Собравшиеся на площади Республики фермеры предлагали прохожим разобрать сырье, скупаемое молокозаводами по смехотворно низким ценам
Вчера на площади Республики, без преувеличения, грозили разлиться молочные реки – группа производителей молока, прибывшая из областей, провела акцию протеста против резкого скоса закупочных цен со стороны компаний, производящих молокопродукты.
Машины с цистернами, с самого раннего утра наполненные парным молоком, заполонили тротуар у Дома правительства. По словам фермеров, свой груз весом порядка 30-40 тонн, они доставили с предгорий Аждаака. И готовы либо раздать его прохожим, либо немедля вылить все содержимое канистр, бидонов и цистерн непосредственно у здания кабмина. А при необходимости — повторить акцию. И так до той поры, покуда не будет выполнено их требование: вернуть закупочные цены, если не к исходной позиции, то хотя бы к более-менее рентабельной.
«Вся эта история началась еще в мае. В начале месяца компании принялись скупать у нас молоко уже не за 205-210 драмов, как прежде, а за 130-150 драмов. Мы вышли на акцию протеста, состоялась встреча с представителями Минсельхоза, на которой было обещано держать цены неизменными в течение ближайшего месяца. После чего, мол, посмотрим. Однако уже на следующий день цена упала еще на 10 драмов. В итоге, общий ценовой спад составил 70 драмов! И ныне за литр нам предлагают в лучшем случае 140 драмов, в худшем – 120 драмов. Более того, по слухам, до конца месяца цена опустится еще на 20 драмов. Что не лезет уже ни в какие ворота. Ведь, чтобы бизнес был нам выгоден, надо чтобы литр стоил хотя бы 170 драмов!», — пояснил фермер из села Гегашен, представившийся Ашотом.
Его односельчанин Давид рассказал, что в прошлый четверг со своей проблемой они обратились в Минсельхоз, где было обещано переговорить с представителями компаний-производителей, и дать ответ уже спустя сутки. Однако и в пятницу новостей из столицы не поступило.
«А поскольку в четверг мы заявили, что в случае не решения вопроса уже в понедельник доставим с собой в Ереван молоко, и раздадим, либо выльем его на улицы, то свое слово сдержали. Поверьте, при нынешних ценах нам лучше поступить именно так, нежели отдать свой продукт за бесценок закупщикам… Вот уже примерно час, как мы с друзьями по несчастью ведем переговоры с министром сельского хозяйства, пытаясь отыскать истину в вопросе. Но, кажется, пока света в тоннеле не видать…», — пояснил собеседник.
«Вы не поверите – но сейчас мне проще зарубить весь скот, и заняться банальной «куплей-продажей», нежели париться на производство парного молока, работая практически себе в убыток, — пояснил другой представитель Котайкского марза. – И это притом, что сейчас лето, скот находится на вольном выпасе на пастбищах, и себестоимость молока опустилась. А что будет завтра, когда я спущу коров в стойла? Как минимум, шесть месяцев мне надо будет кормить их довольно дорогим сеном, да и не только сеном. За сезон только на эту составляющую кормовой базы животного, как правило, уходит порядка 150-200 тыс драмов! А если добавить сюда остальные расходы, то чистая прибыль и вовсе окажется просто курам на смех. Судите сами: расходы на дойку составляют 25 драмов в литре, на транспортировку молока к пункту приема – 10 драмов, на услуги пастуха – 10 драмов. И при нынешней цене литра в 120-140 драмов, в остатке остается лишь порядка 80-100 драмов. Вы скажете – недурно, ведь в месяц прибыль составит 240 тыс драмов?! Да, но этой суммы окажется достаточно лишь на закуп сена. А как мне быть с банковскими кредитами, на что кормить семью? Поверьте, у каждого из присутствующих здесь, как минимум, 5 млн банковского долга и довольно большие семьи, которые надо обеспечивать хотя бы хлебом насущным!».
По словам участников акции, нынешняя ситуация для них не нова. Ценовой спад – явление сезонное и имеет место ежегодно, как только скот отправляется на вольный выпас. В этот период надои начинают расти, и избыток продукции приводит к ее уценке. Однако, на сей раз она беспрецедентна: доселе еще не бывало, чтобы закупочная цена литра молока опускалась аж на 70 драмов! Быть может, все дело и впрямь в фантастических надоях нынешнего сезона? Крестьяне пожимают плечами: ни о каком сверхнормативном литраже не идет и речи. Фермеры из Гегашена говорят: в прошлом году разным молокозаводам они сдавали тонн 30-40, и ровно такой же надой обеспечивают и в этом сезоне. Так что же послужило поводом для того, чтобы производители молочного так ощутимо опустили цены?
Собравшиеся склонны строить предположения: от вероятного заполнения рынка более дешевым сухим молочным порошком, на фоне которого их натурпродукт не выдерживает конкуренции, до преступного антиконкурентного сговора заводов с целью получения сверхприбылей. Ведь, по словам сельчан, производители «молочного» опустили цены разом — до одной и той же отметки и в один и тот же день!
«Имеет место самая, что ни на есть, монополизация сферы – ведь даже вопреки тому, что в ней функционирует несколько компаний, никакой конкуренции меж ними в плане формирования закупочных цен, фактически нет», — настаивают возмущенные участники акции.
Что касается конкуренции в виде молочного порошка, то дабы одолеть ее, собравшиеся предлагают непременно указывать на упаковках с пастеризованным молоком из какого сырья оно сделано: с применением порошкового сырья или же без оного.
«Года два назад мы также вышли на акцию протеста. И тогда препоной для закупочной цены стал как раз чрезмерно большой импорт в республику «растворимого молока». Завозом занимался некто из прежних власть предержащих, и по нашим сведениям, многим компаниям, производящим молочное, этот продукт навязывали в обязательном порядке. Как итог, мы – производители свежего молока – остались в серьезном проигрыше. Но теперь-то политическая ситуация кардинально иная. И упор на сухом молоке вроде как не делается. Откуда же такое стремление недоплатить сельчанину?..» — негодуют крестьяне.
Фермеры вполне резонно добавляют, что если повод для снижения закупочной цены – чрезмерное пресыщение рынка сырьем, то отчего же тогда не падают цены на готовую продукцию? Пастеризованное молоко, как было выставлено на прилавки в среднем за 400 драмов за 1 л, так и выставлено. Причем, если крестьяне за 140 драмов сдают молоко жирностью 3.6%, заводы фактически втридорога предлагают потребителю продукт меньшей жирности — 3.2%.
«Получается, что в то время, как мы работаем себе в убыток, производитель наваривает немалый куш!», — возмущаются люди села.
Каковы же пути выхода из создавшейся ситуации? Вариантов у фермеров, увы, немного: ограничить импорт сухого молочного порошка, да перевести стрелки в проблемном вопросе на государство. Речь, в частности, о возвращении прежней системы закупочных контор, которые скупая сырье у фермеров, сдавали бы его государству. А им платили бы четко, что называется, «без базара».
«Мы непременно донесем суть проблемы до производителей, и соберемся для обсуждения нюансов в министерстве с делегацией фермеров, дабы обсудить все за и против. Возможно, есть резон перевести отношения фермеров с закупщиками на договорную основу, дабы в течение всего года конкретный завод закупал бы у фермера конкретный объем молока по цене, согласно зафиксированной ценовой шкале. Это как один из вариантов… Словом, обсудим все возможные механизмы. Но в любом случае, этой стороне конфликта следует понять, что у нас нет рычага воздействия на производителей, ведь речь идет о частных предприятиях…», — отметил министр сельского хозяйства Артур Хачатрян.
Встреча с участниками акции назначена уже на сегодня – пятеро активистов из разных областей страны приглашены за стол переговоров в Минсельхоз. Дай-то бог, получится прийти к консенсусу. В противном случае, в Армении грозит сложиться ситуация 2012-го года, имевшая место в Брюсселе, где прошли масштабные акции. Фермеры, требовавшие от властей объединенной Европы справедливых цен, в знак протеста против европейской агрополитики выливали молоко прямо на поля и улицы городов.
Подготовила Ирина Григорян