председатель партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе заявила, что не смирится с превращением страны в огород миллиардера Бидзины Иванишвили (основателя и бывшего председателя правящей «Грузинской мечты» — ред.), или что-то в этом роде.
«Иванишвили решил превратить Грузию в собственный огород, а с нами поступать так, как поступают с овощами в огороде. Население Грузии должно выйти на улицу и громко сказать Иванишвили – Грузия не твой огород! Громко сказать нашим западным партнерам, что да, мы хотим демократического государства европейского стиля, государства, где кресло президента, парламент, прокуратура, суд и государство не находятся в кармане одного человека», — заявила Бурджанадзе на акции.
С планом действий оппозиции участников акции и их сторонников ознакомила член ЕНД Тина Бокучава, по словам которой оппозиция переходит на совсем иной режим борьбы. Согласно ей, оппозиция пойдет в регионы, чтобы донести свой голос до каждого избирателя и выслушать их. Уже 15 мая она анонсировала проведение многотысячного митинга на проспекте Руставели в центре Тбилиси.
«Абсолютное большинство населения поддерживает нас и прекрасно понимает, что без устранения режима Иванишвили преодолеть политический кризис и экономическую нищету невозможно», — отметила она.
Она также призвала молодежь отложить в сторону симпатии или антипатии к какой-либо политической партии и присоединиться к оппозиции.
«Мои дорогие сограждане, особенно молодежь, некоторым нравится одна партия, некоторым другая, но мы должны договориться, что независимо от нашей партийной принадлежности мы любим нашу страну, Грузию, и сейчас Грузию действительно нужно спасти. Для спасения Грузии нужно объединиться. Для этого мы выезжаем в регионы», — заявила Тина Бокучава.
К участию в акции протеста оппозиции 15 мая из тюрьмы призвал население председатель ЕНД Ника Мелия, который выразил недовольство и тем, что на акцию 20 марта вышли очень мало лидеров оппозиции.
«Хорошее начало – залог хорошего конца, но, к сожалению, я не увидел на проспекте Руставели лидеров, первых лиц очень многих оппозиционных партий, и это обидно. Нет иного лучшего выхода, чем общество, которое возвысит голос и поможет нам, оппозиции, в процессе переговоров с международным сообществом, чтобы мы достигли желанного. Но думаю, что в этот конкретный день мая этого у нас не будет», — заявил он в первом телеинтервью телекомпании «Мтавари архи».
В правящей же партии заявляют, что ресурсы для переговоров не исчерпаны и компромиссные предложения, которые выдвинула «Грузинская мечта», все еще лежат на столе переговоров. Оппозиция может в любой момент принять решение и согласиться с компромиссным вариантом «мечты».
«Очень жаль, что этот этап переговоров не закончился конкретным результатом. Нашей оппозиции, особенно ее радикальной части, то есть значительной части, не хватило смелости, чтобы сказать своим избирателям правду, что невозможно идти против государства и принципов справедливости», — заявил один из лидеров парламентского большинства Мамука Мдинарадзе.
Оппозиция, в свою очередь, своего требования о проведении досрочных выборов не меняет, да и от выведения обвиняемых в уголовных преступлениях Мелии и Руруа (учредителя ТВ «Пирвели» — ред.) из тюрьмы в статусе «политзаключенных» не отказывается. Хотя, вопрос в том, насколько стоит самому Мелии сидеть в тюрьме до 15 мая, пока оппозиция закончит анонсированные туры в регионы страны.
Эксперт Амиран Салуквадзе считает, что говорить с оппозицией, уподобившись сбежавшему с уроков школьнику, не имеет смысла, и советует правительству изменить стратегию действий, а вместо оппозиции начать диалог с населением.
По его словам, из 6 оппозиционных партий решения принимают только две – «Единое национальное движение» (ЕНД) и отколовшаяся от них ранее «Европейская Грузия». Соответственно, истекло время ожидания, что какая-то партия или отдельный член какой-либо партии примет решение и войдет в парламент. Единственным исключением можетт оказаться оппозиционная партия «Гирчи», но только без бывшего ее лидера Зураба Джапаридзе (после ухода из партии основал новую, нанвав ее «Гирчи — больше свободы» — ред.).
По мнению Амирана Салуквадзе, самостоятельных решений не посмеет принять и партия банкиров «Лело», чем докажет, что ни Запад, ни интересы страны, ни политика в общем для нее приоритетом не являются.
«Оппозиция должна предложить нам лучшую повестку дня. Нас не интересует ложная картина разрушенной Грузии и обещания, что они придут и отстроят все. Пусть говорят с нами о том, что и как они построят лучше этого правительства. В условиях пандемии и всемирного экономического кризиса эта напряженность создает угрозу стабильности страны. Оппозиция не понимает, что из парламента она будет создавать больше дискомфорта «Грузинской мечте». И для Запада она стала бы более приемлемой», — заявляет эксперт.
Экс-госминистр, эксперт Паата Закареишвили считает, что правительство Грузии, с большой вероятностью, было готово выпустить Нику Мелию из тюрьмы, но для этого оппозиция должна была войти в парламент (чтобы показать слабость оппозиции). Оппозиция же, наоборот, предпочитает, что сначала нужно выпустить Мелию, после чего они готовы были войти в парламент. Подтверждением тому, согласно ему, послужила готовность оппозиции принять идею плебисцита. Однако, в последний момент все опять изменилось. По мнению Закареишвили, плебисцит теоретически допускает тот вариант, что народ скажет – не хотим досрочных выборов.
«Разговоры о досрочных выборах – это уже сказки. Я уверен, что плебисцит выложил бы отрицательный ответ. Оппозиция искала повод, чтобы войти в парламент, но не проигравшей. После того, как Мелия вышел бы из тюрьмы», — заявил Dalma News Паата Закареишвили.
По его оценке, «Грузинская мечта» ничем не лучше оппозиции, но она обязана уступить, так как она является властью. Согласно ему, власти должны сделать перый шаг, если хотят вывести страну из кризиса. Хотя, с другой стороны, по словам Закареишвили, сегодня в стране не политический кризис, а кризис политической элиты.
«Грузинская мечта» сидит в парламенте одна, имеет легитимацию, контролирует суд, прокуратуру. Выигрывает выборы, строит дороги и готовится к местным выборам.
«Власть могла сказать Даниэльсону: давайте, подождем решения суда и потом поговорим. Одной ночью они осудили бы Мелию, а на второй день попросили бы президента помиловать его. Все было бы решено, и в Европе появилось бы государство, которое имеет закон, и по всем параметрам обошли бы оппозицию. Но правительство этого не сделало, и в Европе видят это. Они прекрасно знают, что у нас нет независимого суда, не только у нас, у очень многих стран. Грузия не хуже других, большинство стран живет так же, но они увидели, что правительство не пожелало использовать имеющиеся у него рычаги, чтобы выпустить Мелию из тюрьмы», — заявил Паата Закареишвили.
По его словам, уже 5 месяцев правительство борется с оппозицией, из-за чего очень многие важные вопросы отходят на задний план.
На вопрос Dalma News, чего можно ожидать после 15 мая, Паата Закареишвили ответил, что 15 мая оппозиция, возможно, сумеет собрать в Тбилиси многотысячный митинг, но это будет однодневная акция. По его словам, оппозиция опоздала. В октябре 2021 года пройдут выборы в органы местного самоуправления, а с мая народ уже поедет в села, где накопилось очень много работы. Так как к этому времени будут сняты введенные из-за пандемии ограничения, люди начнут «охотиться» на туристов, и никому не будет дела до митингов.
Вместо того, чтобы говорить о местных выборах, о проблемах регионов, оппозиция в основном говорит о митингах. На акцию против строительства Намахвани ГЭС в Кутаиси вышли 50 000 человек, в то время как на митинги оппозиции народ не выходит. Дело тут не в том, что население не волнуют проблемы внутри страны, а в том, что они утратили доверие к политикам.
Шорена Папашвили