Началом отсчета творческой биографии ансамбля камерной музыки Classic’n’Jazz можно считать далекий уже 1992 год. Тогда проект только начал вырисовываться, через ансамбль прошло большое количество исполнителей, определялся репертуар. Сегодня, спустя четверть века, проект Classic’n’Jazz состоялся и признан всеми.
В том самом 1992 многое начиналось с музицирования на улицах и в подземных переходах у метро. Тогда многие профессиональные музыканты работали таким образом, и дело было далеко не в том, чтобы заработать на жизнь, а – заявить о себе, показать свои возможности, пусть и не перед самой изысканной аудиторией. Ну, и не потерять форму, конечно. Не мудрствуя лукаво, музыканты нашли место, где им была обеспечена максимально благодарная аудитория.
Это ведь так только кажется, что если в названии музыкального коллектива есть корни «классик» или «джаз», то и исполнять он должен то, что умещается во вполне компактное и общепринятое определение стиля. А вот совмещение двух, как многим кажется – полярных, направлений зачастую может поставить неискушенного слушателя (или, наоборот – этакого сноба) в тупик. Но и то правда, что практиковать одновременно классику и джаз умеют немногие, да еще с вкраплениями обработок битловских композиций и лирики Джо Дассена. Марк Агабальянц и Classic’n’Jazz умеют и вышеуказанное, и еще очень многое, потому музыканты и не задаются вопросом о совместимости разных музыкальных концепций.
До того, как Марк Агабальянц станет худруком Classic’n’Jazz и стержнем, вокруг которого выстраивается исполнительская философия ансамбля, ему придется сначала отучиться в музыкальном училище имени Романоса Меликяна, а затем и в ереванской консерватории. Композицию Марк изучал в классах прекрасных композиторов – Арама Сатяна и Эдуарда Багдасаряна, контрабас – у Л.Наляна. Поэтому в композициях собственного сочинения и аранжировках у ансамбля множество пьес с выраженным армянским колоритом звучания. Арменией и Ереваном навеяна музыка, написанная Марком Агабальянцем, как и проза его и стихи – талант, он ведь всегда проявляется в разных ипостасях.
«Я родился в Воронеже, прожил там до 10 лет – вроде бы не совсем ребенок, но Воронежа не помню совершенно. Мои воспоминания о самом себе начинаются с Еревана. Недавно побывали в Воронеже, попробовал найти дом, в котором мы жили, он неподалеку от оперного театра. Так этот дом я не столько вспомнил, сколько вычислил по местоположению», — говорит Марк, безусловный ереванец – пусть не по рождению, зато по духу и мироощущению. А это важнее стократ.
Марк Агабальянц одно время был музыкальным редактором в Госкомитете по теле- и радиовещанию Армении, руководил вокально-инструментальными и джазовыми ансамблями, играл в них на контрабасе, преподавал – в частности, в родном ереванском музучилище и московском колледже имени Гнесиных. Сегодня он продолжает сотрудничество с различными музыкальными коллективами, уделяя, разумеется, много внимания и времени родному Classic’n’Jazz.
«Поначалу мы играли, если позволено так выразиться, шлягеры классической музыки – на улицах, в переходах метро, в парках, в торговых центрах. Про нас сняли документальный фильм, у нас брали интервью, нас фотографировали и печатали в газетах, но самое главное — нас слушали!
И, выходя со сцены из зала консерватории, мы, сняв бабочки и фраки, расчехляли свои футляры в переходе у Александровского сада или Охотного ряда и начинали играть. И публика, та, которая только что была на нашем концерте там, в Консерватории, останавливалась и слушала нас тут, на улице. Вот это чувство и можно назвать ощущением собственного настоящего успеха», — рассказывает Марк Агабальянц.
Потом Classic’n’Jazz выросли из культуры «андеграунда», хотя и сейчас ею не побрезгуют, если будет на то необходимость. Концерты классической музыки в переходах перешли на традиционные концертные площадки: ансамбль начинает выступать на сценах лучших залов Москвы, участвует в творческих вечерах композиторов и певцов, презентациях различных фирм, издательств, на встречах Дворянского собрания и персональных художественных выставках, играет в ЦДРИ и в Гуманитарном центре «Преодоление» имени Н.А.Островского. И, конечно, участвует в музыкальных фестивалях на пленэре.
Сам Марк Агабалянц музыку пишет охотно, разную и много. В числе его произведений, например, переложения для ансамбля контрабасистов композиций Tea for Two, I Got Rhythm и «Тихо, как при восходе солнца», интересные оригинальные джазовые интерпретации на темы песен «Битлз» и Джо Дассена, Эшпая и Диззи Гиллеспи. Джазовые транскрипции, пьесы для фортепиано и флейты в инструментальном сопровождении, для камерных классических оркестров – творчество музыканта и композитора разнопланово, но Агабальянц не обеспокоен непременными поисками собственного направления, все его произведения в стилевом отношении вполне укладываются в давно определенную им самим творческую систему.
Сегодняшний Classiс`n`Jazz концертирует в самых престижных залах Москвы, в элитных джаз-клубах, ансамбль – частый участник творческих вечеров и фестивалей, художественных выставок, много гастролирует по России и за рубежом. Вдохновение музыкантов гарантировано высочайшим удовольствием совместной работы, на радость благодарному слушателю.
И не суть важно, кто этот слушатель – искушенная ли филармоническая аудитория, или простые прохожие в парке и на улице, покоренные музыкой и завороженные ею. Аплодисменты долго не смолкают в любом месте, ведь эти люди играют и для себя, и для всех, кто готов услышать их музыку. От Баха и Вивальди до Брубека с Гершвином – то, что они любят и убедили полюбить многих других.
Вот с ереванскими гастролями что-то никак не срастется – причиной обычные местные обещания всего на свете, не становящиеся, однако, реальностью. Между тем все участники Classiс`n`Jazz (особенно не-армяне) просто горят желанием увидеть Ереван и выступить на здешних площадках: они, по большому счету, готовы играть и практически бесплатно, решить бы вопрос с авиабилетами и размещением.
Вот мы и подошли непосредственно к участникам ансамбля – среди них немало ереванцев. Вот, например, скрипачка Марина Анисимова (Овсепян)в Classic’n’Jazz с 1998 года. Детство и половина школьных лет Марины прошли в Ереване, здесь она пела, играла на скрипке и синтезаторе в составе знаменитого в то время детского ансамбля «Аревик». Потом были две консерватории: в горьковской Марина начала учиться, а петрозаводскую окончила, обе по классу скрипки. В 1991 году она стала первой скрипкой в Государственном камерном оркестре Архангельска. Первой скрипкой Марина была и во время работы в Национальном симфоническом оркестре Сирии, преподавая в Дамаске скрипку и параллельно участвуя в интереснейших проектах с Пласидо Доминго в Абу-Даби, с Риккардо Мутти, маэстро Малино (это был симфоджаз, стиль, построенный на симбиозе джаза и легкой симфонической музыки). Плодотворным было сотрудничество с балетной труппой из Франции – ставили «Шехерезаду», и в «Спартаке» – это уже в Ереване, в оперном театре.
Мушег Мкртчян играет в Classic’n’Jazz на ударных – он физик по образованию, окончил Ереванский университет. Правда, до этого он учился в музыкальном училище им. Р.Меликяна, по классу ударных инструментов. Физиком стал, очевидно, незаурядным, иначе вряд ли бы получил после окончания распределение в Институт физики в подмосковной Черноголовке. Впрочем, Мушег явно не связывал свое будущее ни с фундаментальной, ни с экспериментальной наукой, поскольку в Черноголовке он начал работать в музыкальной школе – преподавал игру на ударных инструментах.
Кроме этих музыкантов, постоянно или периодически с ансамблем выступают и другие прекрасные исполнители. Это скрипачи Елена Фришман, Андрей Неберикутин, альтистка Мария Бушуева, виолончелист Демьян Фокин, органистка и пианистка Елена Бутузова.
Объединяет их, кроме высокого творческого мастерства, беззаветная любовь к музыке – это люди, которым важно создавать музыку вне зависимости от предоставленного для этого места. Хотя сегодня ансамбль камерной музыки Classic’n’Jazz – коллектив востребованный, на его афишах — центральные московские концертные площадки: Малый и Рахманиновский залы Консерватории, Дом музыки, усадьбы Зубовых и Кусково, музеи Царицыно и Глинки, Скрябина и Чайковского, джазовые фестивали, «Москонцерт», радиопередачи…
Подготовил Рубен Гюльмисарян