30 сентября во дворе древней церкви Пресвятой Богородицы в селе Гумбурдо Ахалкаласкского района Грузии произошли столкновения местных жителей с полицией. Поводом к беспорядкам послужила попытка селян установить в церкви X века, передаваемой под охрану ЮНЕСКО, хачкар. Полиция действовала достаточно жестко – было ранено несколько человек, а двое жителей села задержаны. Несмотря на то, что вскоре последние были отпущены, напряженность в Гумбурдо остается. Эксперты связывали инцидент с грядущими выборами в местные органы власти Грузии, провокациями внешних сил и многим другим. По данному поводу высказывалось множество армянских (с точки зрения гражданства или этнической принадлежности) экспертов, и было бы логично представить грузинскую точку зрения.
Как отмечает журналист Заза Сванадзе, различные провокации в предвыборный период в Грузии – обычная практика.
«К сожалению, безответственные политики ради достижения целей готовы на все, использовать всех, в том числе и этнических армян. По моей информации, возмутившихся жителей села использовали совершенно конкретные силы – современные оппозиционеры, которые были властью до 2012 года, то есть – сторонники Михаила Саакашвили», — считает Сванадзе
Наш собеседник пытается разобраться и в глубинных причинах напряженности.
«Хотя географически и по численности населения Грузия — маленькая страна, но она многонациональна. Здесь веками жили много кто – от армян до евреев. Жили вроде как мирно. Но практика показывает и другое – объективно в Грузии среди некоторых групп населения есть армянофобские настроения. В общем и целом это не носит агрессивного характера. В Грузии ведь есть целые районы, где проживают армяне. Они здесь жили веками. Есть и те, кто пришли в начале 20 века из Карса. В Тбилиси есть армянский театр, очень мощная диаспора, действуют армянские церкви. Говорить о том, что грузины в массовом порядке агрессивны в отношении граждан других вероисповеданий – неправильно. В Тбилиси в радиусе 2 километров находятся синагога, мечеть и армянская церковь. Но, например, 5-6 лет тому назад большой резонанс вызвал визит в Грузию Гарегина Второго, который встретился с патриархом Илией Вторым. Тогда местные СМИ писали о том, что Гарегин хотел добиться передачи земель, находившихся в пользовании Армянской апостольской церкви, в ее собственность. Грузинское общество посчитало такие требования неадекватными. Но в целом армянофобские настроения в Грузии непопулярны. Лично у меня есть подозрения, что кто-то хочет испортить отношения между грузинами и нашими южными соседями. Как я знаю, грузинская сторона и патриархия готовы найти оптимальный вариант. Мы принимаем во внимание не только интересы братских народов, но и принципы и ценности XXI века, когда демократия – не только на словах, но и на практике и интересы малых групп всегда уважаются, если они не расходятся с интересами страны их проживания и ее законами».
Заза Сванадзе готов достаточно жестко высказываться о возможных инициаторах конфликта: «Лично я считаю, что какие-то группы от имени религии, руководствуясь поисками исторической справедливости, наносят вред нашим отношениям . Не судите мои слова слишком строго, кому-то они могут показаться старомодными – скажут, так говорили во времена Сталина, годах в 30-х, но у вредителей нет национальности. Вредитель может быть и грузином, и армянином, и русским. Можете перепроверить мои слова, но я не пытаюсь что-то скрыть потому, что не принадлежу к какой-либо партии, часто критикую власть на ряде телеканалов и интернет-ресурсов. На сегодняшний день в Грузии есть ксенофобские настроения, в связи с открытием границ и нашим сближением с другими странами. Так или иначе, после того, как из Ирана и арабских стран стали прибывать толпы туристов, грузинская общественность волнуется. У них есть деньги, они покупают землю, строят дома. У них бизнес в стране, где растет безработица, не лучшие показатели в экономике. Признаю, мы не совсем дружелюбно приняли людей, которых не так хорошо знаем… 27 лет – для истории не много, границы открылись еще вчера, культура и традиции азиатских стран для грузин еще не понятны и не приняты. Сие — факт, нравится это кому-то или нет, поэтому в такой непростой для маленькой Грузии период для ненависти к армянам нет ни времени, ни места, ни мотивации. Армяне живут с нами бок о бок веками. И они, и мы — христиане, а для грузин религиозная принадлежность много значит. В последние годы антиармянские настроения все-таки неактуальны».
Что касается самого инцидента, по мнению журналиста, министерство культуры Грузии, местные власти изначально могли спокойно сформулировать животрепещущие вопросы. Армянская община, на его взгляд, поставит хачкар, но для этого необходимы детальные консультации иерархов двух конфессий. Тема уже вышла за рамки локального кризиса и касается не только отдельного региона.
С причастностью к инциденту с хачкаром неких третьих сил согласен и грузинский эксперт по Ближнему Востоку и Южному Кавказу Василий Папава: «Наводит на определенные мысли и то, что данный инцидент возник в предвыборный период».
«Главное здесь, конечно же, позиция самой армянской общины Грузии – поддастся ли она провокациям извне или же будет заниматься общинными вопросами. Не стоит забывать, что те внешние силы, которые потенциально могут создать подобную конфликтную ситуацию, имеют свои интересы в регионе, и они никоим образом не подразумевают интересы граждан Грузии.
Несмотря на инцидент и участие в разных геополитических блоках, и Армения и Грузия нуждаются в хороших отношениях. И такие отношения должны лишь укрепляться, независимо от того, кто будет заинтересован в противоположном», — уверен эксперт.
Таким образом, в восприятии грузинской стороны инцидент в Джавахке – вопиющее и выбивающееся из общего контекста взаимоотношений грузинского и армянского населения страны. Кроме того, не забывают в Грузии и о взаимодействии Тбилиси с Ереваном на государственном уровне. Грузинская сторона демонстрирует готовность не только разобраться в подробностях конфликта и его причинах, но и в целом работать на понижение градуса напряженности и улучшение ситуации.
Подготовил Антон Евстратов (Ереван)