Бюраканская астрофизическая обсерватория имени В.А.Амбарцумяна была основана в 1946 году, хотя официальное ее открытие состоялось десятилетием позже. Это одно из ведущих научных учреждений Национальной академии наук Армении. Обсерватория расположена в Арагацотнской области, на южном склоне горы Арагац, на высоте 1490 м. Комплекс зданий обсерватории признан архитектурным памятником – и первое, что бросается в глаза, это выдержанность архитектуры советского стиля. Постройки, которым уже более полувека, пусть и не всегда хорошо выглядят изнутри, снаружи смотрятся очень впечатляюще — рыжеватый, розовый камень, широкие лестницы с большими дверями, колонны и высокие этажи. В 2015 году Бюраканская обсерватория получила статус регионального астрономического центра.
Как и положено серьезному научному учреждению, в обсерватории сразу же была основана библиотека, в которую собирались не только работы собственных сотрудников и коллег из других астрофизических центров Союза, но и научная литература по соответствующим темам со всего мира. И в 1957 году, в известнейшем журнале Nature, специалисты обсерватории нашли заметку одного австралийского специалиста о научных перспективах радиотелескопов с двумя зеркалами и с большим неподвижным основным зеркалом в виде идеальной полусферы, которую можно было бы собрать на горной местности. Слежение за небесным источником микроволнового радиоизлучения австралиец предлагал обеспечивать перемещением малого зеркала специальной формы по заданной программе.
В том же году еще никому не известный Парис Геруни окончил факультет радиотехники Московского энергетического института, где, во время учебы под руководством академика Котельникова, занимался, в частности, разработками антенны для первого искусственного спутника Земли. Новоиспеченный радиофизик получил распределение в Армению, где еще только-только начали создавать отдел радиоастрономии в Бюраканской обсерватории.
Заметка из Nature, таким образом, попалась на глаза молодому специалисту обсерватории Парису Геруни, наделенному от природы качествами настоящего лидера и отнюдь не вредным во многих обстоятельствах чувством собственной неповторимости и исключительности, и послужила спусковым крючком для разработки им личной программы «завоевания мира» — нужно было во что бы то ни стало воплотить в жизнь предложенный австралийцем радиотелескоп, достигнув уровня точности, необходимого для эффективного сбора астрофизической информации в микроволновом диапазоне. И по этой тематике Парисом Геруни вполне оправданно ожидались открытия, достойные мирового научного признания.
Программа стартовала в тот момент, когда Бюраканская обсерватория заказала в соответствующей московской организации разработку проекта конструкции радиотелескопа с диаметром полусферы в 200 метров, и эта работа стала частью докторской диссертации Париса Геруни. Строительство телескопа шло с переменным успехом, но все же было успешно завершено силами сотрудников ВНИИ радиофизических измерений – института, который создал Геруни, ставший его руководителем. Геруни превратил научно-исследовательский институт в серьезнейшее научно-производственное предприятие, зарабатывающее немалые деньги на заказах обороннойпромышленности.
Диаметр полусферы телескопа, по ходу работ, был уменьшен с 200 до 54 метров, и в московский проект были внесены принципиальные изменения. В 1986 году радиотелескоп был готов, признан изобретением и включен в Госреестр изобретений СССР под названием «Зеркальный радиотелескоп П.Геруни».
Получилось так, что итоговых параметров точности, заложенных в проект конструкции, достичь не удалось. Тем не менее, Геруни считал, что радиотелескоп отличает рекордно низкая собственная шумовая температура, позволяющая регистрировать микроволновое, так называемое реликтовое излучение Вселенной, случайное открытие которого с помощью иных способов было в свое время удостоено Нобелевской премии по физике. Проведенные Геруни измерения дали отрицательный результат, что послужило основанием для безапелляционного заявления, им сделанного: «Поскольку мои измерения не обнаружили реликтового излучения Вселенной, его просто не существует».
Чтобы представить, каким образом Геруни продвигал решение сложной проблемы, связанной со строительством радиотелескопа, можно привести один пример. Необходимо было отлить сотни крупных алюминиевых щитов, из которых затем в котловане должна была быть собрана огромная полусфера. Был построен литейный и еще один цех, в нем установили привезенный из России высокоточный карусельно-токарный станок для доводки поверхности отлитых щитов до нужной точности. Геруни долго искал специалиста и, наконец, отыскал на алюминиевом заводе в Канакере опытного мастера по литью алюминия. Геруни убедил его, что он единственный, кто способен качественно отлить нужное количество щитов, уверив, что любое требование по делу будет исполнено. Когда мастер приступил к работе, то первым делом потребовал привезти из России особый вид земли, которая позволяла получать отливки без дефектов, и это требование было незамедлительно выполнено.
В ВНИИ работали самые разные специалисты, все они подчинялись Геруни, который был главным конструктором радиотелескопа, он творил его под самого себя. Да, Парис Геруни был необычным человеком, с огромным багажом знаний, но чрезвычайно властным и с очень тяжелым характером. И он добился своего, создав уникальный радиооптический телескоп, сложнейший по своей конструкции, который также является одним из самых мощных радиотелескопов.
А сегодня этот телескоп, созданный по уникальному проекту для наблюдений за Вселенной, переживший землетрясение и первые «темные холодные годы» армянской независимости, этот уникальный инструмент ждет инвесторов и своего второго рождения, второго своего звездного часа.
Этот удивительный объект не упоминается ни в одном путеводителе по стране, его нет на туристических картах, а от дорог государственного значения, с которых его можно было бы заметить, находится далеко. Тем не менее, зеркальный радиотелескоп Геруни поражает воображение своими размерами и смелостью научной мысли его создателя. И эта рукотворная металлическая чаша в искусственном кратере на склоне горы Арагац помнит времена, когда этот живописный уголок Армении был одним из крупнейших центров фундаментальной и прикладной науки Советского Cоюза.
Кстати, племянница Париса Геруни, кандидат технических наук Аревик Саркисян постоянно напоминает в каждом интервью, что, например, война во Вьетнаме была выиграна в немалой степени благодаря армянским радиофизикам, создавшим автоматический комплекс измерений антенн ПВО. До этого из, условно говоря, 20-25 американских самолетов наши военные сбивали в среднем один, поскольку антенны радиолокаторов были, мягко говоря, не самыми лучшими. «Ситуация поменялась, когда наши комплексы измерений стали устанавливать для калибровки прямо на позициях ПВО во Вьетнаме. В этом мы опередили США лет на десять», — утверждает А.Саркисян. Она преподает в Национальном политехническом университете Армении и ведет редкий для мировой практики даже специальных вузов курс «Антенные измерения», продолжая развитие научной школы Париса Геруни.
После распада СССР нехватка финансирования для обеспечения работоспособности телескопа привела к тому, что в 2011 году ученые решили его законсервировать и искать инвесторов для проекта. По разным подсчетам, на обновление инфраструктуры инструмента потребуется около 25 млн долларов.
Однако если функционирование радиооптического телескопа Геруни будет восстановлено, эта аппаратура может стать важнейшим звеном международной сети радиотелескопов со сверхдлинной базой. Помимо этого, антенна вполне может быть использована в таких задачах, как дальняя космическая связь, радиолокация небесных объектов, управление космическими полетами, а также в качестве наземной инфраструктуры ГЛОНАСС.
…И вот такой завершающий штрих, символический, мистический, странный – как угодно. Дело в том, что уже после постройки телескопа выяснилось: меридиан, проходящий через его центр, проходит ровно под крестом стоящего через ущелье монастыря Тегер постройки XIII века. С Божьей помощью, не иначе…
Подготовил Рубен Гюльмисарян