В 2017 году Республика Армения и Китайская Народная Республика (КНР) отмечают 25-летие установления дипломатических отношений. Каких успехов смогли добиться наши государства в вопросе развития двусторонних отношений? На каком уровне находится экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество между Арменией и Китаем? И что еще предстоит сделать для развития и углубления армяно-китайских отношений?
Об этих и других аспектах армяно-китайского взаимодействия Dalma News побеседовала с доцентом кафедры политологии Армянского государственного экономического университета, вице-председателем экспертного совета исследовательского центра АМБЕРД, кандидатом экономических наук Варданом Атояном, который совсем недавно вернулся из Поднебесной, где 30 ноября проходил круглый стол, посвященный 25-летию установления дипломатических отношений между нашими государствами.
Господин Атоян, расскажите о мероприятии, в котором Вы приняли участие. Как вы охарактеризуете позицию ваших китайских коллег по отношению к Армении?
Круглый стол проходил в городе Сиань, который является не только отправной точкой исторического Шелкового пути, но и сердцем современной политико-экономической инициативы «Экономического пояса Шелкового пути». Организатором экспертной дискуссии выступил Институт Центральной Азии Шэньсийского педагогического университета, где я имею честь быть приглашенным экспертом. Помимо сотрудников университета, в мероприятии также участвовали представители из Китайской академии общественных наук и Исследовательского центра развития госсовета КНР. Во время круглого стола в основном обсуждались вопросы истории, нынешнего этапа и перспектив экономического, политического и гуманитарного сотрудничества между нашими странами. Хочу особо подчеркнуть следующий момент. Во время церемонии открытия круглого стола руководство Института Центральной Азии официально заявило об открытии Центра исследования Армении, что еще раз подтверждает факт роста интереса к Армении не только в политических, но и в академических кругах Китая.
В своем выступлении я предложил создать Ассоциацию мозговых центров стран-участников проекта «Один пояс — один путь», в качестве совместного консультативного органа для решения различных задач связанных с вопросами развития этого мегапроекта. В рамках данной Ассоциации можно будет периодически организовывать различные форумы, дискуссии, научные конференции, а также разрабатывать конкретные предложения для политического руководства и для лиц, принимающих решения. Эта идея у китайской стороны вызвала большой интерес.
Следует понимать, что Китай – это государство, с одной из лидирующих экономик мира, успешно сочетающее традиции, технологии и инновации. На недавно прошедшем XIX съезде Коммунистической партии Китая (КПК) председатель КНР Си Цзиньпин озвучил один из ключевых принципов развития Китая в контексте развития мировой экономики — «продвижение строительства сообщества общей судьбы для всего человечества». Поэтому подобного рода площадки играют очень важную роль в понимании друг друга и в разработке общих целей и стратегии развития двусторонних отношений.
Армяне и китайцы являются одними из древнейших народов мира, обладающими богатой культурой и большим историческим наследием. Что, по Вашему мнению, объединяет наши народы?
В первую очередь это стремление сохранить свои традиционные ценности и историческое наследие. Как представители древних цивилизаций, армяне и китайцы очень ценят собственную историю, культуру и традиции. У нас схожее отношение к семье, к родителям, к дружбе. Оба народа гордятся своей историей. Китайцы, как и армяне, очень гостеприимны.
Надо отметить, что у наших народов есть тысячелетний опыт взаимодействия и сотрудничества, уходящий вглубь веков, со времен древнего Шелкового пути, который проходил через территорию Армении. Именно в этот период армянские купцы играли заметную роль в развитии китайско-европейской торговли.
Конечно, нынешний Китай – это уже страна не только традиций. После окончания, так называемой, «культурной революции» и начала политики реформ и открытости Дэн Сяопина, масштабных преобразований последних десятилетий в сфере экономики, образования, науки, современный КНР можно назвать также страной технологий и инноваций. В XXI веке Китай уже один из важнейших геополитических и геоэкономических центров мира. В этом китайцы преуспели намного больше нас.
Как Вы охарактеризуете уровень армяно-китайских отношений на современном этапе?
За 25 лет установления дипломатических отношений между нашими странами было подписано несколько десятков соглашений, протоколов, меморандумов и других официальных документов касающихся двустороннего сотрудничества в торгово-экономических, культурных, научно-образовательных, военно-промышленных, сельскохозяйственных сферах. Имели место двусторонние визиты высокопоставленных лиц.
На данный момент отношения между Арменией и Китаем во многих сферах динамично развиваются. Однако, к сожалению, за период 1992-2016 гг. китайские инвестиции и кредитные средства в реальном секторе экономики Армении почти отсутствовали. В конце 2016 года инвестиции составили лишь 4.4 млн долларов США, а кредитные средства 20.6 млн. Хотя китайская помощь предоставляемая Армении была в десятки раз выше за тот же период. В частности, только в периоде 2011-2016 гг. китайское правительство безвозмездно предоставило армянскому правительству почти 40 млн дол.
Транспортную сеть Еревана и систему скорой медицинской помощи Армении обслуживают подаренные КНР автобусы и машины скорой помощи. По данным Министерства коммерции КНР в 2016 г. импорт Армении в Китай составил около 96 млн долларов. В том же году импорт китайских товаров и продуктов составил 358 млн долларов. Из Китая в Армению импортируется в основном обувь, одежда, машиностроительная и химическая продукция, строительные материалы, продукты питания и т.д. Из Армении в Китай импортируется медная руда, трубы, вино и коньяк. Однако надо подчеркнуть, что данные о товарообороте не учитывают, так называемую, «челночную» торговлю и поставки китайских товаров в Армению через третьи страны.
Что можно сделать для углубления взаимодействия между нашими государствами?
В настоящее время Китай является 2-м торговым партнером Армении. Однако, очевидно, что внешнеторговый оборот между Китаем и Арменией еще не реализовал весь свой потенциал. В частности, Китай может предложить Армении производственные, сельскохозяйственные технологии и оборудования, которые по цене существенно ниже своих западных аналогов, но по производительности и по качеству им не уступают. Можно с уверенностью сказать, что равноправные и доверительные политические отношения наших стран, несмотря на огромную разницу масштабов наших экономик, кроют в себе большие возможности экономического сотрудничества. Интерес китайских предприятий в Армении может вызвать также сфера сельского хозяйства, как, например, семеноводство и животноводство, а также горнорудная индустрия, перерабатывающая промышленность и строительство. Кроме того, присутствие на армянском рынке открывает свободный выход на рынок ЕАЭС, что создаёт для китайских предпринимателей новые перспективы.
Положительная динамика двусторонних отношений сказывается также на сферу туризма. Хотя общее число китайских туристов посещающих нашу страну пока неудовлетворительно, однако, очевиден рост интереса к Армении.
Китай намерен построить в Армении новое посольство, которое будет в несколько раз превышать по размерам старое. Как Вы считаете, чем обусловлен такой повышенный интерес Китая к Армении?
Строительство столь внушительного по размерам здания посольства, в первую очередь, говорит об уровне наших нынешних политических отношений и заинтересованности КНР в дальнейшем углублении отношений с нашей страной. Конечно, у нас также развиваются экономические отношения. Армения может послужить мостом для выхода в более чем 180 млн рынок ЕАЭС и 80 млн рынок Ирана. Но не все нужно оценивать лишь экономическими показателями, хотя они тоже крайне важны. Здесь также надо понять политический, точнее геополитический аспект вопроса. В Армении, в некоторых кругах, иногда недооценивают стратегическое местоположение нашей страны на политической карте мира. Да, у нас нет выхода к морю. Да, мы находимся в полу блокадном состоянии. Но не надо забывать, что Армения находится на стыке западной, исламской и православной цивилизаций, что всегда в истории обуславливала большую заинтересованность геополитических центров мира к нашей стране. Думаю данный факт можно рассматривать именно в этом ключе, а также в долгосрочных, нацеленных на будущее стратегических планах Китая в нашем регионе.
В контексте развития двусторонних отношений хотел бы также отметить интересный факт, который, по видимому, упустили из виду многие представители отечественных СМИ. С 30 ноября по 3 декабря в Китае прошла встреча на Высоком уровне «Диалог КПК с политическими партиями мира», под заголовком «Строительство человеческого сообщества с единой судьбой, совместное создание прекрасного мира – обязанность политических партий», в котором приняли участия руководители более двухсот политических партий и организаций из более чем 120 стран мира. Из Армении на встречу Высоко уровня была приглашена Республиканская партия Армения (РПА). Тут не столько знаменателен сам факт приглашения и участия РПА на этой встрече, что, конечно, само собой уже важно, но, что в ходе визита делегации РПА был подписан меморандум о сотрудничестве на 2017-2020 гг. между РПА и КПК, в котором указаны основные направления сотрудничества между руководящими партиями Армении и КНР. Как представителя академического сообщества, помимо остальных пунктов указанных в меморандуме, мое внимание привлек пункт, согласно которому намечается оказывать поддержку развертыванию сотрудничества между мозговыми центрами наших стран в форме проведения различных научных мероприятий.
Уверен, что реализация данного пункта может значительно активизировать двусторонние многоуровневые интеграционные процессы, повысить эффективность сотрудничества, в том числе в поиске возможных форматов участия Армении в мегапроекте «Один пояс — один путь». Надеюсь, что привлечение носителей знаний, академического сообщества и экспертно-аналитических структур в этот процесс поможет разработать и сформулировать практические предложения для наших политических элит, которые будут нацелены на взаимовыгодное использование возможностей предоставляемых данным проектом.
Как Вы отметили, Китай проявляет большой интерес к Армении не только с экономической точки зрения. Какие проекты культурно-гуманитарного характера Вы можете отметить?
Насчет развития гуманитарных связей надо подчеркнуть, что десятки граждан Армении каждый год поступают в лучшие университеты КНР. В последние годы у нас можно заметить стабильный рост интереса к изучению китайского языка. Здесь значительную роль играет также активная деятельность Института Конфуция, который был открыт в феврале 2009 г. в Ереванском государственном лингвистическом университете (ныне Ереванский государственный университет языков и социальных наук) им. В. Брюсова. Следует особо отметить, что первый Институт Конфуция на Южном Кавказе был открыт именно в Армении. Это учреждение представляет собой культурно-образовательный центр для распространения китайского языка, миссия которого — развивать дружественные взаимоотношения, способствовать росту понимания Китая и китайской культуры в нашей стране. Знаменательно, что в прошлом году Институт Конфуция в Армении занял первое место среди 511 подобных институтов в 140 странах мира и был удостоен звания «Лучший Институт Конфуция 2016 года».
Кроме этого, в декабре 2012 года между правительствами наших стран было подписано соглашение о технико-экономическом сотрудничестве. В рамках соглашения китайская сторона инвестирует 12 млн дол. в проект создания школы-училища с углубленным изучением китайского языка, который не имеет аналогов в нашем регионе. В свою очередь армянская сторона предоставила соответствующий участок и освободила от налогов связанных со строительством этого учебного заведения. Школа будет предназначена для 600 школьников, с пятого по двенадцатые классы. Открытие школы намечено на сентябрь 2018 года.
Беседовала Цовинар Костанян