Накануне в Армении завершилась эпопея с захватом полка патрульно-постовой службы полиции. Находящиеся в здании 20 участников группы «Сасна црер» сдались службе нацбезопасности и полиции. Судя по ходу митинга на Площади Свободы и последовавшего затем шествия, на данный момент властям удалось взять ситуацию в стране под контроль.
Акции протеста продолжатся, но со временем станут все малочисленнее и прекратятся вовсе. При этом, на фоне существующих в стране проблем и неспособности властей найти пути к их решению, любое резонансное событие — будь то повышение тарифов или договоренность по урегулированию карабахского конфликта, которое будет расценено армянским обществом как односторонняя уступка, — может привести к новым акциям протеста и дестабилизации внутриполитической ситуации в стране.
В каком-то смысле в сегодняшней Армении действует революционный принцип, выведенный в свое время большим экспертом по вопросам насильственной смены власти в стране — Владимиром Лениным: верхи не могут, низы не хотят. А власти, судя по всему, не проявляют никакой готовности идти на реформы и качественные изменения в стране.
О причинах, приведших к подобной ситуации, написано много. Как и том насколько плоха нынешняя власть. При этом, на фоне массового недовольства властями, почти никто не обращает внимания на тезисы и предложения, продвигаемые Жирайром Сефиляном и его сторонниками, и не подвергает их логическому анализу. А о том, чтобы получить мало-мальски внятные объяснения от людей, распространявших в эти дни с уверенным видом бредовые слухи, как то: прибытиe в Ереван российской «Альфы» для проведения спецоперации против «Сасна Црер», чеченских силовиков от Рамзана Кадырова, отсутствие патронов у солдат на передовой и т.д., — и речи быть не может. Люди и дальше готовы слушать и верить в любую ахинею.
Однако при более детальном анализе слухов становится очевидно, что, по какой-то странной причине, они почти всегда носят антироссийский характер. В последнее время в Армении стало модным во всех бедах винить Россию, не разбираясь, реально ли она несет ответственность за происходящее в нашей стране.
В отношениях между Арменией и Россией проблем и так предостаточно (о чем я лично много писал), чтобы добавлять к ним еще и те, к которым Россия не имеет прямого отношения.
Власти всегда одобряют повышение тарифов на электроэнергию и газ, в то время как Москва резко снижает для Еревана цену на закупаемый газ. Повысили цены – виновата Россия. Хотя и «Электрические сети Армении» и «Газпром-Армения» являются армянские компаниями (с российским капиталом) и действуют в соответствии с армянским законодательством. А армянские власти, дабы снять с себя ответственность, пытаются все свалить на Россию, проталкивая через подконтрольные СМИ материалы в духе «это не мы, это Москва». Для сравнения, белорусским властям почему-то удается удерживать тарифы на низком уровне, несмотря на то, что, к примеру, поставками газа там также занимается «Газпром».
Посол США лоббирует политику «открытого неба» (с которой не очень стыкуется наличие национального авиаперевозчика), ее плодами пользуются в конкурентной борьбе российские авиакомпании, резко повысившие затем цены. И тут снова виновата Россия.
Да и критикующие сейчас полицию Армении, за неоправданно жесткие действия в отношении демонстрантов, почему-то предпочитают не вспоминать о том, что «управлять толпой» в случае массовых акциий протеста армянских полицейских обучали именно американские инструкторы. Ведь это не очень вписывается в концепцию о том, что Россия кругом виновата. А о том, чему научилась армянская полиция у своих американских коллег наглядно показали события на улице Хоренаци и в районе «Сари тах».
Ярким примером того, насколько стыкуются с логикой и здравым смыслом заявления некоторых антироссийски настроенных активистов, продемонстрировала вчерашняя речь режиссера Тиграна Хзмаляна на проходящем в Ереване митинге. В духе Паруйра Айрикяна, он во всем углядел «руку Москвы» и агентов КГБ. Ни он, и никто из стоящих рядом, не задался вопросом: почему, если армянские власти полностью подконтрольны Москве, требующей штурма и пролития армянской крови, этот штурм так и не состоялся? А ведь в России в подобных случаях власть так долго не ждет и давно бы пошла на штурм, даже несмотря на возможную гибель заложников.
Однако если с Хзмаляном и его политическими взглядами все давно ясно, то вызывает озабоченность другая тенденция. Громче всех о недопустимости уступок в карабахском конфликте кричат те, кто заодно продвигает антироссийские настроения, не понимая, что ухудшение отношений с Россией приведет не то что к уступкам, а, возможно, и к потере Нагорного Карабаха.
И опаснее всего то, что подобные идеи продвигают люди, окруженные ореолом героев. К примеру, Жирайр Сефилян в своем вчерашнем заявлении с одной стороны предложил пойти на шаги, которые безусловно приведут к войне с Азербайджаном (воссоединение НКР и Армении), а с другой — выгнать российских пограничников, а в будущем и базу в Гюмри.
На днях я принимал участие в «Кавказском диалоге», проводимом Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчаков в Грозном, где довелось побеседовать с азербайджанскими политиками и журналистами. И должен отметить, что у них также не было практически никаких ожиданий успеха от переговоров по карабахскому конфликту. И это еще больше укрепило уверенность в том, что война неизбежна, и к ней готовятся обе стороны. А это, в свою очередь, заставляет с еще большей тревогой относиться к адептам теорий «о российском колониализме, мешающем развитию Армении» и «Запад нам поможет». Как помог Запад сохранить территориальную целостность Украины и Грузии, думается, напоминать не стоит.
Армяно-российские отношения нуждаются в корректировке, и с этим никто не спорит. Однако опаснее и вреднее чрезмерно пророссийского вектора во внешней политике является вектор антироссийский. Ведь то, что предлагает Россия находящейся фактически в состоянии войны Армении, – дешевое оружие и гарантия невмешательства в военный конфликт союзника Азербайджана — Турции, — ни одна другая страна пока дать не может.
Армянские политики и власть должны быть проармянскими. А это подразумевает хорошие и союзные отношения с Россией, не забывая при этом о развитии отношений и с другими центрами силы – США, ЕС, Ираном и Китаем. А о том, что, находясь в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе и имея хорошие отношения с Россией, можно спокойно проводить политику, основанную на своих национальных интересах, говорят примеры Казахстана и Белоруссии.
Подготовил Айк Халатян