Один обычный летний тбилисский день, 20 июня, войдет в историю Грузии в качестве еще одной тяжелой даты. После того, как по инициативе грузинских властей, в Тбилиси было организовано и проведено заседание Межпарламентской ассамблеи православия, тысячи жителей страны вышли на улицу с целью выразить свой протест. Причиной подобного шага стал тот факт, что российский депутат Сергей Гаврилов, занимающий пост президента Межпарламентской ассамблеи православия (МАП), выступил с кресла спикера парламента Грузии. Все это, а также манипуляции оппозиции, вызвали недовольство жителей столицы, которые мобилизовались в протестную акцию возле здания парламента.
«Важно, чтобы мир еще раз узнал информацию о Грузии как древнейшей стране христианской культуры, чтобы в стране развивался религиозный туризм», — заявил ранее руководитель грузинской делегации в МАП, депутат правящей «Грузинской мечты» Захарий Куцнашвили.
По его словам, подобные встречи в значительной степени содействуют урегулированию различных геополитических и иных проблем, существующих в христианском мире.
Ассамблея МАП, торжественное открытие которой состоялось 19 июня в здании Дворца торжеств (бывшая резиденция президента) в Авлабари, проходила в Грузии впервые. В ней приняли участие делегации из 23 стран и 4 континентов мира.
Была в Тбилиси делегация и из России. Российскую сторону на мероприятии представлял член Коммунистической партии (КПРФ) Сергей Гаврилов. По информации российского депутата, все участники ассамблеи получили от грузинской стороны письменные гарантии безопасности. Уже 20 июня всех делегатов пригласили в здание парламента Грузии, на сессию, где Сергею Гаврилову в качестве президента МАП, предложили занять место в президиуме. После того, как Гаврилов занял кресло председателя парламента Ираклия Кобахидзе и начал свое выступление на русском языке, в зале произошел инцидент с участием оппозиционных депутатов, которые на волне антироссийских заявлений, вывели людей на улицу и дали старт антиправительственным акциям протеста.
Далее, обстановка в центре грузинской столицы обострилась, из-за чего Сергей Гаврилов и российские депутаты покинули Грузию. Во главе акции протеста очень скоро оказались лидеры «Единого национального движения» и бывшие высокопоставленные чиновники, которые требовали отставки спикера Ираклия Кобахидзе. В тот же вечер были предприняты попытки взятия здания парламента штурмом, чему препятствовал кордон силовиков у центрального входа в здание. Далее, «Националы» призвали участников акции к гражданскому неповиновению. Грузинские информационные телеканалы прекратили обычное вещание и перешли на освещение событий у здания парламента в чрезвычайном режиме.
«Мы перекроем мосты, дороги и железную дорогу. Советуем правительству своевременно отреагировать, потому что если я уйду отсюда, если Гиги уйдет отсюда, если Ника Мелия уйдет отсюда, эти люди не разойдутся. Эти патриоты отсюда не уйдут. Мы собираемся начать движение народного неповиновения», — заявил пришедший на акцию бывший кандидат в президенты Григол Вашадзе.
Столкновение между участниками акции и сотрудниками правоохранительных органов продолжалось. Лидеры правительства Грузии выразили полную поддержку протестным настроениям грузинского общества и принесли извинения из-за этого неприятного инцидента. А лидеров оппозиции пригласили для диалога в парламент. Но противостояние протестующих не прекращалось, они казались все более агрессивными. Периодически обезоруживали стоящих у здания парламента полицейских – отбирали щиты и дубинки, забрасывали камнями, полными воды бутылками и дубинками, в результате чего пострадали несколько десятков полицейских и граждан. Для разгона акции правительство применило отряды специального назначения, которые, в свою очередь, применили резиновые пули, дубинки, водометы и слезоточивый газ.
Как позднее заявил министр внутренних дел Георгий Гахария, сотрудники полиции до конца отказывались от использования силы, пока не возникла угроза жизни людей.
«Совершены групповые нападения на сотрудников полиции с целью проникновения в здание парламента. Мы все обнародуем, как поминутно и посекундно развивались события на проспекте Руставели. Политики спровоцировали людей, а потом неожиданно исчезли. Строжайшим образом будут наказаны все, кто своими призывами устроил эту провокацию. Кто способствовал тому, чтобы справедливый протест наших граждан перерос в насилие», — заявил Георгий Гахария.
Вспоминая в беседе с Dalma News события 20 июня, эксперт и профессор Торнике Шарашенидзе сравнил их с разгоном митинга 7 ноября 2007 года, в годы правления «Единого национального движения» экс-президента Михаила Саакашвили.
«Повторилось то, что было 12 лет тому назад. Разгон 20 июня один в один похож на разгон 7 ноября. Все было точно так же, в том числе звуковая машина. Не понимаю, зачем им это понадобилось. Что случилось? У кого сдали нервы и почему приняли такое решение? Мне очень трудно найти ответ на эти вопросы», — отметил Шарашенидзе.
По его словам, руководство правящей «Грузинской мечты» в своей неадекватности в тот день обошла даже некоторых лидеров оппозиционного «Единого национального движения».
«Я был там до вечера. Вторжение в парламент было совершенно незаконным решением. Если замысел оппозиции состоял в государственном перевороте, это была большая глупость. Даже если бы вторглись в парламент, чего бы они этим добились? Если оппозиция хотела спровоцировать Иванишвили, то она этой цели достигла. Гораздо разумнее было бы мирное пикетирование зданий парламента и канцелярии правительства, что и я поддерживал. И в это время мы увидели попытку вторжения в парламент, что мне не понравилось, и я ушел с этой акции», — подчеркнул Торнике Шарашенидзе.
По словам эксперта, возвращением парламента страны из Кутаиси в Тбилиси, «Мечта» допустила ошибку, так как в свое время экс-президент Саакашвили перенес парламент в Кутаиси именно с той целью, чтобы предотвратить протестные выступления в Тбилиси.
Кто проиграл и кто выиграл…
В результате событий 20-21 июня и противостояния со спецназом сотник граждан получили тяжелые травмы (до 240 человек, из которых 80 были полицейскими). Двум активистам резиновая пуля попала в глаза. Благодаря действиям врачей, одному из них глаз удалось сохранить, но вторая девушка его потеряла. Кроме того, в СМИ распространилась информация об одном погибшем, но ее категорически опровергли в центре неотложной помощи. На следующий день в клиниках оставалось более 50 пациентов, 2 из которых – в реанимационных отделениях.
Оппозиция назначила акцию протеста и на следующий день. Тогда же, вернувшийся из прерванного официального визита в Баку, 21 июня, председатель парламента Ираклий Кобахидзе подал в отставку. Лидеры же правящей партии пообещали обществу, что выявят виновников в своих рядах и накажут их. Политсовет «Грузинской мечты» под председательством Бидзины Иванишвили провел заседания как политсовета партии, так и парламентского большинства. В то же время, оппоненты из «Единого национального движения» и «Европейской Грузии» начали мобилизацию студентов.
Аналитик Гия Абашидзе считает, что из-за процессов 20-21 июня следует потребовать ответа как от членов правящей команды, так и от лидеров оппозиции, которые призывали народ к незаконным действиям. С другой стороны, по его оценке, решение Ираклия Кобахидзе было запоздалым. Он должен был своевременно взять на себя ответственность и покинуть свой пост еще 20 июня, благодаря чему настроенные на протест граждане не пошли бы на штурм парламента и не пострадали бы.
«Когда правящая команда управляет страной, всегда необходима превенция политических пожаров, а не реагирование на эти пожары. Необходимо своевременно пресекать любые попытки дестабилизации. Само правительство уже долгое время говорит о том, что деструктивное «Национальное движение» собирается устроить беспорядки в стране, и что этого они не допустят. Правительство должно быть на такой высоте, чтобы пресекать любые подобные подстрекательства, даже если понадобится арест политиков. Закон есть закон. Без реагирования нельзя оставлять и такие отступления от закона и полномочий, когда спецназовцы стреляли в народ и нанесли ему увечья. Мы хотим конкретного ответа на вопрос, кто применил неправомерную силу и кто и как будет наказан», — заявил Dalma News Гия Абашидзе.
По его словам, как в оппозиции, так и в правящей команде стремятся всю ответственность свалить на председателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили. Сам экс-премьер, исходя из своего положения, не может быть посвященным во все дела и для этого существует правительство, отдельные министерства, ведомства, парламент и правящая партия.
«Правительство должно своевременно предотвращать политические пожары. Роль Гахария – не политический пожарный, его обязанность – защита правопорядка», — считает аналитик.
Супер-ошибка…
Военный эксперт и доктор политических наук Вахтанг Маисая считает, что попытка штурма здания парламента была прямым сценарием государственного переворота и как главный объект штурма оно было выбрано не случайно. В частности, согласно новой Конституции, функции парламента возросли, и он формирует правительство страны.
«Я выступал против новой Конституции, принятой этим Буратино Ираклием Кобахидзе и его командой, потому что главным органом власти становится не дворец президента и не администрация правительства, а парламент. У нас уже парламентская модель правления. Даже символичный захват здания парламента означал бы осуществление реального сценария захвата власти. Вторжением в парламент оппозиция блокировала бы главный политический орган», — пояснил Вахтанг Маисая.
По его словам, в ходе акции протеста, вечером 20 июня, работали достаточно хорошо подготовленные группы «боевиков» по 5-10 человек в каждой, которые периодически переходили в наступление, а затем менялись. Эта цепь была зафиксирована очень хорошо.
Что касается ошибки со стороны спецназа, как заявил Вахтанг Маисая Dalma News, нынешний спецназ был создан в период правления «Единого национального движения», а правящая «Грузинская мечта» о переподготовке спецназовцев по законам демократического государства и реформированию системы не позаботилась.
Эксперт отмечает, что у МВД не бывает нескольких вариантов разгона демонстрации, а есть определенные инструкции, которые можно применять во время различных видов демонстраций.
«Нужно выделить 4 этапа. Первый – это штурм здания парламента, который был главным компонентом переворота. Здесь полиция и спецназ применили присвоенную им Конституцией полную власть и здесь отступлений не было. Применение тех же резиновых пуль садилось в формат модели. Второе – занятие периметра, где были допущены серьезные ошибки, третье – укрепление территории и четвертое – операция по расчистке квадратов. Пятым было задержание активных членов. Тот план, который существовал при Саакашвили, был сохранен полностью. Никакой необходимости применения пуль не было. После штурма разогнать массу можно было с применением водометов, дубинок, психологического оружия и газа, и применение резиновых пуль было супер-ошибкой», — считает Вахтанг Маисая.
С 21 июня акции протеста у здания парламента и не только там возобновились, несмотря на переход инициативы от оппозиционеров к молодым активистам. По сей день участники акции требуют отставки министра внутренних дел Георгия Гахария, а также перехода страны к пропорциональной избирательной системе на выборах 2020 года. Главным лозунгом активистов стала «культурная революция».
Шорена Папашвили (Тбилиси)