Продолжительные выборы завершились, а после них в Грузии повысились цены на хлеб. Подорожание хлеба и хлебопродуктов – процесс, сопровождающий каждые выборы. Хлеб дорожает каждый год и не дешевеет даже тогда, когда на мировом рынке цены на пшеницу и муку падают. Хлеб в Грузии – самый популярный и активно продаваемый продукт. Рацион питания жителей страны без хлеба и даже с ограниченным количеством хлеба здесь невообразим. Тем временем хлеб дорожает, а вес его уменьшается. По словам производителей хлеба, необходимость в повышении цен на хлеб существовала еще до выборов, но из-за напряженной внутриполитической обстановки в стране, они воздержались от того, чтобы не вызывать раздражение населения. Однако избирательная «горячка» закончилась, а в холодные декабрьские дни «согрело» подорожание хлеба.
Председатель «Союза промышленников хлеба» Малхаз Долидзе связывает повышение цен на хлеб в Грузии с подорожанием пшеницы и муки на мировом рынке. По его словам, за последние дни один мешок муки подорожал на 10 лари ($3,76). Если раньше стоил 37 лари ($13,9), то сейчас продается по 46-47 лари ($17,29-$17,67). А это, по словам Долидзе, критический предел для хлебопроизводителей, из-зачего они не могут уложиться в себестоимость хлеба.
Усложняют вопрос и новые требования к упаковке хлеба. Он должен продаваться в бумажном пакете. В конечном итоге, цены на хлеб повысились на 5-10 тетри ($0,13-$0,26).
В компании по производству хлеба «Ипкли» говорят, что с 10 декабря текущего года хлебные изделия под наименованием «Ипкли» продаются в магазинах Грузии по измененной цене и стоят на 10 тетри дороже ($0,26) чем ранее. В компании поясняют, что это та номинальная корректировка цены, которая дает компании возможность производить качественную продукцию по максимально доступной цене.
«Надеюсь, что здоровая конкуренция урегулирует цены, и часть производителей понизит цены на хлеб на 5-7 тетри. Это покажет конкуренция, потому что конкуренция высокая, а это оказывает влияние на цены на хлеб», — заявляет Малхаз Долидзе.
Подорожание муки он связывает с изменением требований к импорту пшеницы, которые предусматривают экспорт-импорт пшеницы и пшеничной муки в Грузию только по железной дороге. По этой логике, повышение цен на хлеб должно было начаться еще осенью.
По словам руководителя НПО «Центр исследования транспортного коридора» Пааты Цагареишвили, импорт пшеницы в Грузию по-прежнему производится в основном автомобильным транспортом, но в зимний период, когда климатические условия ухудшаются, возможно увеличение количества транспортируемой пшеницы по железной дороге. В это время года КПП на Верхнем Ларсе закрывается надолго и открывается с небольшими интервалами. Импортеры не могут ждать, пока откроется проезд через Ларс, поэтому предпочитают беспрепятственно завозить пшеницу в морские порты, а оттуда доставлять по железной дороге как в Грузию, так и в соседнюю Армению.
«С большой долей вероятности можно было предположить, что это вызвало бы лишние транспортные расходы и отразилось бы на общей стоимости пшеницы, и эти накладные расходы вызвали бы подорожание хлеба», — заявил Паата Цагареишвили Dalma News.
Комментарий в связи с повышением цен на хлеб сделал и министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Кобулия, который разъяснил, что правительство Грузии цены на хлеб регулировать не может, так как цена формируется на рынке. В связи с этим, повышение цен на пшеницу на мировом рынке влияет и на цену на хлеб в Грузии.
«Правительство цены на хлеб не регулирует. И все же мы внимательно относимся к этому вопросу, чтобы убедиться, что здесь отсутствует какая-либо неконкурентная сделка», — заявил Георгий Кобулия.
Эксперт по вопросам экономики Вахтанг Чарая связывает подорожание хлеба с несколькими факторами: с обесцениванием национальной валюты, ростом цен на пшеницу и муку на мировом рынке и предвыборным периодом в стране. Согласно ему, примерно половина цены на хлеб приходится на стоимость муки, а вторая половина – это расходы на рабочую силу, транспортировку и производство. Насколько объективной причиной подорожания хлеба является представленное в цифрах доказательство, ему неизвестно, но он считает, что государство не могут устанавливать цены на хлеб. В условиях рыночной экономики цена на хлеб формируется на основании спроса и предложения.
«В том случае, если население решит, что цена на хлеб излишне высокая, ответом на подорожание хлеба может стать сокращение его потребления. Не отказ от приема пищи, а замена хлеба другим продуктом. В мире немало стран, где хлеб не является носителем того содержания, которое он носит в Грузии. У нас считается, что большая часть рациона питания должна приходиться на хлеб. Особенно в семьях с низким уровнем дохода. Возможно, это оправдывается тем, что питаться хлебом обходится гораздо дешевле», — заявляет Вахтанг Чарая.
На вопрос Dalma News, должно ли использовать правительство определенные рычаги для регулирования цен в сфере производства-реализации хлеба, эксперт ответил, что у государства имеются различные рычаги, которые должны быть направлены на содействие развитию производства. В частности, оформление пшеницы на таможне связано с очень большими расходами. Кроме того, для выпечки хлеба используют электроэнергию и газ, которые также можно поставлять компаниям на льготных условиях. Хлебопекарни платят налоги, которые также можно в определенной мере облегчить. Все это, согласно ему, может позитивно повлиять на ценообразование.
«Правительство имеет множество механизмов для того, чтобы оказать влияние на формирование цены на хлеб. Но проблема состоит в том, что сегодня, можно сказать, хлеб очень важен, завтра таким же важным может стать картофель, вино и т.д., и в конечном итоге, в результате вмешательства правительства ситуация может не то что не улучшиться, но стать еще хуже. Правительство может выделить субсидию, как делало это ранее в вопросе сдачи винограда, например, субсидию в размере 10 тетри за каждый купленный батон хлеба. Но бюджет Грузии сегодня и без того слишком социально ориентирован, и такого большого бремени он физически выдержать его не сможет», — заявляет эксперт.
По его мнению, в то время как государственный бюджет на 100% ориентирован на социальные программы, тратить деньги на будущее он не может, а это могло бы дать стране возможность изменения жизни к лучшему. Население Грузии хочет получать повышенные пенсии, зарплаты и социальную помощь, на такие же обещания ориентированы и политические партии.
Вахтанг Чарая приводит в пример Индию и Китай 30-40 летней давности. Тогда Индия решила, что ее бюджет должен быть более социально ориентированным, взяла на бюджет больше социального бремени, в то время как Китай в тот же период решил сократить социальные расходы и больше денег вложить в долгосрочное развитие. В результате Китай достиг социального роста, развития и сейчас на одного человека там приходится намного больше денег, в несколько раз больше тратится в социальной сфере, чем в Индии.
По мнению эксперта, обвинять правительство в росте цен на хлеб неправильно.
«От правительства можно требовать создания лучшей бизнес-среды, формирования лучшей судебной системы, а также предоставления людям больших возможностей для ведения бизнеса. Остальное уже – дело хлебопроизводителей и клиентов. Хлебопроизводитель должен знать, что если он будет систематически повышать цену, его продажи уменьшатся, и он понесет убытки. Одним словом, от правительства нужно требовать участия в увеличении рабочих мест и планирования бюджета таким образом, чтобы предоставить гражданам больше возможностей», — отметил Чарая.
С учетом высокого общественного интереса, решением председателя Агентства конкуренции Грузии Нодара Хадури ив соответствии с законом Грузии «О конкуренции», агентство в кратчайшие сроки основательно изучит сложившуюся на рынке пшеницы и хлебопродуктов ситуацию и осуществит мониторинг в соответствии с установленными правилами.
Шорена Папашвили