На днях, 26 мая, Грузия отметила свой главный праздник — День Независимости. Год юбилейный, ибо с обретения независимости прошло 25 лет — очень бурных, насыщенных трагическими событиями, тяжелыми ранами, многие из которых не зажили и по сей день. Однако, как принято, юбилей — это всегда время подведения итогов.
Что же произошло с Грузией после распада Советского Союза?
За свою новейшую историю Грузия прошла через те же процессы, что и все бывшие республики на постсоветском пространстве. Формально Грузинская ССР и тогда считалась государством с полным набором государственной атрибутики: со своим гербом, гимном, знаменем. Республика также обладала мощной индустрией и развитым сельским хозяйством. В стране была развита энергетика за счет ГЭС и ТЭС, было развито авиастроение, судостроение, когда в Батуми выпускались уникальные скоростные корабли на подводных крыльях, черная и цветная металлургия, горнодобывающая промышленность, автомобилестроение, различные отрасли машиностроения, производился в огромном количестве текстиль, трикотаж, обувь и многое другое. Сельское хозяйство снабжало огромный Советский Союз чаем, цитрусами, винами и другими продуктами.
Миллионы граждан со всех концов Советского Союза приезжали в республику на отдых, и высокоразвитая санаторная сеть, дома отдыха всегда были перегружены до отказа. Немалую пользу внутренний туризм приносил и рядовым гражданам. В Советском Союзе Грузия уверенно лидировала по уровню благосостояния населения.
Сегодня все это в прошлом. От высокоразвитой индустрии почти ничего не осталось. На заводах и предприятиях, где трудились десятки тысяч людей, получавших стабильную зарплату, бесплатные квартиры, различные путевки, сегодня — мертвая тишина. На бывших промышленных территориях работают полукустарные мастерские, где, в лучшем случае, трудоустроено несколько десятков человек.
Та же картина и в сельском хозяйстве. Сегодня в Грузии очень сложно купить в магазине пачку хорошего грузинского чая, того самого, которым когда-то снабжался весь Советский Союз. Импортные цитрусы почти вытеснили местную продукцию. Для грузинского вина самым объемным рынком после развала Союза оставался российский. С его потерей отрасль оказалась на грани катастрофы, и все отчаянные попытки разных правительств найти новые рынки сбыта, к сожалению, особых успехов не имели. Горько писать эти строки, но, к несчастью, это чистейшая правда, которую не сможет опровергнуть даже самый зомбированный узколоб.
На политическом поприще положение не менее сложное. С первых же дней независимости в стране развернулась острейшая борьба за власть между различными политическими группировками, что привело к прямой гражданской войне, когда на улицах Тбилиси лилась кровь, горели и разрушались здания, начался острый конфликт с автономными образованиями, который привел к фактическому выходу Абхазии, Аджарии и Южной Осетии из состава Грузии. Отношения с Аджарией удалось разрешить, а проблема с Сухуми и Цхинвали и сегодня остается кровоточащей раной.
В 90-е годы была полная экономическая разруха, дикий разгул преступности, убийства политических лидеров, теракты. К счастью, постепенно ситуация наладилась, и жизнь значительно облегчилась, за что во многом надо благодарить Эдуарда Шеварднадзе, который, при всех своих недостатках, сумел преломить негативный ход событий и выйти из катастрофическго положения. Но осторожный «Серебряный лис» перестал устраивать тех, кто считает, что сегодня они управляют миром. Прошедший «кремлевскую школу», хорошо знавший и Запад, и Восток Шеварднадзе прекрасно понимал, где проходит черта, которую в отношениях с Россией переступать нельзя. При всех своих недостатках, он не был готов превращать свою страну в жертвенную пешку. Поэтому в стране быстро организовали «цветную революцию», и на его место пришли взлелеянные за океаном безбашенные радикалы.
Их лидер Михаил Саакашвили попытался решить вопрос другим путем, что и привело к трагическому августу 2008 года. Он практически вынудил Россию сделать то, чего она не делала — признать Абхазию и Южную Осетию. К этому признанию присоединилось еще несколько стран, что юридически изменило статус автономий на «частично признанные государства».
После девяти лет правления «Единого национального движения», установившего в стране режим жестокого политического террора, в 2012 году ее сменила у власти мирным путем коалиция «Грузинская мечта». Придерживаясь прозападного курса, она тем не менее учитывала желание огромной части электората добиться нормализации отношений с Россией. Но прозападная ориентация и прагматический курс в условиях тотального американского диктата плохо совместимы.
Подобная история повторилась и с Украиной, которая в результате государственного переворота потеряла Крым и получила огромные проблемы в Донбассе, но зато этой ценой позволила Соединенным Штатам развернуть санкционную войну против России. Сегодня западным кукловодам нужна Грузия, которая с максимальной активностью будет досаждать северному соседу.
День независимости и его уроки
Возвращаясь к торжественному мероприятию в честь 25-летия независимой Грузии, отметим, что на празднованиях присутствовало все высшее руководство страны. Речи президента, премьер-министра, министра обороны были очень похожи, потому что главным, если не единственным мотивом в их выступлениях, звучала тема укрепления независимости, суверенитета и готовности к самопожертвованию. Сотни новобранцев в Тбилиси и других регионах страны публично приняли торжественную присягу.
В свое время «Грузинская мечта» отказалась от проведения военных парадов, считая это мероприятие идеологически бесполезным и весьма дорогостоящим для находящейся в экономическом кризисе страны. Поэтому на центральной площади страны продемонстрировали подразделения грузинской армии, обученные НАТО и одетыми в натовскую форму.
С каждым днем разница во внешнеполитических приоритетах между откровенно профашистским и русофобским «Единым национальным движением» и «Грузинском мечтой» становится все менее заметной. У части правящей элиты сегодня складывается довольно странное понятие о суверенитете. Любые, даже самые безобидные высказывания с российской стороны воспринимаются как покушение на суверенитет. А как воспринимать то, что в главный государственный праздник страны в парадном строю дефилируют иностранные военнослужащие.
Шли военнослужащие США, Великобритании, Польши, Латвии, играли военные оркестры. НАТО уже который год обещает распахнуть перед Грузией двери, помогает в обучении и вооружении грузинской армии. На празднике с речью выступил и американский генерал, похваливший грузинские подразделения в натовских структурах и почтивший память нескольких десятков военнослужащих, погибших далеко от родины. Ради чего погибли эти молодые ребята? Заменили собой натовских солдат? Чтобы в Америку и Европу пришло меньше похоронок?
Остается только задать вопрос: куда под музыку натовских военных оркестров будет маршировать грузинская армия? Ведь как известно, музыку заказывает тот, кто платит.
Гиорги Картвели, специально для Dalma News