В центральном офисе правящей партии «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» в последние дни многолюдно. Лидер партии Бидзина Иванишвили в ежедневном режиме встречается с министрами, депутатами, членами партии. Параллельно на улице активизируются акции протеста оппозиции. Новизна есть и здесь: сценаристы акции вынесли на политическую авансцену новые атрибуты – железные бочки, дрова и огонь. Протестующие считают, что Бидзина Иванишвили обманул народ, когда пообещал провести парламентские выборы 2020 года по пропорциональной системе, а в действительности лишь «хотел выиграть время».
Насколько обоснованны эти подозрения и близки ли они к логике, на этот счет у экспертов имеется свое мнение. По их оценкам, это своего рода политический манёвр. С одной стороны, Бидзина Иванишвили, рейтинг которого после 2012 года катастрофически падает, хочет остаться гарантом грузинской демократии, с другой стороны, создается впечатление, что «Грузинская мечта» – единство принципиальных людей, а не нахлебников.
Обсуждение конституционных изменений в связи с переходом на пропорциональную избирательную систему безрезультатно проходило в парламенте Грузии в течение трех дней, с 12 по 14 ноября. Тогда были представлены два законопроекта: один был подготовлен правящей партией, другой – оппозицией.
Изменения, подготовленные большинством предусматривали проведение парламентских выборов 2020 года по пропорциональной системе. В частности, для установления количества полученных политической партией мандатов набранные ею голоса будут умножены на 150 и поделены на сумму голосов, набранных всеми партиями, участвующими в выборах. Согласно изменениям, выборы должны были пройти в условиях нулевого, так называемого естественного барьера.
Законопроект же, который подготовила оппозиция, предусматривал проведение парламентских выборов в условиях 3% барьера и объединения в избирательные блоки. Замысел правящей команды стал ясен в первые же дни обсуждения. Активизировались мажоритарии «Грузинской мечты» и оказали настоящее сопротивление, категорически потребовали сохранения мажоритарной системы, грозясь развалить парламентское большинство.
Не боялись они пристыдить своего лидера – Бидзину Иванишвили. Говорили, что у них есть вопросы в связи с конституционными изменениями, и даже в случае получения на них ответов могли не только покинуть большинство, но и отказаться от мандата депутата. С этой точки зрения впечатляющим было заявление мажоритарного депутата от Сигнахи-Дедоплисцкаро Ираклия Шиолашвили, который сообщил журналистам, что у него был очень напряженный разговор с председателем партии и что он пристыдил и даже обидел Бидзину Иванишвили.
«Встреча была достаточно тяжелой. Мы не смогли договориться, и я думаю, что обидел господина Бидзину. Не смог убедить его в точности своей позиции, так же как и он не смог убедить меня, почему я должен был поддержать этот законопроект. Господин Бидзина работает со всеми депутатами, которые состоят в наших рядах», — заявил Шиолашвили.
И все же, кто они, столь принципиальные люди, которым доверили роль героев?
Эксперт Гия Хухашвили считает, что это та категория депутатов, которые сидят в парламенте только для того, чтобы нажимать на кнопку. Большей частью же пропускают заседания.
«Определенная часть этих людей служила прежней власти и перекочевала оттуда. Вечнозеленые депутаты, еще начиная со времен Шеварднадзе. Потом они все спустили Саакашвили, а сейчас с гордыми лицами выступают в псевдопротивостоянии с Бидзиной», — заявляет Гия Хухашвили.
По его словам, протест части парламентского большинства против проекта перехода на пропорциональную избирательную систему – это сценарий Бидзины Иванишвили.
Представленный оппозицией законопроект забраковал исполнительный секретарь «Грузинской мечты», экс-председатель парламента Ираклий Кобахидзе и заявил, что практика фиктивных партий и избирательных блоков в грузинской политике должна закончиться. По его аргументации, избирательный блок мешает развитию партийной системы, ее институционализации.
Кобахидзе подчеркивает, что в развитой политической системе эксклюзивным субъектом политического процесса должны были быть политические партии, как это есть в развитых демократических странах Запада. То есть, согласно ему, конкуренция должна проходить между партиями, а не между избирательными блоками. Кроме того, институт блока – это финансирование и бесплатное эфирное время, что удачно используют фиктивные партии. В частности, по словам Кобахидзе, во время президентских выборов 2018 года 11 фиктивных партий получили примерно 10 миллионов лари, что, по его словам, является очень крупной суммой.
«Это уплаченные нашими налогоплательщиками 10 миллионов лари, которые в прошлом году были рассеяны в пользу фиктивных партий. К сожалению, об этом не говорят, но коллеги очень хорошо знают, что решение Конституционного суда ограничивает возможность изъятия из закона этого механизма манипуляций. То есть остается механизм финансирования», — заявил Кобахидзе на заседании парламента.
Параллельно падению рейтинга партии «Грузинская мечта» лидеры партии и их сторонники все резче видят опасность возвращения к власти националов. В парламенте открыто говорят о том, что в условиях поляризации избирателей не следует допускать поддержку таких законодательных изменений, которые для политической партии – опоры экс-президента Михаила Саакашвили сыграют роль «троянского коня».
Зугдидский мажоритарный депутат Мераб Кварая подозревает, что пропорциональная система выгодна именно националам и благодаря этой системе они большим составом попадут в парламент созыва 2020 года. По его словам, «Единое национальное движение» в нынешнем парламенте обладает 27 мандатами, и в условиях мажоритарных выборов не сможет получить даже половины этого количества. Но в случае, если система изменится, у него появится шанс сохранить это количество мандатов.
«Это тот самый вопрос, который тревожит избирателей «Грузинской мечты» в связи с данными изменениями. Не станет ли эта система для «Национального движения» своего рода троянским конем», — заявляет Мераб Кварая.
Как заявляет мажоритарный депутат Мераб Кварая, он не поддержал проведение парламентских выборов 2020 года по пропорциональной системе по нескольким причинам: политическая ситуация в стране пока не подготовлена для этого соответствующим образом, не усилены органы местного самоуправления исходя из имущественных прав, права распоряжения землей, финансовых, природоохранных или иных интересов.
«После того, как будут предприняты соответствующие шаги по децентрализации, я считаю, что исключение мажоритарного института будет более целесообразным и менее болезненным. Отчет за 3 года, который подготовило мое бюро, выявил, что за эти годы мы обслужили более 4 тысяч человек, со стороны граждан поступило более ста предложений, в том числе законодательных инициатив. Если сегодня мы создадим здесь пустоту, что мы скажем этим людям», — заявляет Мераб Кварая.
Оппозиция пока отступать не собирается. Рядом друг с другом оказались лидеры различной политической ориентации, некогда не на жизнь, а на смерть противостоявшие друг другу. Все они обвиняют Бидзину Иванишвили во лжи.
Оценивая текущие процессы, член парламентского большинства Нукри Кантария заявляет, что сейчас обществу дается возможность увидеть вместе весь тот политический спектр, который собирается прийти к власти.
По оценке руководителя неправительственной организации «Лаборатория развития Грузии» Ираклия Гогава, партии испытывают дефицит рейтинговых личностей, поэтому боятся мажоритарных выборов, а другие силы хотят отстранить от политического процесса сравнительно более авторитетных лиц и иметь дело всего с 4-5 лицами. Поэтому проведение выборов 2020 года по пропорциональной системе и входит в интересы партий и сторонних сил. По его мнению, степень независимости мажоритариев гораздо выше, чем избранных по партийным спискам. Это эффективный инструмент блокирования навязанных извне тем.
«Если собрать вместе всех членов всех действующих в Грузии партий, то не наберется и 100 тысяч человек. Население же составляет 3,7 миллиона. Почему мы должны запрещать 3,6 миллиона человек голосование на выборах, если они не хотят ни одну из внесенных в списки партий?! Выборы по мажоритарной системе – не проблема, проблема – в проведении справедливых выборов. В США все выборы, начиная от Конгресса и кончая шерифом района, мажоритарные. Потому что так на пост приходят более «качественные» люди», — заявил Гогава.
По его словам, он был включен в избирательные кампании 4 разных стран и всюду партии старались назвать мажоритариями сильных и авторитетных кандидатов. В партийные же списки после первой десятки вносили даже «Володь Джинчарадзе» (персонаж фильма «Необыкновенная выставка», который не помнит ни одного своего одноклассника).
По оценке Ираклия Гогава, партийная культура в Грузии пока никак не прижилась, все партии объединяются вокруг одного индивида, а это значит, что мажоритарный порядок нужно сохранить.
«Населению регионов нужны свои представители и люди, к которым люди могут прийти и рассказать о своей нужде. Лишать граждан такой возможности было бы неправильно. Партии же лучше пусть позаботятся о проведении справедливых выборов и представлении достойных кандидатов в качестве мажоритариев», — заявляет Ираклий Гогава.
По его словам, в результате пропаганды народ убедили в том, что мажоритарии – бездельники, но с помощью тех же технологий легко можно убедить людей в том, что и избранные по пропорциональным спискам депутаты тоже бездельники.
Между тем, парламентское большинство уже покинули 12 депутатов. Лидеры же правящей «Грузинской мечты — Демократической Грузии» заявляют о том, что конституционное большинство необходимо не только их партии, но и государству – для стабильности и развития. Новая Конституция, которую приняла именно «Грузинская мечта», предусматривает переход на пропорциональную систему с 2024 года.
Шорена Папашвили