Впервые Романа Халафяна – фокусника-иллюзиониста из России, — отечественный зритель запомнил и полюбил в 2017-м. Тогда 20-летний Рома буквально ворвался в мир иллюзионизма, поразив ювелирно проделанными и досконально продуманными фокусами, именитых членов жюри проекта «Минута славы». Своего восторга не скрывала не только Рената Литвинова, но и «сильная половина» четверки судей – Владимир Познер, Сергей Юрский, Сергей Светлаков. С того времени минуло уже два года, и недавно еще одна яркая работа нашего соотечественника произвела настоящий фурор среди зрителей телеканала РТР-Планета.

Фокус, продемонстрированный Романом в программе «Пригласите на свадьбу», ввел в ступор не только жениха и невесту, на будущую свадьбу которых должен был быть приглашен победитель конкурса, но также «подругу» и «друга» брачующихся – Анну Семенович и Филиппа Киркорова. Семенович с удовольствием «громила» молотком часы жениха. А когда те целыми и невредимыми были изъяты из закрытой баночки с фасолью – причем, стрелки на них стояли на указанном ею же до начала фокуса времени, на 14:15, — певица в восторге воскликнула: «Ну, нет! Ну, не может быть!..».

Меж тем, Филипп Киркоров, поначалу подшучивающий над участником-армянином, под финиш номера не только смотрел на парня, раскрыв рот, но и вовсе не выдержал: «Армянский гений! Браво! Боже мой!..».

Роман Халафян

Так как же Роману удается завязывать с публикой самые, что ни на есть «романы»? Да и, вообще, откуда в нем столь редкое призвание — творить настоящие чудеса?! На эти и иные вопросы талантливый армянин ответил в интервью Dalma News.

— По итогам передачи, вы набрали максимальное количество баллов. Так пригласили ли вас все же на свадьбу Олег и Татьяна?

— Пока что нет. И вполне возможно, что и не пригласят. Не исключено, что это была своего рода телевизионная фишка, вполне нормальная практика на ТВ. И я, собственно, и не жду ничего от организаторов. Главным для меня было само выступление — тот заряд эмоций, что получил как во время, так и после шоу.

— А эмоций было через край. Филипп Киркоров так и вовсе пребывал в неописуемом восторге, и даже сыпал комплиментами на предмет вашего обаяния и таланта. Правда, поначалу, в ответ на предполагаемый исход фокуса, высказался: »Да ладно! Эти ваши армянские штучки, знаешь!». Словом, сложилось ощущение, что по окончании записи передачи вы непременно пообщаетесь…

— Так оно и случилось. Правда, беседовали мы буквально пару минут — Филипп Бедросович срочно уезжал с площадки, и я успел записать лишь видео, да сделать селфи. Потом звонил его агент, интересовался касательно форматов выступлений, условий, иных нюансов. Ну, вот собственно, и все… Что же касается шуточек с «армянским акцентом», то я на них ни в коем случае не обижаюсь. Я понимаю – это работа, которую выполняет любой, кого приглашают на такого рода шоу, и где он должен выложиться по полной. Что и сделал Филипп Киркоров… Кстати, если вы наблюдали за эфирами с моим участием, то наверняка замечали, что я и сам нередко стараюсь как-то подшутить на «армянскую» тему. Что всегда позитивно «заходит». Это своеобразный ход конем, после которого уже никто и не помышляет о том, чтобы подтрунить надо мной, типа: вот, мол, эти армяне, опять обманули!

— Тем более, что никакого обмана-то как раз и нет – как бы банально ни звучало, но речь идет исключительно о ловкости рук? И о том неимоверном труде, который наверняка затрачивается на каждый из номеров?!

— Вы правы. Скажем, на «бобовый фокус» в «Пригласите на свадьбу!» ушло примерно 3 месяца. А на фокус с картами во втором туре шоу «Минута славы», который, кстати, придумал я сам, был потрачен где-то месяц – недели две я его создавал, и столько же отрабатывал. Правда, он гораздо проще, нежели трюк с часами в фасоли. Который, если не ошибаюсь, на российском телевидении пока еще никто не делал. Да и, вообще, это  малоизвестный фокус. Разве что в свое время его показывал лишь Дэвид Копперфильд?..

— Выходит, вы не только исполнитель, но еще и генератор чудо-идей?

— Да, есть такое – приходит муза, и начинаешь придумывать, либо мастерить реквизит. (Улыбается). Да-да, частенько я его делаю своими руками. Это не только интересно, но еще и выгодно с точки зрения экономии средств на подготовку каждого фокуса. Ведь как реквизит, так и сама идея, стоят немалых денег. Речь порой идет о суммах, превышающих десятки тысяч евро, в зависимости от масштаба и сложности трюка. Так что в моем арсенале есть как фокусы, которые я где-то позаимствовал и доработал, либо приобрел, так и те, которые «от» и «до» — «мейд ин Халафян».

— Да, но где гарантия, что иллюзионист купит фокус и сможет затем показать?

— В том-то и дело, что гарантий тут никаких нет. Либо покупаешь и воплощаешь в жизнь, либо не рискуешь вовсе. Случалось, я тратил большие деньги, приобретал реквизит, а в итоге оказывалось, что на видео трюк преподнесен отменно, а в жизни на самом деле так, как на видео не получается. И так бывало великое множество раз. Естественно, терялись деньги, но претензии предъявлялись лишь самому себе…

— И собственным рукам, которые недостаточно еще наловчились?.. А как вообще выглядят тренировки — садишься и начинаешь загибать пальцы?

(Смеется). Нет, конечно. Загибанием пальцев — если не будешь обладать нужными качествами, — далеко не уйдешь. Залог успеха любого фокусника – банальная усидчивость и терпение. Были времена, когда я в день тратил на освоение конкретного фокуса минимум по 5-7 часов! Тренировал самые разные манипуляции: с картами, с чем-то иным. Но сейчас, в силу уже приобретенных навыков – а занимаюсь я иллюзионизмом уже 10 лет, — времени на это уходит намного меньше. И, если прежде на довольно сложный номер я затрачивал по полгода, то теперь — максимум месяц!

— Вы не оговорились – вы начали заниматься фокусами уже с 13 лет?!

— Нет, оговорки нет. Однажды просто увидел в соцсети фокус с сигаретой, которая — то исчезала в руке, то появлялась. И, хотя я был далеко не в том возрасте, когда можно было хоть и в шутку, но баловаться никотином, все-таки решил повторить манипуляцию. Взял бумажку, скрутил ее как сигарету, и не только разгадал фокус, но еще и сделал его. Потом уже просил сигареты под реквизит у отца. Ну, а дальше уже понеслось…

— Дома наверняка все были в шоке – сначала от того, что сын-подросток просит у отца сигареты – а после и от выбора профессии?

— Да, родители были настолько огорошены моим увлечением, что в какие-то моменты пытались даже запретить этим заниматься. Фокусы поглотили меня так основательно, что я работал над ними даже ночами, и совершенно позабыл об уроках. В итоге, пока я, образно выражаясь, получал пятерки за какие-то — ну очень сложные фокусы, — в школе мне ставили сплошные неуды. Правда, спустя пару лет, когда подтянул с учебой, мама с папой все же смирились. И даже начали помогать мне в моем хобби.

— Я надеюсь, аттестат все же был получен по-честному, в самом прямом смысле — без фокусов?

(Смеется). Да-да, не сомневайтесь. Хотя на контрольных бывало, что отобранные шпаргалки снова сами «запрыгивали» ко мне в рукав. Но практиковал я это лишь в крайних случаях. А по окончании школы, получил аттестат, и пошел учиться на… экономиста. Не удивляйтесь, я поступил в техникум, а вовсе не в Академию эстрадно-циркового искусства. Просто на тот момент мне было всего 15 лет, а жили мы в Харькове. И родители не отпустили меня поступать в Киев, где находится Академия, в силу возраста.

— А как ваша семья, вообще, оказалась на Украине?

— Мама и папа родом из Баку. И после известных событий, в 1988-м переехали сначала в Ереван, а потом в Россию. Но папу пригласили по работе в Харьков – месяца на два, и они махнули туда. Думали, что временно, а остались на 20 с лишним лет. Впрочем, сейчас мы живем в Москве. Хотя покорять российскую столицу еще до переселения родных я начинал самостоятельно.

— Шестнадцатилетний подросток приезжает в большой город и начинает свой путь, без какой-либо поддержки?!

— Вы, вероятно, вспомнили шутку ведущей «Пригласите на свадьбу» по поводу моей «крыши»? Нет, «крыши» у меня нет. Но был и есть свой наставник. Кроме того, вероятно, мне покровительствует госпожа Удача. Впервые я приехал в Москву в 2013-м на Конгресс иллюзионистов, куда съезжаются фокусники со всего СНГ. Мне понравилось, и я решил перебраться.

— Вот так вот запросто в столь юном возрасте вас допустили к весьма престижному мероприятию?!

— На самом деле, это не такая уж и тайная организация. Для участия в Конгрессе достаточно получить аккредитацию. Ну, и, конечно же, быть фокусником. (Улыбается). Меня же к тому времени уже знали некоторые представители сферы. Так что, все прошло гладко. А уже спустя пару лет после этого большого события в моей жизни, я поступил — сначала в Международное общество иллюзионистов, а потому уже и в Российскую ассоциацию иллюзионистов.

— Такое ощущение, что тут уж точно не обошлось без «волшебства». Разве можно поступить вот так вот в два счета в Международное общество иллюзионистов?

— Конечно, нет. Это довольно известное общество, членами которого являются Дэвид Копперфильд, Дэвид Блейн, Крисс Энджел, многие иные именитые фокусники. Я же оказался в его рядах после того, как занял второе место на Международном фестивале фокусников «Magic Show-2014» в Киеве. Помимо иллюзионистов всего СНГ, а также Индии, Китая, США, там присутствовал также президент Международного общества иллюзионистов Тони Хассини. И уже после оглашения результатов фестиваля, я подошел к нему, и рассказал о своем желании вступить в общество. Поинтересовался, что для этого нужно. В ответ Хассини заявил, что мне для этого ничего уже не нужно, и что я принят. А вскоре по почте пришел сертификат и карточка участника.

— Наверняка, сейчас родители изменили свое отношение к избранному сыном, как им казалось, «несерьезному» пути?

—  Да, сейчас они уже гордятся мной. Рассылают родне разные видео, принимают поздравления. Папе так и вовсе почти после каждого моего выступления – а после «Минуты славы» я неоднократно бывал на передаче «Утро» на «Первом», на ТК «Карусель», участвовал в «Битве иллюзионистов» на ТВ-3, – звонят и с Украины, и из США и, конечно же, из Армении: «Видели Рому, поздравляем!».

— У вас в роду, наверняка, были если не фокусники, то артисты уж точно?

— Отнюдь. У нас максимально рабочая семья, какая только может быть. Ни одного артиста или талантливого человека в роду. (Смеется). Я единственное счастливое «исключение».

— Думаю, одна из причин вашего успеха – юмор и безмерное обаяние. Хотя, порой кажется, что это все та же «иллюзия» — этакий маневр, нацеленный на то, чтобы отвлечь внимание зрителя и удачно провести номер?..

—  Да, это в том числе и своеобразный маневр. Но вовсе не для того, чтобы отвлечь внимание публики, а как раз наоборот – чтобы привлечь его. Ведь есть немало фокусников, которые делают фокус лишь ради фокуса. Что зрителю совершенно неинтересно. Зритель жаждет зрелищ, шоу, юмора на сцене, а не банальной последовательности ходов иллюзиониста. Поэтому игра с залом, игра на эмоциях – неотъемлемая часть успешного выступления.

— Но, ведь кого-то такая игра может и обидеть. Скажем мало, кто способен без содрогания смотреть на то, как колошматят молотком по его дорогущим часам?!

— Естественно, в таких случаях у человека сразу же прихватывает сердце, случалось, что приносили даже корвалол. Но, в итоге все завершалось бурными эмоциями и восторгом. Обиженным никто не уходил даже тогда, когда я осаждал едкой шуткой человека в зале, откровенно мешающего мне работать. Такое нередко случается в ходе интерактивного шоу с участием зрителей. Частенько появляются «знатоки», бросающие реплики: «А я это знаю! А я это тоже могу!».

— Я так понимаю, что вы периодически  участвуете  в свадебных шоу, в корпоративах, юбилеях? А кого из известных людей вам уже удавалось удивить так же, как Киркорова с Семенович?

— К сожалению или, быть может, даже к счастью, я не могу называть известных людей, перед которыми мне приходилось выступать. Но могу сказать, что их было немало.

— Любой фокусник, наверняка, как тот самый солдат, что всегда хочет стать генералом. И  тоже желает добиться серьезного успеха на этом непростом поприще. А на кого равняетесь вы?

— Как бы банально это ни звучало, но я без ума от работы Дэвида Копперфильда. Это человек-легенда, человек, который создал вокруг себя огромную империю, и на которого я бы равнялся с удовольствием. Я желаю сделать хотя бы часть того, пройти хотя бы толику того пути, что прошел он. И речь, в частности, о создании собственного сольного шоу.

— Есть уже какие-то наметки?

— Сольный концерт я могу дать хоть на следующей неделе. Взять площадку, найти ассистентов, и выплеснуть всю программу, которую я сейчас работаю. Но это мне неинтересно. Гораздо привлекательней сделать то, чего ты никогда не делал. А это, увы, требует массу времени и средств. Так что не всякий инвестор под это подпишется…

— Дай Бог, чтобы когда-нибудь удача улыбнулась вам. Тем более, что ваши работы того достойны. Признаться, для меня настоящая загадка — как можно делать фокус не где-то там вдалеке, на сцене, а на камеру. Да вдобавок, «фокусничать» — в самом прямом смысле, голыми руками. Помнится, в советские годы даже известные иллюзионисты редко работали без «длинного рукава»…

— Да, работать на камеру и впрямь очень сложно, не скрою. Что же касается «экипировки», то пусть не прозвучит это как бахвальство, но выведи меня сейчас на пляж, извините, в одних плавках, и я сделаю там шоу без проблем. Секрета тут никакого нет – спасибо годам тренировок!..

— С нетерпением хочется увидеть вашу работу в Ереване. Кстати, вы родились в Харькове,  живете в Москве, а бывали ли на родине предков?

— Да. В прошлом году я впервые приехал в Армению. Раньше не делал этого не потому, что не хотел. Просто в семье не было финансовых возможностей. А сейчас я начал зарабатывать сам, и в один прекрасный день подумал: почему я должен лететь отдыхать куда-то, когда могу сделать это на исторической родине?! Решение принял спонтанно – вечером, буквально за несколько часов до вылета купил билеты, и уже утром 1 апреля был в Ереване. Встречали меня крайне дружелюбно: в отеле каким-то невероятным образом сразу же узнали, и любезно предоставили не забронированный номер, а гораздо лучший, с видом на Арарат. И это было мое первое приятное впечатление от  Армении. Уже летом я приехал в Ереван во второй раз, и совсем недавно – в третий. Очень надеюсь на то, что в ближайшее время Армения еще услышит мою фамилию и даже увидит ее где-то на афишах…

— А что, если предложат интересную работу, останетесь в Армении навсегда?

— Не знаю. Это тот вопрос, над которым я никогда не думал.

— Что-то мне подсказывает, что вряд ли это вероятно. Поскольку, судя по вашему Инстаграму, в Москве вас всегда ждет ваша избранница?

(Смеется). Ничего от СМИ не скроешь. Да, моя вторая половинка – прекрасная девушка Зуля. Всех почему-то волнует – армянка ли она? Скажу сразу, что да. Я встретил ее в Москве. И довольно долго добивался ее расположения!

— Забегая немного вперед, все же спрошу: мечтали бы вы о семейной династии? Такой, какой в свое время была династия иллюзионистов Акопян?

— Я очень надеюсь на это. Но только в том случае, если мой ребенок изъявит желание быть фокусником и, как и я будет буквально одержим этим. Иллюзионизм из разряда тех профессий, что для избравшего ее должен стать делом всей его жизни. Так что, если ребенок захочет, то получит все уроки и узнает все секреты.

— А разве это не само собой разумеющееся – раскрывать секреты членам семьи?

— Конечно, нет. Понимаете, есть такое негласное правило, согласно которому фокусники не раскрывают секретов даже самым близким и не повторяют одного фокуса дважды.

— Сколько же в таком случае в вашем арсенале «хитросплетений»?

— Точной цифры не приведу. Но, думаю, что по самым грубым подсчетам, с учетом всех фокусов, которые я мог бы повторить с лету, речь идет о более чем 5000 манипуляций.

 

Ирина Григорян