В 80-х годах прошлого столетия в Баку зарождается и получает развитие особый вид советской бардовской музыки, известный как «бакинский шансон». Отдавая дань бакинской субкультуре советского периода и языковым традициям города, песни этого жанра исполнялись чаще всего на русском языке.
В свое время бакинский шансон был не только неотъемлемой частью азербайджанской эстрады, но и своеобразной визитной карточкой азербайджанской музыки за рубежом. Но со временем этот жанр ушел в небытие, хотя на российских просторах им по-прежнему восхищаются (есть даже телеканал «Шансон»), его исполняют в ресторанах, его копируют многие певцы.
Основоположником бакинского шансона многие считают певца Бориса Давидяна (Боку). Еще в детстве Борис увлекся музыкой и окончил музыкальную школу. Его пение под гитару во дворах и подъездах пользовалось большим успехом. Первый альбом Бока записал в 1972 году. Специально он ничего делать не собирался – просто появилась запись с частного банкета, на котором Давидян выступал с друзьями-музыкантами. Через несколько дней она зазвучала по всему Баку.
По мнению Боки,в этой случайности была изрядная доля предопределенности: если не на этом банкете, так на другом альбом был бы записан, так как были люди, заинтересованные в его распространении.
Интересно, что в Баку даже азербайджанцы до сих пор вспоминают его с теплотой, и Борис не исключает возможности выступить в родном городе с концертом, если поступит соответствующее предложение. Некоторое время певец жил в Ереване, потом в Москве, но в последние годы осел в пригороде Лос-Анджелеса — Глендейле.
Он много гастролирует по миру: Австрия, Турция, Россия. Дружит со многими коллегами-музыкантами. В числе его друзей Михаил Гулько, Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, Вилли Токарев, Анатолий Могилевский.
Русскоязычные песни в стиле бакинского шансона продолжали пользоваться популярностью в кавказских иммигрантских общинах стран СНГ, Европы, США, Израиля после 90-х. К сожалению, в последнее время в самом Азербайджане этот стиль начал практически исчезать. Лишь благодаря единичным исполнителям, таким как Эйюб Ягубов, Ильгар Сахил, Арзу Рзаев, Джейхун Бакинский и Самед Самедов удается сохранить этот по-настоящему особый культурный пласт столицы.
Как считает певец Арзу Рзаев «бакинский шансон» является уникальной, исконно азербайджанской манерой исполнения песен.
«Дело в том, что Бока раньше нас самих уловил всю прелесть этого стиля и стал успешно им пользоваться, а мы, азербайджанские исполнители, «очнулись» гораздо позже. Так что не азербайджанцы подражают Боке, а он подражал нам. Признаться честно, когда я исполняю шансон, я морально отдыхаю и мысленно возвращаюсь в золотые годы нашего Баку», — сказал он беседе с Dalma News.
Еще более оригинальное мнение высказал исполнитель бакинского шансона Самед Самедов, в свое время получивший популярность как раз за счет исполнении песен из репертуара Боки Давидяна.
«Раньше, в советское время, не было песен в стиле бакинского шансона, и нам приходилось петь песни из репертуара Боки. Но сейчас есть композитор Эльчин Иманов, который написал массу хитов в этом жанре»,- отметил он в беседе с Dalma News.
В своем интервью «Шансон-плюс» известный исполнитель бакинского шансона Артур Амирян отмечал, что в этих песнях много посвящений знаменитым бакинским дворикам, где одной семьей жили люди разных национальностей, где каждый делился друг с другом хлебом, вместе отмечали праздники и провожали в последний путь, где каждый старался в первую очередь показать свои человеческие качества, а не кичился материальными благами. Что и придавало бакинскому шансону свое лицо.
«Баку считался самым интернациональным городом в мире. Про какие города я только не слышал или какие города я не только видел сейчас, но Баку это есть Баку. Если ты родился в Баку, это — на всю жизнь. Даже близко никто не подозревал, что такое может произойти в конце 80-х. Конечно, это наша боль, боль двух народов, боль нормальных людей», — отмечал Амирян.
С мнением Амиряна согласен и композитор Эльчин Иманов. По его мнению, бакинский шансон мог появиться только в интернациональной среде. «Почему он не был создан в Ереване? Да потому что в отличие от Еревана и Тбилиси, Баку был всегда интернациональным городом, где каждый народ мог внести свою лепту в создание культурных традиций своего города. Но, к сожалению, эти традиции стали забываться. Не надо забывать, что изменившаяся демографическая ситуация в Баку имеет определенные последствия: несколько утеряны многие чисто городские традиции, уменьшилось число коренных бакинцев, которые любили и знали эту музыку. Сейчас и я стараюсь писать другие песни, но я по-прежнему пишу песни в стиле шансон, потому что вижу в них свое детство, старые бакинские дворики, добрую атмосферу, опять становлюсь ребенком и отдыхаю душой», — заявил композитор телеканалу ATV.
Принц азербайджанского шансона – так окрестили музыкальные критики азербайджанского певца Джейхуна Бакинского — считает, что пока есть бакинцы, бакинский шансон никогда не умрет. По его словам, почитателей этого жанра в последние годы стало больше.
«На моих концертах всегда аншлаг. Недавно я выступал с гастролями в Израиле и в Москве , которые прошли с большим успехом. Кстати, на которых концертах было и немало армян. Бакинский шансон — это музыка и культура бакинцев, какой бы национальности они ни были», — сказал певец в беседе с Dalma News.
В заключение можно отметить, что хотя жанр бакинского шансона переживает в Азербайджане не лучшие времена, его приверженцы стараются его сохранить любой ценой. Ведь этот жанр, как джаз и другие направления культуры, являются неотъемлемой частью истории Баку.
Подготовил Максуд Талыблы (Баку)