Вот уже несколько недель после мощной волны народного протеста мы следим за внутриполитическими процессами, которые, внося ясность в некоторые вопросы, порождают множество новых, ожидающих исчерпывающего ответа. Мы уже говорили о том, что в Армении установилось некое двоевластие, некий своеобразный баланс между «старыми» и «новыми». Конечно, поскольку новый премьер Никол Пашинян прекрасно понимает, что его база состоит из многотысячной протестной массы и довольно большой армии разнокалиберных политических и общественных деятелей и активистов, по самым разным причинам недовольных прежними властями, пока еще делает шаги, удостаивающиеся их одобрения, но все еще не отвечающие на главные вопросы.
Поводом к написанию этой статьи послужило наше желание проанализировать возникшие реалии, чтобы понять куда поведет новый лидер страны своих многочисленных сторонников?
До каких пор можно сдержать разногласия, связанные с геополитическими предпочтениями?
Можно уверенно утверждать, что бескровной развязке протестного движения в большой мере способствовало заявление его лидеров, что всенародный протест не ставит внешнеполитических вопросов и не направлен против каких-либо внешних партнеров. Ответом на это было сдержанное, если не сказать доброжелательное отношение, проявленное руководителями больших и малых стран-партнеров Армении, открывшее, таким образом, дверь для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия. Сделав это заявление, будущий премьер Пашинян был искренен и это почувствовали и его сторонники, и те, кто желает узнать его поближе, разглядывая испытующим взглядом.
Сейчас, когда жизнь вошла в нормальное рабочее русло и подавляющее большинство армянского общества ждет обнадеживающих практических шагов, возвращаются важные, но временно позабытые вопросы. Несмотря на то, что новый премьер продолжит осуществлять испытанную временем внешнюю политику и потрясений или резких поворотов в этом направлении не ожидается, остается факт, что новая политическая элита ранее позиционировала себя как прозападная.
Парламент Армении уже ратифицировал известное соглашение с Европейским Союзом и ожидается, что до конца 2018 г. оно будет ратифицировано всеми членами ЕС. Известно также, что для осуществления реформ в духе этого соглашения в ближайшие два года ЕС выделит Армении сумму примерно в 160 млн. евро, значительную часть которой получат армянские общественные организации для приведения нашего общественно-политического поля в соответствие с европейскими стандартами.
Уместно напомнить, что движение к Евросоюзу, особенно приветствуемое нашей молодежью, происходит в период, когда наш партнер – Запад и наш стратегический союзник – Россия находятся в состоянии политического противостояния и геополитической конфронтации.
К примеру, Россия ожидает от нас и от наших властей союзнического отношения и доброжелательства, в частности, ответственной позиции в том, чтобы не превращать Армению в еще одну локальную арену этого противостояния и конфронтации. Это очень ответственно.
Уместно также сказать, что начиная с 2008 г. все без исключения опросы общественного мнения в нашей стране показывают, что большая часть армянского общества за армяно-российский союз и положительно относится к внешней политике президента России.
Вместе с тем очевидно, что, в частности, в молодежной среде очень заметны прозападные настроения и позиция молодежи в этом вопросе стала существенно отличаться от позиции людей среднего и старшего поколений.
Как будет сотрудничать возглавляемая премьером Пашиняном новая политическая верхушка с россиянами, с нашими другими союзниками по ЕАЭС и ОДКБ? Почувствуют ли себя общественные и политические группы, традиционно твердо стоящие на позиции развития и углубления армяно-российского стратегического союза, полноценными участниками политического процесса?
Один из знакомых мне политологов объяснял, что в нашей стране, большая часть общества которой русофилы, прозападная политическая элита может быть большинством потому, что после распада СССР и до сих пор здесь последовательно и с точечной аккуратностью работают США и ЕС. То, что наш общественный протест не имел майданных проявлений, что никто не пострадал, ни один магазин не был разгромлен, не сгорела ни одна машина, было наилучшим проявлением нашего современного национального облика.
Но как долго мы будем в состоянии сохранить сформированное ранее внешнеполитическое равновесие? Как долго мы сможем не втягиваться в конфронтации, продиктованные геополитическими предпочтениями? Ведь в мире немало сил, высшей целью которых в отношениях с Арменией является ее отрыв от России, и то без обещаний адекватных гарантий безопасности. Значит нужно, чтобы нынешняя политическая власть не сочла второстепенным и приложила бы усилия, чтобы честно балансировать между прозападными и пророссийскими силами, сдерживая своим влиянием их потенциал и довольно большую силу для того, чтобы направить ее в конструктивное русло, на службу потребностям Армении.
Не время ли подумать также о присутствии пророссийской партии, если на политическом поле Армении, вот уже на котором политическом цикле, появляются прозападные партии? Ведь в России наконец до конца осознали, что работать с Арменией означает работу не только с руководителем страны и его ближайшим окружением, но и с влиятельными общественными и политическими группами, желающими дружить с Россией и готовыми работать во имя укрепления этого союза. Таким образом, в течение ближайших месяцев мы получим ответ на вопрос, каким видит новая власть свое сотрудничество с полюсами интересующегося нами многополярного мира и кого она собирается загружать для того, чтобы успешно решить эти вопросы.
Ждут, когда поскользнется премьер Пашинян
Общественные настроения в эти дни однозначно в пользу нового премьера и его назначенцев. Общество снисходительно к новому герою и готово ждать первых успехов осуществляемых им реформ. Выражаясь более сухим политологическим языком, все ждут новых выборов, но их скорое проведение никому не выгодно.
Говорят, что новая властная верхушка проведет выборы после изменения Избирательного кодекса и это будет длиться не менее 6-7 месяцев. Старые ждут, что за это время новые ошибутся или общество почувствует тщетность и неосуществимость их идей. В любом случае ясно, что новому правительству необходимо работать без устали, в революционном режиме, чтобы начать и провести свои программные преобразования, начать ожидающие осуществления реформы в духе известного соглашения с Европейским Союзом, чтобы не возбудить недовольства сторонников традиционных ценностей (прежде всего Армянской Апостольской Церкви), не разочаровать приведшую их к власти массу и не усиливать опять существенно ослабевших «старых».
Но и на этом пути возникают вопросы, ожидающие мудрых и нестандартных ответов. Так, следует ли разрушать господствующую ныне политическую силу в парламенте и создавать на ее руинах новую (в соответствии с нуждами новой исполнительной власти)? Не являются ли ценностью уже сформированные и действующие в Армении основные политические силы? Что они подразумевают под приведением нашей общественно-политической жизни в соответствие с «европейскими критериями»?
Очевидно, что ВУЗы, школы и детские сады должны стать беспартийными и быть деполитизироваными. Политическая жизнь должна полноценно вестись в местных и окружных политических клубах.
В течение последних лет эта традиция, в принципе, уже заложена. Нужно решительно, по доброй воле отказаться от вовлечения армии и полиции во внутриполитическую жизнь. Начиная с какого-то момента, все это должно стать определяющим в новом облике нашего общества.
Пишу эти строки и думаю, как же трудно осуществить эти преобразования. Однако сделать это непременно нужно. Представляю себе замешательство читающих эти строки фальсификаторов выборов. Мои многоопытные друзья из разных партий обязательно возразят, убежденно говоря, что эти изменения не только не усилят нашу политическую машину, а ослабят ее на пороге новых выборов, поставив Армению на грань внутриполитического противостояния. Но все равно, идти по этому пути правильно, потому что люди, поднявшиеся на всенародный протест, хотят жить в действительно демократической, действительно свободной и действительно справедливой стране. Как бы циничны и многоопытны не были партийные боссы и активисты из их окружения, на повестке дня у нас ставший срочным наказ общества.
Сила и слабость установившегося в Армении двоевластия
Если парламент выразит недоверие правительству, будут новые парламентские выборы. Если парламент и новое правительство найдут общий язык, выборы будут отложены. Отложены настолько, сколько нужно старым и новым политический верхам. Я более чем уверен, что в отличие от других стран в Армении диалог и взаимопонимание по этим вопросам вполне возможны.
Пока в нашей стране мирно и безопасно. Армения снова широко открыла свои гостеприимные двери для иностранцев. Когда мы смотрим разные тревожные новости по телевизору из других стран мира – о насильственной смене власти, управляемом или неуправляемом внутриполитическом хаосе, политических убийствах или массовом насилии, различных вспышках ненависти и страха, мы даже не думаем, что подобное возможно и в Армении. Наша политическая система мало-помалу учится решать вопросы без насилия. Наше общество также учится поступать так, чтобы голос его недовольства был услышан. Факт, что для стабильного экономического роста нам нужна крепкая власть. Не тирания, не автократия, а сильная власть, которая сможет сделать ситуацию в стране управляемой, адекватно откликнуться на внешние угрозы и вызовы.
В эти дни иностранцы, гуляя по заполненным туристами центральным улицам Еревана, с удивлением расспрашивают, а здесь ли была революция? Революция пока не закончилась. В действительности она только-только началась. Но как всякое новое явление, она требует восприятия, осмысления и отклика. Будет большим счастьем, если в головах старой и новой политической элиты воцарится мысль об укреплении власти не путем насилия и подавления, а путем провозглашения атмосферы диалога и сотрудничества, продиктованных политическими реалиями, необходимостью обеспечения безопасности и благополучия нашего народа. Наше общество ждет прогресса. Мы хотим ежедневно чувствовать дух осуществляемых качественных изменений. Мы хотим жить на Родине. Это – благородное ожидание большей части нашего общества от политических процессов, от трансформаций без потрясений.
Арам Сафарян, политический аналитик, кандидат филологических наук, доцент политологии
Источник: Soyuzinfo.am