В моем детстве по телевидению очень редко выпускали грузинские фильмы. Экранизации повестей Ильи Чавчавадзе «Отарова вдова», «Рассказ нищего» и повести Александра Казбеги «Хевисбери Гоча» в первом случае мы посмотрели благодаря стараниям школьного учителя (он заказал Авлабарскому кинотеатру), а на просмотр второго мама повела меня в малый зал кинотеатра «Руставели». Удивительным был эффект от лицезрения любимых актеров на большом экране кинотеатра, и те эмоции я помню и по сей день. У моих детей, к сожалению, нет такого счастья, как просмотр шедевров грузинского национального кино на широком экране. Сегодня ведь кинотеатров уже не существует?! Их место заняли торговые центры и гостиницы.
На заре независимости я вновь оказалась в плену незабываемых эмоций. У касс кинотеатра «Руставели» среди толпы народа отец все же сумел купить билеты и завести меня в зал. Тогда на широкий экран выпустили фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Я, школьница, смотрела в глаза Абеля и Варлама Аравидзе на широком экране и не могла понять, почему дорога, ведущая к власти, построена на людских несчастьях. Почему уничтожили семью Баратели? По возвращении домой мои родители, которые не меньше меня были охвачены эмоциями, весь вечер обсуждали «Покаяние». Я слушала их и понимала, что это была история, обращенная в художественный фильм. Еще одно впечатление связано с тем, что складывается ощущение того, что герои кинофильма, братья Аравидзе существовали во все времена и при всех властях.
Однажды мне в руки попала стопка журналов «Грузинское советское кино», которую собирались выбросить. Один, второй, за ним третий, и так я перечитала почти все. Узнала о многих старых грузинских фильмах, выписала их, написала в редакцию государственного телевидения: столько хороших фильмов у нас, которые мы не знаем, почему не показываете их? По правде говоря, тогда действительно выпустили несколько фильмов из моего списка, но оказалось, что значительная часть их хранилась на тот момент в Москве.
В годы независимости из фильмохранилища «Госфильмофонда» России в Грузию было доставлено более 50 картин. Этой весной ожидается увеличение их количества и привоз новой партии фильмов из Москвы. Однако, все зависит от финансов, так как фильмы покупает грузинская сторона. На данный момент приоритет дается грузинским фильмам 20-х годов, а на родину возвращается наследие грузинское кинемотографа именно этого периода.
Как заявили Dalma News в министерстве образования, науки, культуры и спорта Грузии, из-за старости, киноленты находятся в плачевном состоянии, из-за чего именно этот факт стал приоритетом при их текущем отборе. В 20-е годы ХХ века было создано примерно 200 художественных и фильмов и хроник, 54 из которых в данный момент хранятся в фильмохранилище России. Все они были созданы на базе «Госкинопрома», который с 1938 года назывался «Тбилисская киностудия», а с 1953 года – «Грузия-фильм».
Среди фильмов, которые уже было привезены ранее из России, следует выделить первую самостоятельную работу режиссеров Михаила Калатозишвили и Нуцы Гогоберидзе «Их царство». В данном фильме были также использованы уникальные материалы фотохроники тех дней.
Нуца Гогоберидзе родилась в селе Кахи в Саингило. Она была первой женщиной-режиссером Грузии. В годы ее благополучия и известности, частыми гостями семьи Гогоберидзе были Котэ Марджанишвили, Петре Оцхели, Тициан Табидзе, Паоло Яшвили и Геронти Кикодзе. Однако, в середине 30-х годов началось ее травля по причине того, что ее муж, известный советский партийный работник Леван Гогоберидзе, состоял в лагере противников советского министра внутренних дел Лаврентия Берия. Тогда это привело к тому, что Нуцу изгнали из кино, а ее мужа расстреляли 21 марта 1937 года. Уже в конце 1937 года арестовали и саму Нуцу, которую отправили в концентрационный лагерь сроком на 10 лет. По возвращении из лагеря, Нуца уже и не пыталась продолжить работу в кино, а занялась научной деятельностью. Трагедия первой женщины кинорежиссера заключается в том, что по сей день ее имя не упоминается ни в Энциклопедии советского кино, ни в иных справочниках, кроме фильмографии грузинского кино.
Спустя век ожидания, в Грузию, наконец, возвращаются такие фильмы как: «Ханума», «Два охотника» и «Восстание в Гурии» режиссера Александра Цуцунава, «Гоги Ратиани», «Оса» и «Трубка коммунара» Котэ Марджанишвили, «Белла» Владимира Барского, немая кинокартина Николоза Шенгелая «Гюлли» (1927), главную роль в которой сыграла его будущая жена, прекрасная Нато Вачнадзе. Фильм повествовал о трагической судьбе девушки-мусульманки, которая полюбила батрака-христианина Митро. Но после смерти отца ее насильно выдают замуж за пожилого богатого соседа Али. Гюлли не может смириться с ненавистным ей мужем и с помощью его сына Али Кербалаи, Митро похищает Гюлли. Однако, вскоре беглецов догоняют, а муж убивает Гюлли.
На первом этапе на родину вернулись 11 грузинских фильмов, снятых в 1925-1975 годах, в том числе фильмы Николоза Шенгелая, Михаила Кобахидзе и Котэ Марджанишвили. Кроме того, на сегодняшний день в Грузию уже были доставлены фильмы режиссера Захария Беришвили «Ибрагим и Годердзи», «Приют облаков»; а также «Юный летчик» Николоза Кахидзе, «Женщина с рынка» Георгия Макарова, «Молодежь побеждает» Михаила Геловани, «Моя бабушка» Котэ Микаберидзе, «Саба» Михаила Чиаурели, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.
На третьем этапе грузинская сторона привезет фильмы, снятые в 1960-1985 годах. В том числе много хорошо известных и любимых грузинскими зрителями фильмов: «Первая ласточка», «Алавердоба», «Пиросмани», «Необыкновенная выставка», «Нейлоновая елка», «Мольба», «Под одним небом», Грузинские хроники ХIХ века», «Мяч и поле» и «Белый караван». Этот последний был показан на Каннском кинофестивале и заслужил достаточно высокие оценки. Директор Национального киноцентра надеется, что такой же успех будет у «Покаяния», фильма, который и сегодня не теряет актуальности.
«Фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе – особый этап в истории грузинского кино. Это был первый снятый в годы перестройки фильм, и он фактически положил начало новому взгляду на художественное творчество, новому отношению к нему. Этот фильм способствовал дальнейшим изменениям в политике перестройки. В истории грузинского кино есть фильмы, без которых сделать ретроспективу грузинского кино за рубежом невообразимо. Именно по этой причине мы и включили «Покаяние» в список тех фильмов, которые должны быть восстановлены, отреставрированы. Будет произведена их дигитализация, а затем мы будем использовать этот фильм на различных фестивалях и в ретроспективах грузинского кино. Он как раз для Каннского фестиваля», — заявляет директор Национального киноцентра Гага Чхеидзе.
Соглашение о возвращении в Грузию всего грузинского киноархива, хранящегося в «Госфильмофонде», было подписано в 2014 году. С грузинской делегацией встретился директор «Госфильмофонда» Вячеслав Тельнов, который выразил максимальную готовность к сотрудничеству. Представители делегации Грузии отмечают, что никаких проблем с российской стороной у них не было. Более того, в рамках проекта еще больше активизировали внимание к старым пленкам. Фильмы, которые грузинской делегации передают в Москве, промывают, реставрируют и продлевают им жизнь.
Как заявил Dalma News представитель Национального киноцентра киновед Котэ Члаидзе, «Госфильмофонд» — признанное во всем мире, одно из самых лучших и самых крупных кинохранилищ. Там очень много грузинских фильмов, которые с течением времени будут открыты, очищены, а копии останутся у российской стороны.
«Если где-то и могли храниться наши грузинские фильмы, то «Госфильмофонд» для этого – самое лучшее место. Там мы оставляем копии, так как без этого ни одну пленку нам не выдадут. Там будет одна, а здесь вторая коллекция», — пояснил Котэ Члаидзе.
Что касается популяризации старых грузинских фильмов среди будущего поколения, без чего этот труд был бы напрасным, Национальный киноцентр планирует различные мероприятия в этом направлении. Там считают, что старые пленки хранят настолько интересные материалы, что увидеть их должны все. Будущий год будет объявлен годом грузинского кино 20-х годов ХХ века. Пройдут конференции, будет издана книга. А до этого необходимо создать отдельный киноархив. Возвращенные на родину фильмы на этом этапе хранятся в Государственном архиве. Будет сделана их оцифровка.
«Обязанность киноцентра – беречь и хранить богатое наследие грузинского кино. Отношения с архивами для нас очень важны, особенно с Московским архивом, где скопилось все наше богатство. Эти пленки старые и с течением времени стираются. Это требует своевременного реагирования», — заявляет представитель министерства культуры Нана Долидзе.
По ее информации, в фильмохранилищах России хранится до 706 грузинских фильмов, как документальных и художественных, так и анимационных. Более 300 художественных фильмов, 200 анимационных, оставшиеся – документальные. Немало и утерянных фильмов, особенно фильмов грузинского немого кино 20-х годов. Но Грузия в этой потере не одинока. До 80% фильмов мирового немого кино считаются утерянными.
Нам же на фоне упраздненных кинотеатров, остается лишь найти способ, чтобы ознакомить наших детей с историей грузинского кино. И если они узнать в этих фильмах актеров-гигантов не смогут, все же будут знать, откуда они происходят и куда должны идти.
Шорена Папашвили