Уже на протяжении многих лет из Армении в Китай уезжают молодые специалисты английского и русского языков, чтобы преподавать китайским детям. Однако не все уезжающие по контракту в Поднебесную владеют этими языками в совершенстве или на уровне преподавания, но самих китайцев это не особо смущает.
Привлечь в Китай преподавать английский язык носителей этого языка нелегкое дело: во-первых, мало найдется американцев или канадцев, которые поедут на заработки за семь морей, да к тому же китайской стороне это и не выгодно – рабочая сила больно уж дорогой выходит. Другое дело граждане из стран Восточной Европы или постсоветского пространства, для которых $1500-2000 в месяц довольно приличный заработок. А для агентов, которые занимаются привлечением рабочей силы на конкретное место, не особо важно, знает ли — без пяти минут преподаватель английского языка — этот язык в совершенстве. Так и получилось, что сегодня в разных городах Китая, в школах или дошкольных образовательных учреждениях работает много армян.
25-летняя Лиана уехала в Китай относительно недавно, но уже преподает в местной школе одного из городов северной провинции Гирин. О наборе преподавателей английского узнала случайно, наткнувшись в социальной сети на рекламу, а потом оказалось, что из ее знакомых многие работали или сейчас работают в Китае. Одним из главных требований китайского агента по найму является обязательное условие окончания вуза минимум два года назад — в этом случае получить рабочую визу гораздо легче, чем тем, кто окончил высшее учебное заведение в этом году или год назад. Если же попробовать уехать в Китай по туристической визе и устроиться на работу, то велика вероятность того, что в один прекрасный день вас просто депортируют, так как иностранцы-работники часто подвергаются проверке со стороны соответствующих служб. Так что рисковать, говорит наша собеседница, точно не стоит:
«В моем городе сейчас по той же программе работает более 30 армян. Он находится на севере Китая, и из-за климата сюда немногие иностранцы соглашаются приезжать, но я знаю, что есть города, где число именно армян-преподавателей больше 50-и»,- в беседе с Dalma News рассказала Лиана.
И хотя все работники обязательно официально оформлены в учебных заведениях, однако не во всех городах их готовы оформлять именно как учителей. По большей части иностранцев оформляют как менеджеров, администраторов, ассистентов учителя и др., и, по словам нашей собеседницы, многие долгие годы так и работают. В каждой провинции свои правила, но, например, в глухих местностях, куда даже за большую зарплату специалисты по языкам не соглашаются ехать, работодатели легально оформляют иностранцев как учителей.
Кстати, армян, которые уезжают в Китай по контракту на год, но остаются там на три-четыре года, становится все больше. Лиана объясняет это тем, что после годового контракта условия меняются в лучшую сторону – если на старте ты получаешь $1500-1800 в месяц, то через год заработок увеличивается и может достигать $2000 и даже больше в месяц. Это притом, что китайская сторона обеспечивает работника жильем со всем необходимым (мебелью и техникой, также выделяет маленькую сумму на приобретение каких-то бытовых мелочей), страховкой от несчастных случаев, а также по завершении контракта оплачивает перелет домой. Кроме того, не все заведения, но конкретно та школа, где работает наша собеседница, предоставила ей также медицинскую страховку:
«Все зависит от контракта и того, где ты будешь преподавать – в детском саду, школе, центре по изучению языков или университете. Большинство выбирает центры по изучению языков, так как там зарплата более высокая, тогда как в школах или университетах зарплата меньше, так как загруженность меньше. В детсадах также зарплата значительно выше», — рассказала она.
Лиана признается, что число армян с каждым днем растет и на работу в Поднебесную умудряются устраиваться даже те, кто по своей специальности далек от изучения и тем более преподавания иностранного языка. Для китайских агентов по найму главное, чтобы потенциальный работник хоть на каком-то уровне знал язык и неважно, окончил он политехнический институт или машиностроительный. В Китае английский язык знают очень немногие и даже в пекинском аэропорту, где ей пришлось провести около 20 часов, чтобы улететь в конечный пункт, ей составило немало трудов объяснить, что она хочет купить воду. По словам Лианы, именно поэтому многим неспециалистам удается (пока) получать эту работу, так как зачастую родители детей сами не знают иностранного языка.
«Меня многие спрашивают, с какими сложностями я столкнулась в Китае, и, в первую очередь, это языковой барьер, так как здесь практически никто не владеет английским даже на минимальном уровне, а, сами понимаете, любому иностранцу очень трудно жить в таких условиях. Даже культурный шок от этой страны, которая, как я люблю говорить, хоть и находится на планете Земля, но в тоже время и вне ее, не столь меня напрягает, как то, что я зачастую не могу объяснить в магазине, кафе или на улице, чего хочу. Если к культурному различию и некоторым привычкам китайцев, которые вызывают оторопь и шок у европейцев, я была готова по рассказам своих знакомых, то мне пока еще трудно свыкнуться с тем, что даже в международном аэропорту или ресторанах обслуживающий персонал не знает английского языка»,- говорит она.
При этом китайцы очень дружелюбны и хорошо относятся к иностранцам, которые для них все на одно лицо, и зачастую родители даже не могут предположить, что их чаду английский язык преподает не англичанин или американец, а армянин! Кстати, во многих школах по контракту учителя-иностранцы не имеют права говорить родителям из какой страны они приехали, хотя, с другой стороны, это немного трудно представить в силу того, что общаться с преподавателями родители не могут из-за незнания языка. Также, по ее словам, город-многомиллионник, в котором она проведет ближайший год, очень безопасный город, где можно спокойно передвигаться даже ночью и который дает все необходимое для того, чтобы ты легко мог интегрироваться. Так что она не исключает, что если других проблем за этот год не возникнет и если работодатель это предложит, она продлит свой контракт еще на год (минимальный срок контракта один год):
«Мне все нравится здесь. Да, Китай страна, в которой очень трудно адаптироваться из-за огромных различий практически во всех сферах. Да, в течение первой недели я практически голодала, так как привыкнуть сразу к их еде невозможно — это не то, к чему мы привыкли в китайских ресторанах в европейских странах. Трудно было принять и некоторые их привычки, связанные с гигиеной. Но это страна возможностей, которая принимает тебя очень тепло и делает все, чтобы ты подольше тут остался»,- констатировала наша собеседница.
Лия Ходжоян