Леван и Натали встречаются уже 2 года. Оба уже состоявшиеся люди в своих профессиях, имеют собственный доход и, на первый взгляд, твердо стоят на ногах, но создавать семью не спешат. Один программист, вторая – дизайнер. Говорят, что человек создает семью один раз и для этого соответственно должен быть готов. Создание семьи означает рождение детей, а быть родителем – это большая ответственность. По мнению молодой пары, самостоятельно содержать семью сегодня трудно, но несмотря на это, хотят жить независимо от родителей и совместно решать бытовые проблемы.
Леван думает, что Натали слишком неэкономна, может всю свою месячную зарплату потратить за один раз, не любит откладывать деньги, а без этого семье протянуть от месяца до месяца будет нелегко. Критику от любимого человека Натали принимает, но говорит, что она финансово не зависит от родителей и пока не создаст собственную семью, хочет направить свой доход на профессиональное развитие и свободное время тратить на развлечения с друзьями.
Помимо финансовой части, семья – это единство двух миров. Известный факт, что взаимное уважение и любовь помогает семейной паре преодолевать многие трудности. Но есть и такие семьи, в которых финансовые вопросы решают родители, а молодая пара через несколько лет все же разводится.
Национальная служба статистики Грузии (Грузстат) опубликовала тревожные цифры, согласно которым каждый второй брак в Грузии заканчивается разводом. Количество разводов радикально растет, начиная с 2014 года. Эта цифра 5 лет назад впервые превысила 9 тысяч, тогда как в тяжелые 1990-е годы этот показатель не превышал 1500-2000. По словам демографов, в других странах положение гораздо хуже, например, если коэффициент разводов в Грузии на тысячу человек составляет 2,8 (в 2018 году), то в России он равен 4,4, а в США – 3,2.
По их мнению, разводам способствует экономический кризис, инфляция, утрата веры в будущее, эмиграция… Более миллиона человек уехали на заработки в другие страны, в большинстве – женщины. Супруги, которые годами не видят друг друга, отчуждаются друг от друга, что и заканчивается разводом. В проведенных за последние годы исследованиях причиной развода часто называют утрату чувств друг к другу, нередко – измену со стороны мужчины. В старину, чем больше в семье было детей, тем ниже была вероятность развода. А сейчас и это не препятствие.
По мнению психологов, изменилось время и изменилось отношение общества к проблеме. Появились иные требования к жизни. Если раньше женщина мирилась с судьбой, сейчас уже этот вопрос связан с правами женщин. Как разъясняют психологи, самый критичный период для сохранения семьи – это первые четыре года и период после 20 лет совместной жизни, о чем свидетельствуют и статистические исследования. Чаще всего в Грузии разводятся те пары, которые не прожили вместе более четырех лет. А также разводятся после 20 лет совместной жизни, когда дети уже выросли и муж с женой остаются наедине. В это время они либо должны заново привыкнуть друг к другу, либо разойтись.
Согласно данным, опубликованным Национальной службой статистики, в 2017 и 2018 годах ситуация в этом отношении была почти идентичной. Чаше всего семьи разрушались в период от 0 до 4 лет совместной жизни, от 5 до 9 лет и после 20 лет совместной жизни. Гораздо реже – в периоды от 10 до 14 и от 15 до 19 лет совместной жизни. По мнению психологов, причиной развода может быть безответственное отношение к семейным обязанностям.
Демограф Гия Меладзе говорит о других причинах разводов. По его мнению, влияние на развод оказывает возраст. Например, если семью создают люди в возрасте до 20 лет или после 30 лет, вероятность разводов выше. В первом случае причина – неопытность, во втором же – сформированный характер, изменить который жене и мужу уже трудно.
Кроме того, согласно ему, чем выше зарплата или уровень образования мужчины, тем прочнее семья. В случае женщины, наоборот, оказалось, что если у женщины доходы выше, чем у мужчины (тем более, образование), то риск разводов растет, свидетельствует и статистика. Инициаторы развода в глобальном плане, чаще всего – женщины. Действительных причин, как правило, не раскрывают и называют несовместимость.
«Сегодня в основном сочетается браком поколение, родившееся после 1993 года. В последующие годы рождаемость падала, соответственно, не должно быть ожиданий, что количество браков будет расти», — отмечает Меладзе.
Демограф Анзор Тотадзе в беседе с Dalma News заявляет, что количество разводов в современном мире повсюду растет, особенно в экономически и культурно развитых странах. У Грузии в этом смысле своя специфика — молодые люди очень поверхностно относятся к вопросу создания семьи.
«Молодежь без особой ответственности относится к вопросу создания семьи. Часты случаи, когда у 17-летних уже есть дети. Выросло число ранних браков. Ранний брак – это увлечение, а не любовь. Через несколько лет окажется, что встретились два совершенно разных мира. Увеличились факты разрушения молодых семей», — считает демограф.
По мнению Анзора Тотадзе, институт семьи в Грузии переживает глубокий кризис. Если возьмем предыдущий полувековой период, например, 70-е годы ХХ века, то на 50 браков, а в селах – на 200-300 браков приходился один развод. На сегодняшний день количество браков и разводов фактически сравнялось.
«В Тбилиси ситуация и того хуже. Если так продолжится, то каждый брак закончится разводом. Это влияет на общество, меняется отношение людей друг к другу, сокращается рождаемость. Больше всего расходов приходится на бездетные семьи или те, в которых один ребёнок. В конечном итоге рождаемость сокращает 8% пар. Это плохо влияет на общество, так как брак относится к числу таких решений, которые человек, в лучшем случае, должен принять один раз в жизни. Второй фактор, то, как преподносят наши СМИ этот вопрос населению. Телеканалы не предоставляют зрителям познавательные передачи по той же половой и семейной жизни. На второй план отходят человеческие ценности», — заявляет Анзор Тотадзе.
По его словам, брак и рождаемость относятся к таким действиям, в которых личность свободна и государство ее ни к чему не принуждает. Тотадзе подчеркивает, что должны существовать институты, которые наставят молодежь на правильный путь, а самый лучший возраст для создания семьи – это период от 20 до 30 лет (период хорош и для здоровья ребенка). В то же время, согласно ему, люди старше 30 лет с трудом принимают решение о создании семьи, им труднее найти партнера.
На вопрос Dalma News, не обречены ли дети из разведенных семей на то, что и их собственные семьи будут разрушены, Анзор Тотадзе отвечает, что разведенная семья неполноценна, соответственно, это отражается на психике ребенка.
«Тысячи и десятки тысяч детей растут с одним родителем, чаще всего с матерью. Во многих семьях нет отца, тогда как ребенку нужно побыть с отцом, он многому может от него научиться. Женщина и мужчина – это не одно и то же. В разведенных семьях ребенка растят мать и бабушка, то есть женщины. В школах 80% учителей – женщины. Поэтому ребенок мало соприкасается с мужчиной, не получает от отца необходимых знаний того, как нужно бороться с трудностями. И ребенок мучается, когда не может встретиться с отцом. В семье обязательно должен быть культ отца, мать всегда должна ставить фактор отца на передний план», — заявляет демограф.
Что касается рождаемости, по мнению Анзора Тотадзе, это проблема любого просвещенного общества. Молодежь заботится о собственной карьере и не хочет рожать детей. Есть и вторая крайность, когда у женщины 10 и более детей. В таком случае женщина перечеркивает собственную жизнь и посвящает себя воспитанию детей.
Как поясняет демограф, семьи с 10 детьми демографической картины изменить не могут, потому что их считанные единицы. Если в год рождается не более 600-700 детей, которые являются пятым ребенком в семье, то вторых детей рождается 25 тысяч.
«Рождение трех детей в Грузии должно быть обязательным. Должна вестись пропаганда. В этом случае численность нашего народа возрастет. У нас исторически рождаемость высокой не была. Многодетные были редкостью», — заявляет Анзор Тотадзе.
В заключение расскажем историю еще одной пары. Семье Ираклия и Кетеван уже 17 лет. Они поженились в 2002 году. Говорят, что были именно в том возрасте, когда уже осознали ответственность совместной семейной жизни. Как вспоминает Кетеван, в их жизни тоже были кризисные моменты, конфликты с другими членами семьи, особенно в течение первых 5-6 лет, но семья не жалела усилий для сохранения семьи. Они считают, что институт семьи нуждается в популяризации, а традиции – в пересмотре. Дети должны воспитываться в полноценной семье, а семья сильна только тогда, когда между родителями существуют прочный союз, взаимоуважение и любовь.
Шорена Папашвили