Один из самых колоритных уголков Тбилиси — «Сад художников» больше не будет таким как прежде. Столичная мэрия уже представила план его реконструкции. Это, с одной стороны, обеспокоило торговцев «Сада художников», а с другой подало надежду на лучшие условия работы. «Сад художников» стал трамплином не для одного поколения мастеров искусства. Многие первую пробу пера начинали отсюда, для других это место и вовсе – единственное средство для существования. Частые гости сада – иностранцы, которые, с одной стороны, знакомятся с современными грузинскими художниками, с другой – просматривают старинные вещи.
В надежде на получение более подробной информации о проекте реконструкции территории так называемого Сухого моста, редакция Dalma News обратилась в пресс-службу мэрии города. Однако, ответ был коротким: объявлен тендер, а информация о проекте будет представлена общественности в ближайшее время.
Работники «Сада художников» подчеркивают, что ситуация не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Они сами подготовили ряд замечаний и поправок к проекту и ждут встречи с представителями столичной мэрии.
«Одна из важнейших проблем – отсутствие общественного туалета. Мы кое-как свыклись с неудобством, однако туристы – очень удивляются этому факту», — сказал в беседе Dalma News один из художников.
Многим приходится справлять нужду в подземных переходах, так как владельцы кафе и ресторанов, расположенных поблизости, также отказываются предоставлять всем свои туалеты. Художники пытались договорится с ними, предлагали сделать туалет платным, однако так и не смогли переубедить.
Отсутствие питьевой воды также беспокоит сотрудников сада. Зеленые массивы не орошаются, что приводит к гибели деревьев. Художник Георгий Меликидзе сравнивает местность с концентрационным лагерем.
«Днем местность украшают картины, вечером она похожа на концентрационный лагерь», — сказал в беседе с нами Меликидзе.
Единственное, чего хотят художники – элементарных условий для работы. Они просят включить в проект реконструкции их требования. Помимо туалетов и питьевой воды, у каждого художника должно быть свое место, куда он смог бы спрятать свои работы, а также представить должным образом туристам.
Они предлагают мэрии создать из этого сада маленький туристический центр.
«Бывает, приходит турист, хочет купить картину, однако у него только иностранная валюта, которую негде обменять. Так и уходит, больше не вернувшись обратно», — жалуется Меликидзе.
Художники также предлагают мэрии учесть расстояние и место размещения хранилищ. По их задумке они должны быть размещены параллельно бордюрам, быть из металлического каркаса, высотой не менее 220 сантиметров, ширина между ними должна составлять 150 сантиметров.
Еще одно требование — больше мест отдыха и бесплатный WiFi.
Кинохудожник Темур Арджеванидзе скептически относится к обещаниям мэрии, руководство которой еще со времен основания сада обещает наладить всю необходимую для художников инфраструктуру.
«Перед выборами приходят, дают обещания, получают голоса и пропадают и так до следующих выборов», — сказал Арджеванидзе.
Он также обеспокоен тем, что если даже мэрия возьмется за реконструкцию, то потребует отдельную плату с местных тружеников. А так как художники – народ не богатый, то и сегодня большинство из них не могут покрыть аренду за свое место, что не изменится и в будущем.
«Одни говорят, что если установят лавки, то назначат и арендную плату. Другие, что место хранения для всех будет – одно. А это недопустимо», — сказал Арджеванидзе.
Он считает, что клиент ему может позвонить в любое время и даже ночью. Если место хранения будет одним для всех, то это негативно отразится на работе. Придется ждать рабочего времени, чтобы открыть камеру и предоставить картину клиенту.
Несколько сотен картин, размещенных в «Саду художников» продаются по разным ценам. Самая дешевая стоит 25 лари (около 10 долларов), самая дорогая – 1 тысяча лари (около 415 долларов). Основными клиентами и покупателями являются туристы из США и стран Европы.
Шорена Папашвили