Парламентарии Абхазии выступили с инициативой восстановления и полноценного задействования т.н. Абхазской железной дороги. С такой просьбой парламентский комитет по международным связям обратился к Государственной думе России, выразив готовность выполнения функции равноправного игрока в железнодорожной коммуникации между Россией и Арменией. Как заявлил председатель этого комитета Астамур Логуа, они следят за процессами, протекающими в регионе, в том числе и за событиями в Нагорном Карабахе, приветствуя разблокировку транспортного сообщения между Арменией и Азербайджаном.
Как видно, желание «разблокировки» Абхазской железной дороги со стороны сухумских политиков – это отголосок трехсторонней январской встречи в Москве, где первые лица Армении, Азербайджана и России договорились о создании рабочей группы по решению проблемы восстановления автомобильных и железнодорожных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Ясно, что это дорогое удовольствие — почти заново укладывать разобранную еще в 1990-е годы железнодорожную колею, но если вопрос все же сдвинется с мертвой точки, то Абхазия не желает оставаться в положении «вне игры», тем более, что в 2010-2011 годы Москва однажды уже профинансировала работы по восстановлению участка Абхазской железной дороги до Сухуми. Хотя, по мнению экспертов, эту сумму возложила на правительство Абхазии в виде кредита, несмотря на то, что ранее заявлялось о том, что деньги будут взяты в виде кредита в том случае, если откроется транзитное сообщение.
По мнению руководителя неправительственной организации «Центр по исследованию транспортных коридоров» Пааты Цагареишвили, открытие абхазского участка Грузинской железной дороги больше всего нужно населению самой Абхазии, если учесть тот факт, что на сегодняшний день это убыточная железная дорога и она тяжелым бременем давит на абхазскую экономику.
Согласно ему, меньше всего восстановление данной дороги входит в интересы Грузии. В то же время, эксперт не видит никакой проблемы в открытии этого участка железной дороги, в том случае, если этот проект станет политическим противовесом для Грузии. Это та тема переговоров, по которой диалог между Россией и Грузией возможен. Кроме того, он считает, что Грузия должна принять участие в восстановлении железной дороги, какие бы финансовые ресурсы для этого ни понадобились.
«Железная дорога нужна нам не только для экономической выгоды, но и для строительства домов для тамошнего населения и развития различных промышленных объектов. Поэтому нужно сделать шаги с далеко идущими целями. Если по Абхазской железной дороге будет передвигаться примерно 3 млн тонн грузов, то можно сказать, что этот участок без транзита прибыльным не будет, но не будет и убыточным. То есть будет работать на грани финансового равновесия. На сегодняшний день по ней перевозится примерно 1 млн тонн грузов, в основном для снабжения Абхазии стройматериалами и горючим», — заявил Паата Цагареишвили Dalma-News.
По его словам, второй после Абхазии, кому нужна эта дорога, является Россия, так как она развивает коридоры в направлении Индии, Ирана и Армении. Эксперт отмечает, что если будет восстановлена железная дорога через Грузию, то это будет самый быстрый и привлекательный коридор для перевозки грузов из Индии в Европу.
По словам Пааты Цагареишвили, третий, кому этот коридор нужен, — это Армения, так как она полностью зависит от Грузии. Порты Грузии для Армении дороги, а сухопутный переход через Верхний Ларс из-за сложных метеоусловий на 5 месяцев в году фактически закрывается.
«Грузы из Армении все равно проходят по нашим магистралям, и, если Абхазская железная дорога заработает, то мы от этого ничего не потеряем. Максимум – армянские грузы с морских портов переместятся на железную дорогу. Но в том случае, если в перспективе мы увидим, что из России через Центральную Азию могут пойти большие грузы, примерно 6 млн тонн, то в таких условиях интерес Грузии к открытию этого участка возрастет в разы. Но сегодня этих потоков пока не видно», — заявляет Паата Цагареишвили.
По его словам, потоки из Центральной Азии идут в Россию через Каспийское море, и трудно представить, чтобы эти грузы прошли через Грузию, и транспортная система страны получила дополнительные доходы.
На вопрос Dalma News, какие виды грузов могут пойти по этой дороге, Цагареишвили пояснил, что из России в Индию и Иран прежде всего пойдут древесина, пшеница и строительные материалы; из Индии поступят различные уже собранные установки; из Армении в Россию – виноматериалы и коньячные материалы, а также перспективным будет вывоз обработанных металлов; в Центральную Азию – перевозка химических грузов и нефтепродуктов; из Грузии в Россию – вино и цитрусы. Хотя все это – предмет более подробных исследований.
По его словам, для привлечения грузопотоков в Грузию гораздо важнее развитие Черноморских портов, чем восстановление Абхазской железной дороги. Эксперт подчеркивает, что необходима синхронная работа с азербайджанскими портами и повышение скоростей для того, чтобы грузинские порты были максимально загружены.
«Сегодня центр тяжести переместился в Азербайджан. Он вложил больше суммы в инфраструктуру и развил ее. Грузопоток идет в Азербайджан, затем или через Каспийское море, или по суше направляется в Россию, или же идет в Иран. Недостаток инвестиций обусловил то, что транспортный сектор Грузии, инфраструктура портов, пропускная способность железной дороги стали низкими, скорость движения грузов, защищенность отстают от той реальности, которой требуют имеют современные перевозчики», — заявляет Цагареишвили.
По его информации, Грузинская железная дорога последние 5 лет перевозит от 10 до 15 млн тонн грузов — это стабильные цифры, которые не растут и не сокращаются. В то же время, порт Поти не может переработать больше 6-7 млн тонн грузов в год.
Профессор Владимер Папава вспоминает 2013 год, когда с инициативой открытия этой дороги выступил тогдашний премьер-министр Бидзина Иванишвили. Тогда Сухуми оказал сильное противодействие этой инициативе Тбилиси. Очень негативной была и реакция со стороны Баку. Сегодня же сам Сухуми выдвигает это предложение, хотя и без диалога с Тбилиси.
Говоря об экономической пользе для Грузии, Ладо Папава поясняет, что никакое железнодорожное сообщение не требуется для перевозки тех грузов, которые сегодня движутся между Грузией, Россией и Арменией, тем более, что это может стоить обострения отношений с Азербайджаном.
«Как экономист я могу сказать, что эта железная дорога никакой экономической выгоды Грузии принести не может. В то же время, здесь есть политический аспект. Если дорога будет открыта взамен на что-то, а у нас много спорных вопросов с Россией, то этот вопрос следует изучить. В противном случае, такой необходимости я не вижу. Речь идет о связи между Россией и Арменией, а о том, что посередине Грузия, никто не говорит. Как будто Россия через Абхазию напрямую граничит с Арменией, а остальная Грузия тут ни при чем», — заявил Dalma News профессор Ладо Папава.
По его оценке, позиция Сухуми с политической точки зрения некорректна и оскорбительна, а такая постановка вопроса изначально неправильна.
Железная дорога – это прежде всего экономический проект, хотя одновременно может стать перекрестком интересов нескольких политических игроков.
«В этом случае размер суммы принципиального значения не имеет, важно то, для чего это делается. Необходимо учитывать многофакторную комбинацию. Дело в том, что эта железная дорога свяжет Россию с Ираном. Наш стратегический партнер США, у которого с Ираном натянутые отношения. Интересно, какой будет позиция США в этом случае. Допустят ли, чтобы открылась новая связь между Россией и Ираном через Грузию? Также следует учесть, что мы не сможем принять никакого решения без консультаций с Баку», — заявляет Ладо Папава.
Идея восстановления автомобильных и железнодорожных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией, которая, по официальной версии, должна стать гарантом мира и безопасности в регионе, Армению не окрылила. Для нее, с человеческой точки зрения, невообразимо, чтобы армянский водитель в течение нескольких часов передвигался на автомобиле с грузом по территории Азербайджана. Соответственно, остается интерес в сторону Абхазской железной дороги.
Шорена Папашвили